специализация истории (Большая российская энциклопедия. Т. 12. М., 2008. С. 132) и религиоведения (Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2006. С. 13), ориентированная на изучение исторического процесса развития религии от зарождения архаических форм религиозности до формирования религий древних цивилизаций, национальных (индуизма, даосизма, конфуцианства, иудаизма) и мировых (буддизма, христианства, ислама) религий. Исторические труды, в которых описывались и сравнивались религиозные верования разных племен и народов появились в эпоху античности («История» Геродота, сочинения Диодора Сицилийского, Плутарха, Лукиана). Современная И. р. начала развиваться в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.), когда европейцы познакомились с религиозными ценностями и представлениями населения других частей земного шара. Особенных успехов она достигла во Франции эпохи Просвещения. Один из родоначальников сравнительно-исторического изучения религии Н. Фрере классифицировал религии, разделив их на политеистические и монотеистические.
В 1794 г. появилось фундаментальное исследование историка Ш. Дюпюи «Происхождение всех культов, или всеобщая религия», в 1824- 1831 гг. - сочинение политика и писателя Б. К. де Ребека «О религии, рассматриваемой в ее происхождении, формах и развитии». И. р. опиралась на представления о единстве человечества, сформулированные немецким просветителем И. Г. Гердером в труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). Большое значение для истории религии имело оформление науки о религии в самостоятельную отрасль знания в первой половине - середине XIX в. благодаря работам чешского философа и математика Б. Больцано, французского историка Э. Берну, британского лингвиста и историка религии М. Мюллера и др. С XIX в. и до настоящего времени многие западные ученые разделяют историю религии на научные штудии по истории всех религий, в том числе и религиозных культов бесписьменных народов, определяя ее немецким термином Religionswissenschaft (наука о религии, религиоведение), и исследования, в которых изучаются «высшие религии» письменных культур, то есть собственно историю религии (Religionsgeschichte). В XX веке на историю религии оказали влияние социология религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель), социальная антропология (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун), этнография (Д. Д. Фрэзер), социальная философия, философская антропология и психоанализ (М. Элиаде). Современная И. р. рассматривает возникновение, становление и развитие всех религий в контексте синхронных им культурных и социально-политических процессов.
В России И. р. зародилась в XVIII в. в рамках формирующейся отечественной исторической науки и по мере накопления этнографических знаний (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов). В XVIII-XIX веках исследования по истории религии, преимущественно христианства, были связаны с ученой деятельностью иерархов русской православной церкви и преподавателей духовных учебных заведений. Отдельное место в истории религии занимает работа военного историка И. П. Липранди «Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект» (1883). Русская филологическая школа характеризовалась интересом к языческим культам древних славян (А. С. Кайсаров, B. Й. Мансикка). В XX в. в отечественной науке предметом исторического анализа становились ранние формы религии (С. П. Толстов, C. А. Токарев), язычество древних славян и Древней Руси (Б. А. Рыбаков), раннее христианство (А. Б. Ранович, И. С. Свенцицкая), история католицизма (С. Г. Лозинский, И. Р. Григулевич), происхождение и развитие религий Востока (Л. С. Васильев, С. В. Волков). В ракурсе богословского знания историю религии рассматривали широко образованные деятели церкви (А. Д. Шмеман, А. В. Мень и др.). Большой вклад в изучение и популяризацию истории религии внес Музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург). Отечественные исследования в области религии после 1917 г., как правило, именовались историей религии и относились к историческим наукам. В 1970-х гг. в академической практике появилось понятие «религиоведение». В настоящее время религиоведение позиционируется как самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект, который включает в себя и историю религии.
Лит.: История религии / Под общ. ред. И. Н. Яблокова: в 2 т. М., 2007; Религиоведение / Под ред. М. М. Шахнович. СПб., 2006; Церковная наука в России// Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000. С. 427-467; Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М., 2001-2003. Л. Б. СУКИНА
РЕЛИГИИ ИСТОРИЯ
РЕЛИГИИ ИСТОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.