РЕЛЬЕФ
РЕЛЬЕФ
денежная сумма за вступление в наследство ленным владением. Обычно равнялась годовому доходу с лена. Рельеф вассал передавал сеньору.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
РЕЛЬЕФ
в искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды — соответственно барельеф и горельеф.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Рельеф
лат. relevo – поднимаю) – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Рельеф
совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей (горы, ущелья, долины, овраги, котловины, террасы и т. п.). Различают Р. равнинный и горный. От характера Р. зависят условия проходимости местности, обзора и ведения огня, маневра и маскировки войск, поэтому он учитывается прн оценке обстановки.
Источник: Словарь военных терминов
РЕЛЬЕФ
совокупность неровностей суши, дна морей и океанов, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. В искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф. В истории — феодальный платеж вассала сеньору при получении феода.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Рельеф
род скульптуры, для к-рого характерно сочетание поверхности фона и скульпт. формы, более выпуклой в горельефе (высоком Р.), более плоскостной в барельефе (низком Р.). Область архитектурного Р. составляют др.-гр. фронтоны архаич. эпохи (позднее Р. становится в них круглой скульптурой), фризы, метопы. Наряду с этим имеются надгробные и посвятительные Р. Крупнейшим памятником антич. Р. был фриз Пергамского алтаря.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
РЕЛЬЕФ
франц. relief, от позднелат. relivium - освобождение, разрешение) - феод. платеж вассала своему сеньору, предусматривавшийся феод. правом стран Зап. Европы и уплачивавшийся при смене сеньора или вассала как плата за допуск нового держателя к наследованию. Был проявлением права верх. собственности сеньора на землю. Вносился сначала оружием или боевыми конями, а с 12 в. чаще всего деньгами. В Англии обычная плата за рыцарский лен составляла 100 шилл., за баронию 100 ф. ст. Сеньоры, особенно короли, часто использовали свое право на получение Р. для вымогательства с наследников непомерно больших платежей, задерживая в своих руках их наследств. лены вплоть до уплаты Р. Лит.: Pool A. L., Obligations of society in the XII and XIII centuries, Oxf., 1946; Ch?non E., Histoire g?n?rale du droit fran?ais public et priv? des origines а 1815, t. 1-2, P., 1926-29.
Рельеф
скульптурное фигурное или орнаментальное изображение на плоскости из камня, глины, металла (чеканка) и других материалов. По отношению к плоскости фона различаются: барельеф, полувыпуклый Р. и горельеф; в зависимости от назначения — архитектурные Р. (на фронтонах, фризах, метопах), надгробные Р., посвятительные, документальные Р., Р. подножий и Р. на щитах; по происхождению или собранию — мелосские, локрские, кампанские Р. и пр. Р. наряду с живописью были осн. носителями многофигурных композиций и целых изобразительных программ (например, Р. Парфенона). К наиболее выдающимся произведениям Р. античности относятся фигуры фриза храма Зевса в Олимпии, Р. Парфенона, оба фриза Пергамского алтаря, Р. алтаря Мира в Риме, рельефные хроники колонн Траяна и Марка Аврелия, рельефные ансамбли триумфальных арок Тита в Риме, Траяна в Беневенте, Септимия Севера и Константина Великого в Риме. В эпоху греч. архаики изготовление Р. начиналось с поверхности и шло в глубину. Впоследствии с появлением техники работы по глиняным моделям, когда Р. сперва моделировался из глины на доске и потом переносился в камень, изготовление Р. начиналось с фона и шло к поверхности.
Источник: Словарь античности. 1989
РЕЛЬЕФ
от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем), разновидность скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которая существует в свободном пространстве, рельеф подобен объемному рисунку. На ровной поверхности камня, дерева или др. материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур и предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, из которого выступает – выпукло или едва заметно. Изобразительные возможности рельефа более широкие, чем у круглой скульптуры: в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома, многофигурные сюжетные композиции.
Рельеф как разновидность скульптуры всегда был связан с архитектурой. Рельефные изображения украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Древнего Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени. В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа: низкий (барельеф) и высокий (горельеф). Рельеф, в котором объединяются оба этих вида и который по своим особенностям напоминает картину, называется живописным. В Древнем Египте применяли т. н. врезанный рельеф, изображение в котором не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь.
Рельеф как разновидность скульптуры всегда был связан с архитектурой. Рельефные изображения украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Древнего Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени. В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа: низкий (барельеф) и высокий (горельеф). Рельеф, в котором объединяются оба этих вида и который по своим особенностям напоминает картину, называется живописным. В Древнем Египте применяли т. н. врезанный рельеф, изображение в котором не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
РЕЛЬЕФ
(фр. relief — выпуклый, неровный) - скульптурное изображение на плоскости в виде резных фигур, выступающих на основном фоне. Специфические осо-бенности и важнейшие выразительные средства рельефа связаны с его ориентацией на плоскость — развертывание композиции (наподобие фриза), возможность перспективного построения пространственных планов, создание разнообразных пространственных иллюзий. Это дает возможность воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мо-тивы. Рельеф может быть частью композиции стены, свода, скульптурного памятника, а также самостоятельным произведением. В рельефе происходит сближение возможностей пластики и живописи, что особенно заметно, когда используется цвет и перспектива, что дает возможность условной передачи пространственных от-ношений.
По отношению к плоскости фона различают выпуклый и углубленный рельеф. Углубленный рельеф бывает двух видов — койланоглиф (вырезанный на плоскости контур с выпуклой моделировкой — полу-чил распространение в Древнем Египте и на древневосточных и античных инталиях) и контррельеф (негатив выпуклого рельефа, служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа). Выпуклый рельеф подразделяется на барельеф (низкий рельеф) и горель еф (высокий рельеф). Он известен с древности, с эпо-хи палеолита, использовался всеми цивилизациями и культурами, но особое распространение получил в ан-тичности, используясь для украшения стен, фронто-нов, фризов, капителей.
По отношению к плоскости фона различают выпуклый и углубленный рельеф. Углубленный рельеф бывает двух видов — койланоглиф (вырезанный на плоскости контур с выпуклой моделировкой — полу-чил распространение в Древнем Египте и на древневосточных и античных инталиях) и контррельеф (негатив выпуклого рельефа, служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа). Выпуклый рельеф подразделяется на барельеф (низкий рельеф) и горель еф (высокий рельеф). Он известен с древности, с эпо-хи палеолита, использовался всеми цивилизациями и культурами, но особое распространение получил в ан-тичности, используясь для украшения стен, фронто-нов, фризов, капителей.