РЕМБРАНДТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн (1606–1669) — выдающийся голландский живописец, рисовальщик и офортист, творчество которого было проникнуто стремлением к глубокому философскому постижению жизни, раскрытию внутреннего мира человека во всем богатстве его душевных переживаний. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пей-зажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Во всех своих произведениях он добивался преображения обыденных явлений окружающей жизни в общезначимые образцы высокой красоты. При этом его картины отличаются высокой степенью эмоциональной насыщенности, которой до него не знала европейская живопись. Эти особенности творчества Рембрандта в сочетании с уникальными изобразительными средствами позволяют отнести его искусство к золотому фонду мировой культуры челове-чества. Творческая манера Рембрандта складывалась постепенно. Ранний период его деятельности отмечен поисками творческой самостоятельности и одновременно влиянием его учителя П. Ластмана и утрехтских караваджистов («Апостол Павел», 1628; «Меняла», 1627; «Симеон во храме», 1631). При этом уже тогда обнару-живается широта тематических интересов художника, пытливое изучение им натуры, внимание к человеку, его внешнему своеобразию и мимике лица. Новый этап в его творчестве начался после переезда в Амстердам в начале 30-х гг. Успех ему принесли картины «Анатомия доктора Тульпа» (1632). В ней Рембрандт новаторски разрешил проблему группового портрета, объединив портретируемых единым действием. Особое место в творчестве Рембрандта в этот период принадлежит полотну «Даная» (1636), в которой он вступает в соперничество с мастерами Возрождения. Фигуру Данаи он выполнил в реалистической манере, противопоставив чувственно-телесной манере итальянских мастеров красоту духовности и индивидуальное человеческое чув-ство, полное трепетного ожидания счастья. В искусстве Рембрандта 1650-х годов центральное место занимает новый, ранее незнакомый европейской живописи тип портрета-биографии, наделенный неповторимостью психологического состояния человека. Художника все больше привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и горестных испытаний («Старик в красном», 1653; «Порт-рет старушки», 1656 и др.). В середине 50-х годов Рем-брандт обрел зрелое живописное мастерство. Свет и тени в его работах этого периода сливаются в единое взаимосвязанное целое. К этому же времени принадле-жат лучшие офорты художника, отличающиеся необычайным тематическим разнообразием и впечат-ляющей образной силой.
В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает своей вершины. Он обращается к излюбленному типу полуфигурной композиции. Внимание художника привлекают необычные торжественные мо-менты человеческого бытия, кульминации сильных чувств и переживаний. Иногда образы отличаются просветленновозвышенным характером, но чаще исполнены глубокого психологического драматизма («Еврейская невеста», 1666; «Отречение апостола Пет-ра», 1660; «Падение Амана», 1665). В последний год своей жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества худож-ника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, страдания и про-щения. Эта богатая гамма чувств подчинена проходящей через все творчество Рембрандта идее всепрощающей любви к человеку, его трагическому познанию жизни.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн (rembrandt harmensz van Rijn) (1606, Лейден – 1669, Амстердам), выдающийся голландский живописец, рисовальщик, гравер. Сын зажиточного лейденского мельника. Закончил латинскую школу, некоторое время учился в Лейденском университете, но бросил его, чтобы заняться искусством. Обучался основам рисования и живописи у местного художника Я. ван Сваненбурга. В 1623 г. переехал в Амстердам, где полгода учился у известного живописца П. Ластмана. В 1624 г. Рембрандт возвратился в Лейден и открыл там совместно со своим другом Я. Ливенсом живописную мастерскую.
Творчество Рембрандта тесно связано с традициями национальной культуры, однако в нем отчетливо проявляется новое для голландского и мирового искусства явление – необычайно сильно выраженное личностное начало, переходящее в исповедальность.
Лейденский период (1625–32) – время увлечения Рембрандта живописным наследием Караваджо, основоположника реалистического направления в европейской живописи. Художник создает первые офорты и сюжетные картины («Изгнание торгующих из храма», 1626; «Меняла», 1627). Уже в ранних портретах основное внимание уделено раскрытию душевного состояния портретируемых, второстепенные детали опускаются («Портрет старого воина», ок. 1630 г.).
