РЕМБО
РЕМБО
Артюр (1854–1891) — талантливый французский поэт, один из зачинателей символизма. Большую часть своих поэтических произведений написал в возрасте до 20-ти лет. В них он стремился выйти «за черту земного», открыть бездны «вселенской души». Неприкаянность Рембо, его одиночество, страсть к ничем не скованной «вольной воле» нашли яркое воплощение в образе скитальца в своеобразной притче «Пьяный корабль» (1871), насыщенный изобретательными реальными и вымышленными зарисовками, неожиданными сравнениями, сложными метафорическими уподоблениями, звукописью. В эти годы поэт связывал свои надежды на будущее с республикой, обрушивался с резкой критикой на религию, прославлял Парижскую Коммуну. В сборниках «Озарения» (1872), «Последние стихотворения» (1873) Рембо выступает в роли «ясновидца, «великого проклятоговысшего Ученого», устраняющего художественные об-разы, утверждающего бессознательное, бесформенное логически бессвязное, отменяющего время и причинную обусловленность. В последней книге-исповеди «Сквозь ад» (1873), поэт спускается, по его словам, на землю, чтобы «заключить в объятия шершавую действительность».
РЕМБО
Rimbaud) Артюр (1854, Шарлевиль – 1891, Марсель), французский поэт. В раннем творчестве Рембо продолжает традиции романтизма, подражает поэтам-«парнасцам» (см. «Парнас»): он обличает мещанский мир, ниспровергает привычные ценности. Но с началом Франко-прусской войны (1870) тональность поэзии меняется: патетика уступает место сарказму. В 1871 г. центральным образом поэзии становится Парижская коммуна, ее поражение – личная драма поэта («Украденное сердце», «Парижская оргия»). С 1872 г. Рембо ищет «новые идеи и формы», создает теорию «ясновиденья», которое связывается с бунтом, с воинствующей асоциальностью; «достичь неизвестного расстройством всех чувств» – программа не только новой поэзии, но и образа жизни, избранного Рембо после поражения Коммуны. В это время написаны «Пьяный корабль», «Последние стихотворения» (1872), «Сезон в аду» (1873) и стихотворения в прозе «Озарения» (1872–73), которым свойственны шокирующие парадоксы, прозаизмы, разговорный ритм. Поэт отмежевывается от «окостеневшей», погрязшей в красивости поэзии романтизма. Наиболее яркое стихотворение – сонет «Гласные», в котором гласные звуки уподобляются цвету, тем самым поэт из области понимания переходит в область импрессионизма и символизма. Теория «ясновиденья» расширила возможности французского стиха (открыла путь к созданию свободного стиха), предварила символистскую поэтику С. Малларме; «озарения» Рембо стали предшественниками сюрреалистической «надреальности». Сам Рембо, равнодушный к своей зарождавшейся славе, после многих скитаний стал простым торговым агентом в Африке, пока болезнь не вернула его на родину, где он и умер.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006