РЕЛЬЕФ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕЛЬЕФ
денежная сумма за вступление в наследство ленным владением. Обычно равнялась годовому доходу с лена. Рельеф вассал передавал сеньору.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

РЕЛЬЕФ
в искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды — соответственно барельеф и горельеф.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Рельеф
лат. relevo – поднимаю) – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Рельеф
совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей (горы, ущелья, долины, овраги, котловины, террасы и т. п.). Различают Р. равнинный и горный. От характера Р. зависят условия проходимости местности, обзора и ведения огня, маневра и маскировки войск, поэтому он учитывается прн оценке обстановки.

Источник: Словарь военных терминов

РЕЛЬЕФ
совокупность неровностей суши, дна морей и океанов, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. В искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф. В истории — феодальный платеж вассала сеньору при получении феода.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Рельеф
род скульптуры, для к-рого характерно сочетание поверхности фона и скульпт. формы, более выпуклой в горельефе (высоком Р.), более плоскостной в барельефе (низком Р.). Область архитектурного Р. составляют др.-гр. фронтоны архаич. эпохи (позднее Р. становится в них круглой скульптурой), фризы, метопы. Наряду с этим имеются надгробные и посвятительные Р. Крупнейшим памятником антич. Р. был фриз Пергамского алтаря.
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

РЕЛЬЕФ
франц. relief, от позднелат. relivium - освобождение, разрешение) - феод. платеж вассала своему сеньору, предусматривавшийся феод. правом стран Зап. Европы и уплачивавшийся при смене сеньора или вассала как плата за допуск нового держателя к наследованию. Был проявлением права верх. собственности сеньора на землю. Вносился сначала оружием или боевыми конями, а с 12 в. чаще всего деньгами. В Англии обычная плата за рыцарский лен составляла 100 шилл., за баронию 100 ф. ст. Сеньоры, особенно короли, часто использовали свое право на получение Р. для вымогательства с наследников непомерно больших платежей, задерживая в своих руках их наследств. лены вплоть до уплаты Р.

Лит.: Pool A. L., Obligations of society in the XII and XIII centuries, Oxf., 1946; Ch?non E., Histoire g?n?rale du droit fran?ais public et priv? des origines а 1815, t. 1-2, P., 1926-29.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Рельеф
скульптурное фигурное или орнаментальное изображение на плоскости из камня, глины, металла (чеканка) и других материалов. По отношению к плоскости фона различаются: барельеф, полувыпуклый Р. и горельеф; в зависимости от назначения — архитектурные Р. (на фронтонах, фризах, метопах), надгробные Р., посвятительные, документальные Р., Р. подножий и Р. на щитах; по происхождению или собранию — мелосские, локрские, кампанские Р. и пр. Р. наряду с живописью были осн. носителями многофигурных композиций и целых изобразительных программ (например, Р. Парфенона). К наиболее выдающимся произведениям Р. античности относятся фигуры фриза храма Зевса в Олимпии, Р. Парфенона, оба фриза Пергамского алтаря, Р. алтаря Мира в Риме, рельефные хроники колонн Траяна и Марка Аврелия, рельефные ансамбли триумфальных арок Тита в Риме, Траяна в Беневенте, Септимия Севера и Константина Великого в Риме. В эпоху греч. архаики изготовление Р. начиналось с поверхности и шло в глубину. Впоследствии с появлением техники работы по глиняным моделям, когда Р. сперва моделировался из глины на доске и потом переносился в камень, изготовление Р. начиналось с фона и шло к поверхности.

Источник: Словарь античности. 1989

РЕЛЬЕФ
от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем), разновидность скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которая существует в свободном пространстве, рельеф подобен объемному рисунку. На ровной поверхности камня, дерева или др. материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур и предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, из которого выступает – выпукло или едва заметно. Изобразительные возможности рельефа более широкие, чем у круглой скульптуры: в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома, многофигурные сюжетные композиции.
Рельеф как разновидность скульптуры всегда был связан с архитектурой. Рельефные изображения украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Древнего Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени. В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа: низкий (барельеф) и высокий (горельеф). Рельеф, в котором объединяются оба этих вида и который по своим особенностям напоминает картину, называется живописным. В Древнем Египте применяли т. н. врезанный рельеф, изображение в котором не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

РЕЛЬЕФ
(фр. relief — выпуклый, неровный) - скульптурное изображение на плоскости в виде резных фигур, выступающих на основном фоне. Специфические осо-бенности и важнейшие выразительные средства рельефа связаны с его ориентацией на плоскость — развертывание композиции (наподобие фриза), возможность перспективного построения пространственных планов, создание разнообразных пространственных иллюзий. Это дает возможность воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и пейзажные мо-тивы. Рельеф может быть частью композиции стены, свода, скульптурного памятника, а также самостоятельным произведением. В рельефе происходит сближение возможностей пластики и живописи, что особенно заметно, когда используется цвет и перспектива, что дает возможность условной передачи пространственных от-ношений.
По отношению к плоскости фона различают выпуклый и углубленный рельеф. Углубленный рельеф бывает двух видов — койланоглиф (вырезанный на плоскости контур с выпуклой моделировкой — полу-чил распространение в Древнем Египте и на древневосточных и античных инталиях) и контррельеф (негатив выпуклого рельефа, служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа). Выпуклый рельеф подразделяется на барельеф (низкий рельеф) и горель еф (высокий рельеф). Он известен с древности, с эпо-хи палеолита, использовался всеми цивилизациями и культурами, но особое распространение получил в ан-тичности, используясь для украшения стен, фронто-нов, фризов, капителей.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.17 кб

Боспорский рельеф со сценой сражения: скифы илиамазонки?