В конце 1631 г. Рембрандт переезжает в Амстердам, где пишет принесший ему славу большой корпоративный портрет врачей («Урок анатомии доктора Тульпа», 1632). Группа людей на портрете запечатлена во время демонстрации доктором строения мышц разъятого трупа в анатомическом классе. Рембрандт избегает излишнего натурализма и в то же время не боится реалистических деталей. В 1634 г., будучи в зените своей недолгой славы, Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург, девушке из богатой аристократической семьи. Он покупает большой дом, обставляет его роскошными вещами, увлекается коллекционированием. Художник собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, восточные ткани, гобелены, музыкальные инструменты, в его собрании были произведения Рафаэля, Джорджоне, А. Дюрера, А. Мантеньи, Я. ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело и Тициана.
В творчестве Рембрандта наступил самый романтический и счастливый период. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», 1633; «Флора», 1634; «Свадьба Самсона», 1638). Портреты пронизаны ощущением беззаботной радости жизни («Автопортрет с Саскией на коленях», 1635). Художник в шляпе с пышным плюмажем из страусовых перьев и шпагой на боку со смехом обернулся к зрителям и высоко поднимает свой бокал за успех, который ему в это время сопутствует. В 1630-е гг. Рембрандт написал ок. 60 заказных портретов. У него было ок. 15 учеников. К нач. 1640-х гг. он был одним из самых популярных и высокооплачиваемых живописцев Голландии.
В 1642 г. Рембрандт создал большой групповой портрет (3,87 х 5,02 м) стрелковой роты капитана Франса БаннингаКока для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии – «Ночной дозор» (название ошибочно: реставраторы установили, что действие происходит днем при солнечном свете). Отряд из 18 стрелков под развевающимся флагом выходит из-под арки на освещенную площадь. Изображение исполнено героического духа, групповой портрет приобрел характер исторической картины. Однако живописные эффекты, контрасты света и тени делали неузнаваемыми лица некоторых заказчиков, что вызвало их непонимание и недовольство. Полотно Рембрандта поместили в другое, не предназначенное для него место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины.
В том же 1642 г. умирает Саския, продолжает углубляться конфликт между художником и заказчиками. Однако в эти годы начинается пора творческой зрелости мастера. Он заканчивает «Данаю» (1636–46), усиливая в картине ощущение жизненной правды; обращается к сценам из Священного Писания, где затрагиваются общечеловеческие, вечные проблемы. В картинах на библейские и евангельские сюжеты бунтарское начало сочетается с идеями смирения, покаяния, милосердия; наиболее сильно проявляются такие качества, как родительская любовь, сострадание.
Последние 16 лет стали в жизни Рембрандта наиболее трагичными. Заказов было немного, дом и имущество художника были проданы за долги. Ему пришлось переехать в бедный квартал Амстердама. От полного разорения Рембрандта спасли его возлюбленная Хендрикье Стоффельс и сын Титус, создавшие компанию по продаже произведений искусства, служащим которой числился художник. Живописцу пришлось пережить смерть Титуса, а через несколько лет и Хендрикье, однако пережитые несчастья укрепили творческую мощь Рембрандта («Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия», 1655; «Давид перед Саулом» 1657; «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, «Давид и Урия», 1665). Изображая сцены из Священного Писания, художник обращается к общечеловеческим нравственным проблемам. Колорит его картин строится преимущественно на сочетаниях «горящих» изнутри золотисто-коричневых и красноватых тонов. Светотень становится одним из главных средств выразительности: она создает ощущение сияющего во мраке таинственного золотого света, не имеющего реального источника. Свет лепит форму, материализует фигуры и предметы, словно рождающиеся из тьмы, и одухотворяет их. Мысли и чувства героев выражены не только в их жестах и взглядах, но и в самой живописи – в трепетном свечении, блуждающих в глубине огнях. Самые освещенные места написаны рельефно, как самосветящиеся сгустки некоего драгоценного материала.
