Религиозность
Религиозность
(греч. eusebeia, лат. pietas — благочестие). Античная Р. была скрыта за ритуалом государств, и оргиастич. культов и непосредственно выражена лишь в субъективных высказываниях отдельных людей. Религиозное законопочитание и обязательное соблюдение государств. культа свидетельствуют не столько о живой Р., сколько о влиятельности обществ, установлений. В мистериальных культах и в магии выражалась отчетливо индивидуалистич. Р., в то время как социальное сознание группы или общины проявлялось в автохтонной религиозной традиции почитания богов данной области или города. В равной степени это относится к иудаизму и христианству, которое уже во времена др. церкви делилось на различные вероисповедания и партии в отдельных общинах. Увеличение числа последователей мистериальных культов (Аттиса и Кибелы, Адониса, Исиды, Деметры и Митры) не означало ослабления государств. Р., а свидетельствует лишь о многообразии форм Р. Например, почитатели Исиды одновременно воздавали божеские почести императорам или — в рамках античного политеизма — поклонялись Зевсу или Юпитеру как верховному богу. Индивидуальный атеизм и философский идеализм привели к появлению гностич. метафизики спасения. Античной Р. были известны два вида отношения к миру: мироприятие и мироотрицание. Государств, культам и мистериям Деметры и Диониса было свойственно положительное отношение к миру; мироотрицающими религиями являлись гностицизм, герметизм, манихейство и христианство.
Источник: Словарь античности. 1989