Селиванова Л. Л.
This article re-examines a famous relief (dated to the 4th century BC or later) found on the site «Yubileynoe I» on the Taman peninsula (Krasnodar territory, Temryuk region) during the excavations in 1983-1990.
Читать PDF
463.06 кб

Каменный рельеф XIV В. Из С. Кубачи с фризовой композицией трех мужских состязаний: история изучения

Маммаев М. М.
В статье рассматривается семантика фризовой композиции трех мужских состязаний, воспроизведенной на каменном рельефе XIV в. из с. Кубачи.
Читать PDF
559.57 кб

Рельеф из района амфипольской гробницы: предварительные замечания

Кузьмин Юрий Николаевич
Наиболее полная на сегодняшний день презентация результатов исследований гробницы «македонского типа» под холмом Каста ок. Амфиполя состоялась в марте 2016 г. на конференции в Салониках.
Читать PDF
500.07 кб

Городской рельеф как фактор комфортности проживания населения

Болысов С.И., Харченко С.В.
Рассмотрено влияние рельефа городских территорий на комфортность проживания в городе.
Читать PDF
1.69 мб

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ НА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

Затолокина Наталья Михайловна, Лукашова Наталия Владимировна
Читать PDF
377.43 кб

Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства личности и уровень физического развития человека

Салихова Наиля Рустамовна
В статье описываются особенности ценностно-смыслового рельефа жизненного пространства личности в зависимости от уровня физических возможностей человека.
Читать PDF
440.97 кб

Специфика трудовой деятельности и ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства

Салихова Наиля Рустамовна
Статья посвящена влиянию трудовой деятельности человека на содержательные и динамические аспекты ценностно-смыслового рельефа его жизненного пространства.
Читать PDF
1.05 мб

К вопросу об интерпретации сюжета рельефной композиции краснолакового блюда из раскопок могильника «

Рыжова Л. А.
Читать PDF
213.07 кб

Социальная рельефность сознания: от советскости к постсоветскости

Докучаев Денис Сергеевич
Читать PDF
1.93 мб

Особенности рельефа поверхности ленточных аморфных металлических сплавов, образующегося при локально

Федоров Виктор Александрович, Яковлев Алексей Владимирович, Плужникова Татьяна Николаевна, Черемисина Юлия Викторовна, Колесников Дмитрий Александрович, Гончаров Игорь Юрьевич, Марадудина Оксана Николаевна
Исследован процесс формирования рельефа поверхности аморфных металлических сплавов при микроиндентировании и его морфологические особенности.
Читать PDF
2.38 мб

Рельефные медальоны из Китея

Молев Евгений Александрович
Читать PDF
303.18 кб

К проблеме атрибуции средневековых кубачинских каменных рельефов

Маммаев Мисрихан Маммаевич, Иванов Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об атрибуции рельефа на здании школы № 54 г. Новосибирска

Червова Елена Геннадьевна
Статья посвящена атрибуции барельефа на здании школы № 54 города Новосибирска как произведения выдающегося сибирского скульптора Веры Федоровны Штейн (1881 – 1971).
Читать PDF
0.00 байт

Теория греческого рельефа Владимира Фаворского в контексте дискуссии 1920-х годов о композиции и кон

Загянская Галина Аврамовна
В статье впервые представлен анализ той части лекций по теории композиции Фаворского, которые читались в начале 1920-х гг. во ВХУТЕМАСе и были посвящены греческому рельефу.
Читать PDF
616.81 кб

Особенности формирования рельефа кратера при воздействии лазерного излучения на поверхность силицида

Федоров Виктор Александрович, Кузнецов Петр Михайлович, Зингер Евгений Витальевич
Рассматриваются сопутствующие явления, характерные для взаимодействия когерентного излучения с поверхностью поликристаллического кремнистого железа.

Похожие термины:

  • Документальный рельеф

    венчающий эпиграфич. документальную стелу фигурный рельеф. Д. р. во мн. случаях предоставляет ценные данные для датировки развития изобразительных элементов (детали изображения, композиция), напр
  • Культура Древнего Египта:Рельеф

    От Древнего царства дошло большое число гробничных изображений. В это время окончательно складываются тематика, схемы расположения сцен, основные композиции. Происхождение главных сюжетов связа
  • ЛОЖНЫЙ РЕЛЬЕФ

    (англ. false relief), форма выемчатого или штампованного орнамента в керамике, предусматривающая удаление или вдавление глины с поверхности сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники. Зигзаг между э
  • Посвятительный рельеф

    посвящ. к.-л. божеству или группе богов рельеф на камне, металле или другом материале с изображением божества или принес, ему жертвы. На мн. П. р., особенно рим. времени, нанесены только имена соответс
  • Рельес

    Апач (чирикауа – чоконен). Родился пр. в 1790 г. предположительно на юго?востоке совр. Аризоны. Один из самых влиятельных вождей чирикауа в 1820–1840?х гг. Есть основания считать его отцом знаменитого Ко
  • Возраст рельефа

    важный элемент палеогеографического, историко-геологического и геоморфологического анализа. Для аккумулятивных и вулканических форм рельефа он определяется путем датировки слагающих его образ
  • Кампанские рельефы

    берущие свое назв. от Рим. музея (1832 — 1859) маркиза Кампаны фигурно-орнаментальные терракотовые рельефы, служившие, очевидно, для облицовки стен и сводов рим. домов. Большая часть К. р., хранящихся сег
  • Мелийские рельефы

    изготовл. на о. Мелос, расписанные яркими красками терракотовые рельефы, относящиеся преим. к 1-й пол. 5 в. до н. э. В них ощущается воздействие аттич. искусства. Эти рельефные изображения встречаются