В 1661 г. Рембрандт получил заказ на оформление амстердамской ратуши. Картину «Заговор Юлия Цивилиса» (площадью ок. 30 м2) возвращают художнику «для исправления». Отказавшись вносить изменения, Рембрандт выполнил на части этого холста знаменитый групповой портрет старшин корпорации цеха суконщиков – «Синдики» (1662). Поздние портреты Рембрандта – это портреты-биографии: выделяя из полутьмы потоком света лицо и руки, художник создает целую историю жизни («Портрет старушки», 1654; «Автопортрет», 1665).
«Блудный сын» (ок. 1668–69 гг.) подводит итог творческой жизни художника. Сюжет взят из библейской притчи о беспутном сыне, который после многолетних скитаний возвратился в отчий дом. Спиной к зрителю изображен упавший на колени оборванный юноша, слепой старик в знак прощения ласково положил руку на его бритую голову. Эта простая сцена наполнена безграничной родительской любовью, горечью унижений, стыда и раскаяния и счастьем обретения семьи. Эта картина о страданиях и великой всепрощающей любви автобиографична, близка и понятна людям всех времен.
Рембрандт оставил огромное наследие: ок. 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Творчество художника значительно повлияло на искусство Голландии 17 в. Учениками Рембрандта были Г. Доу, Г. Флинк, С. ван Хоогстратен, К. Фабрициус, Н. Мас. Многие художники имитировали его живописную манеру и светотень, но ни один из последователей не достиг глубины рембрандтовского постижения человеческой души.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Рембрандт
Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) 1606, Лейден — 1669, Амстердам. Голландский живописец, рисовальщик, офортист. Родился в семье зажиточного владельца мельницы. После окончания латинской школы и недолгого пребывания в Лейденском университете (1620) начал обучаться у второстепенного местного живописца Я. Сванненбурха (1621—1624), а затем завершил художественное образование в Амстердаме (1624—1625) у Ластмана. Отказавшись от традиционной поездки в Италию, вернулся в Лейден, где вместе с другим учеником Ластмана, своим другом Я. Ливенсом, открыл мастерскую. Искусство Рембрандта с его глубиной этических проблем в познании духовного мира человека, воплощенное в образах Ветхого и Нового Заветов, истории, мифологии и проникнутое волнующей жизненной правдой, далеко выходит за пределы национальной школы, принадлежит мировой культуре человечества. Преображение обыденного в общезначимые явления высокой красоты, достигнутое с той степенью эмоциональной насыщенности, которой до него не знала европейская живопись, неразрывно связано с уникальными изобразительными средствами мастера, среди которых одухотворяющая роль принадлежит светотени. Особенности творческого метода Рембрандта, шедшего по пути неуклонного подъема, складывались постепенно. Уже в небольших картинах с тщательно переданными деталями, в живописных набросках, рисунках, офортах раннего лейденского периода (1625—1631), отмеченного исканиями творческой самостоятельности, но еще зависимого от влияния П. Ластмана (Принесение во храм, ок. 1627, Гамбург, Кунстхалле), утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин, Гос. музеи), обнаруживаются широта тематических интересов молодого художника, пытливое изучение им натуры, внимание к человеку, его внешнему своеобразию, изменчивой мимике лиц — в портретах близких людей и первых автопортретах (1629, Кассель, Картинная галерея; Гаага, Маурицхейс; 1630, Будапешт, Музей изобразительных искусств). После переезда в Амстердам в 1631 Рембрандт становится знаменитым живописцем, окруженным многочисленными заказчиками и учениками. Женитьба в 1634 на молодой патрицианке Саскии ван Эйленбурх приобщает художника к зажиточной среде; он ведет широкий образ жизни, покупает богатый дом, отдается своей страсти коллекционирования картин, гравюр, античной скульптуры, дорогих художественных изделий, оружия, музыкальных инструментов; многие сокровища коллекции служили реквизитом в его картинах. Славу Рембрандту в Амстердаме сразу же приносит групповой портрет Анатомия доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс) с его строгой построенностью, психологическим единством всех действующих лиц — внимательных слушателей лекции по медицине. Заказные портреты этих лет подчас отмечены парадным характером, вниманием к декоративным деталям и пышным аксессуарам (Мартин Дай, Матхельда ван Дорн, 1634, Париж, собрание Ротшильда), другие же более сдержанны (Портрет Виллема Бургграфа, 1633, Дрезден, Картинная галерея). Поиски нетрадиционной трактовки модели в разных несколько театрализированных обличьях и в фантастических одеяниях в основном сосредоточены в многочисленных автопортретах и портретах юной Саскии, то смеющейся (1633, Дрезден, Картинная галерея), то в виде античной богини Флоры (1634, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1633, Лондон, частное собрание), то изображенной строго в профиль, в роскошном одеянии (ок. 1634, Кассель, Картинная галерея). Отпечаток внешней бравурности в произведениях 1630-х в гораздо большей мере, чем проявлением творческой незрелости, обусловлен непосредственностью самой натуры художника, избытком жизненных сил. В окрашенный личным переживанием ликующий образ им решительно преобразован Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Картинная галерея). Более противоречивы и неоднородны искания мастера в сюжетных композициях 1630-х, в которых его увлечение внешними эффектами смыкалось с приемами итальянского барокко (Жертвоприношение Авраама, 1634, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), многофигурных композиций Рубенса (Снятие с креста из большого цикла Страстей Христа, 1636—1639, по заказу штатгальтера Фредерика Генриха, Мюнхен, Старая пинакотека; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), искусственной драматизацией действия караваджистами (Ослепление Самсона, 1636, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств, из цикла, посвященного Самсону; другие картины цикла в Дрездене, Картинная галерея; Берлине, Гос. музеи). Особое место в творчестве 1630-х принадлежит крупномасштабному полотну на мифологический сюжет Даная, нарушающему традиционные представления о классическом женском идеале и выявляющему в образе некрасивой и немолодой женщины индивидуальное живое человеческое чувство, полное трепетного ожидания счастья. Эмоциональное решение картины находит адекватное выражение в золотистой светоносности ее живописи. Как показали новейшие исследования, Даная, обычно датируемая 1636, во многих частях была заново написана во 2-й пол. 1640-х в широкой и смелой манере. 1630-е отмечены успехами Рембрандта в области офорта, где значительное место занимают жанровые сцены, изображение жизни социальных низов. Подготовляемый всем предшествующим развитием творчества разрыв художника со вкусами буржуазного голландского общества, сопровождаемый утерей благосостояния, растущим обнищанием и горестными личными утратами — смертью малолетних детей, матери, а в 1642, вскоре после рождения сына Титуса, смертью Саскии, — составляет тот драматический контекст жизненных обстоятельств, на фоне которого все глубже выявляет себя зрелый этап его творчества 1640—1650-х. Одним из основополагающих свидетельств этого нового, неизмеримо более сложного, необычного и недоступного современникам искусства стала судьба огромного группового портрета членов гильдии амстердамских стрелков, известного под поздним (1808) ошибочным названием Ночной дозор, вызванным тем, что долгие годы (реставрация 1946—1947) потемневший лак скрывал настоящие краски картины. Монументальное создание Рембрандта (1642, Амстердам, Рейксмузеум), запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой ее командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затененных зон. Создающая впечатление разнобоя и напряженности случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъемом, сближается по своему звучанию с исторической композицией. Получившая широкую известность, картина Рембрандта была, однако, отвергнута заказчиками. Слава живописца постепенно меркнет. Он целиком уходит в сферу творчества, обретающего