Религии Урала
Религии Урала
самой многочисл. по числу верующих и по кол-ву храмов на У. является Рус. Православная Церковь (РПЦ). Христианство на У. нач. проникать с XI-XII вв. Однако целенаправленное движение его в крае начинается с конца XIV в. с деятельности миссионера Стефана Пермского. Шир. распространение христианства на У. связано с процессом укрепления Моск. централизованного гос-ва и с его освоением У. и Сибири в течение XVI в. Наиб. активно этот процесс начался с похода Ермака. В каждом пос., крепости строились церкви, часовни, в XVI-XVII вв. возникли монастыри. В XVII в. раскол в РПЦ привел к тому, что на тер. У. стали прибывать сторонники старой веры (старообрядцы). На У. преим. прибывали с Приморья, с берегов Белого моря, где обосновались беспоповцы - поморцы, филлиповцы, федосеевцы. Они создавали тайные скиты и пос. в глухих местах, мн. из них позднее слились в т.н. часовенные согласия. В нач. XVIII в. нач. новый приток сторонников староверия с берегов р. Керженца. В конце XX в. на тер. У. находятся: белокриницкое согласие, беспоповское согласие, часовенное согласие. Второй по числ. приверженцев религией на У. является ислам. Оживление деятельности мусульманских орг-ций нач. с конца 1980-х. Главой мусульманских религиозных общин на У. является имам. Духовное управление мусульман У. находится в Уфе. В Екат. открыты курсы арабской графики и основ ислама. Среди религий У. важное место занимает иудаизм, к-рый утвердился здесь с сер. XIX в. В гг. cов. власти синагоги были закрыты. В 1990-е под синагоги используют частные дома. Общины иудаизма зарегистрированы в Екат., Кург., Перми, Челяб., Тюмени. С XVIII в. на У. появляются представители католицизма и лютеранства: пленные и специалисты в области металлургиии горного дела. Оформление общин начинается со второй пол. XIX в. Во второй пол. XIX в. в России распространяются христианские общины протестантского направления. На У. в конца XIX - нач. ХХ в. образуются баптистские общины. До 1929 наблюдалась их активная деятельность и рост числа орг-ций. Антирелигиозная борьба, развернувшаяся в связи с дискриминационной политикой по отношению к церкви, привела к резкому снижению кол-ва объединений баптистов, они существовали в виде малочисл. сект, часто на нелегальном положении, поскольку отказывались от регистрации. С 1987 наблюдается увеличение баптистских орг-ций во всех регионах У. В обл. ц. зарегистрированы и активно работают общины баптистов, имеющие молельные дома и проводящие занятия для детей в воскресных школах. Ур. общины баптистов тесно связаны с общинами Сибири и России. С сер. 1950-х на У. распространяются общины Адвентистов седьмого дня (АДС). Адвентизм, от лат. "пришествие" - учение, проповедующее скорое Второе пришествие Христа. "Седьмого дня" - значит, что они чтят седьмой день (субботу) как установленный Богом день памяти о сотворении мира. Общины христиан веры евангельской зарегистрированы на У. в 1990, входят в состав Объединенного союза христиан веры евангельской. Община соблюдает принципы: добровольность вхождения, выхода и пребывания в церкви при условии соблюдения требований устава, признание гос. устройства и отказ от полит. деятельности ее членов и самой церкви. Осн. цель - проведение духовно-просветительской и нравственно-воспитательной работы через проповедь Евангелия. В 1992 на У. зарегистрирована новоапостольская община. Первое богослужение было проведено в окт. 1991 в Екат. апостолом Драве из Гамбурга. Новоапостольские приходы существуют в Екат., Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Краснотурьинске, Полевском, Невьянске, Тюмени, Кург., Челяб. Богослужения проводятся на рус. и немецком яз. Новоапостольская церковь придерживается полит. нейтралитета. Новоапостольские христиане верят во всемогущество Бога, создавшего мир и правящего вечно, в бессмертие души, в продолжение жизни после смерти на земле, в возможность спасения всех людей, в Воскресение и Вознесение Христа. Новоапостольская церковь признает три святых таинства: крещение водой, запечатление духом святым, причащение. В 1990 образованы на У. общины христиан-методистов. В соответствии с законом о религии РСФСР община была зарегистрирована под назв. Первая объединенная методистская церковь России. В методизме соблюдаются четыре таинства: крещение, причащение, миропомазание, священство. Отмечаются все христианские праздники, службы проводятся строго в соответствиии с каноном. В методистской церкви Екат. работает школа, в к-рой кроме обязательной программы осуществляется программа духовного развития. Прихожане церкви опекают детей из интерната для слабослышащих, проводят миссию "Больной ребенок" в детских больн., проводят работу среди одиноких и больных пенсионеров. Методистская церковь существует также в Верхней Пышме, Челяб. обл., Перми. Екат. церковь вып. газ. "Светоч методизма". С 1990 на У. появились предст. движения Сознания Кришны (вайшнавы). В авг. 1990 гуру Шрила Прабхавишну Свами провел встречи с ур. вайшнавами в Перми. Об-во Сознания Кришны было зарегистрировано в Свердл., Ижевске (1990), в Перми, Тюмени (1991), в Челяб., Кург. (1993). Кроме того, существуют ц. в Оренб., Нижнем Тагиле, Златоусте, Каменске-Уральском, Нягани, Березниках. Во всех г., где были зарегистрированы ц. Об-ва Сознания Кришны, была развернута деятельность гуманитарной миссии "Харе Кришна - Пища для Жизни", к-рая собирала пожертвования, готовила и распространяла пищу нуждающимся слоям нас. В 1992 в Екат. была открыта первая на У. и третья в России ведическая гимназия "Гурукула", в Перми - музыкальная группа "Ниргуна-шоу", в Екат. - детский кукольный проф. театр. Ур. ц. объединены в регион, к-рым руководит Шрила Прабхавишну Свами. Региональным секретарем (вице-през.) является Чайтанья Чандра-дас. К янв. 1995 на У. насчитывается ок. 1000 активных чл. Об-ва Сознания Кришны. В 1990 на У. зарегистрирована Вера Бахаи - религия последователей Баха-Уллы, к-рые рассматривают свою религию как мировую. Осн. принципы были провозглашены Бабом (1819-1850) и Бахауллой (1817-1892) и раскрыты Абдул-Баха (1844-1921), они сводятся к следующему: единство рода чел., отказ от всех форм фанатизма - религиозного, нац., патриотического, полит., всеобщий мир, междунар. трибунал для поддержания мира и справедливости, самостоятельный поиск истины, гармония и взаимодополненность науки и религии, всеобщее обязательное обучение, равенство мужчин и женщин. В гос-вах, где имеются общины Бахаи, находятся нац. духовные собр., в г. и р-нах имеются местные духовные собр. Бахаи (Екат.). С 1992 на У. работает представительство церкви объединения, к-рая была осн. Сан-Мен-Муном в 1954 в Корее. Колосницын В.И., Медведев А.В.