все большую глубину и зрелость в новых темах и образах, в которых раскрытие внутреннего мира человеческой личности в нерасторжимом единстве с окружающей пространственной средой становится главным. Впервые использование светотени в ранних работах (Апостол Павел, ок. 1629—1630, Нюрнберг, Германский нац. музей; Симеон во храме, 1631, Гаага, Маурицхейс) утверждается в качестве ведущего изобразительного средства, усиливающего эмоциональную выразительность образа. Чередование светлого и темного создает ощущение окружающей человека воздушной среды, порождает особую духовную атмосферу картины, выявляя ее драматическое или лирическое звучание. В 1640-х художник обращается в религиозной тематике к высоким нравственным идеалам, к поэзии повседневной жизни, одухотворенной патриархальной чистотой семейного уклада, родственной близостью людей, чувствами сострадания, материнской любви (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Святое Семейство, 1640, Париж, Лувр; 1645, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1646, Кассель, Картинная галерея; сюжетные истории Товита, в том числе Жена Товита с козленком, 1645, Берлин, Гос. музеи; Поклонение пастухов, ок. 1646, Лондон, Нац. галерея; Христос в Эммаусе, 1648; Милосердие самарянина, 1648, обе — Париж, Лувр). Даже в монументальном полотне Жертвоприношение Маноя (1641, Дрезден, Картинная галерея) внимание художника сосредоточено не на драматургии действия, а на отрешенном внутреннем состоянии супружеской четы. В живописи 1640-х Рембрандт уделял внимание пейзажу, развивая традицию Х. Сегерса в изображении романтически взволнованной природы (Пейзаж с руинами на горе, 1650, Кассель, Картинная галерея; Пейзаж с мельницей, ок. 1650, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Вместе с тем его привлекали и простые сельские уголки, отмеченные непосредственной свежестью работы с натуры (Зимний пейзаж, 1646, Кассель, Картинная галерея). Жизненные невзгоды, воспитание сына, материальные заботы, перед которыми Рембрандт оказывается совершенно беспомощным, отныне разделяет с ним скромная молодая служанка Хендрикье Стоффельс, привлекательный и женственный образ которой угадывается во многих картинах (Девушка у окна, 1646, Дульвич, Картинная галерея; Вирсавия, 1654, Лувр, Париж; Купающаяся женщина, 1654, Лондон, Нац. галерея). В искусстве Рембрандта 1650-х центральное место занимает новый, доселе незнакомый европейской живописи тип портрета-биографии, наделенный неповторимостью психологического состояния человека и словно развивающимся во времени потоком переживаний. Моделями художника часто служили пожилые люди — воплощение жизненной мудрости и горестных испытаний, выпавших на их долю (Старик в красном, ок. 1652—1654; Старый еврей, оба — СанктПетербург, Гос. Эрмитаж 1654; Портрет старушки, 1654, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Человек в золотом шлеме, ок. 1651, Берлин, Гос. музеи; Женщина с гвоздикой, ок. 1665—1668, Нью-Йорк, музей Метрополитен). К высшим достижениям искусства Рембрандта принадлежат портреты его друзей — Николаса Брейнинга (1652, Кассель, Картинная галерея), сидящего в непринужденной позе с изменчивым, передающим тончайшие оттенки чувства выражением обаятельного лица, озаренного скользящим светом, и мецената, поэта Яна Сикса (1654, Амстердам, Рейксмузеум), который в задумчивости остановился, натягивая на руку перчатку. Господствует состояние глубокой сосредоточенности и редкая для позднего Рембрандта, обычно прибегающего к более монохромным золотисто-коричневым тонам, насыщенность колорита: красный плащ с золотыми галунами, серый камзол, черная шляпа, белый воротник, рыжие волосы образуют великолепное красочное единство. Среди портретов Хендрикье (1652, Париж, Лувр; 1655, Мюнхен, Старая пинакотека; 1660, Нью-Йорк, музей Метрополитен) портрет 1658 (Берлин, Гос. музеи) с полуфигурой молодой женщины в обрамлении окна полон душевной гармонии, доброжелательности, покоя. Неоднократно портретируя Титуса, начиная с детских лет, в виде сказочного принца (1648, Ричмонд, собрание Кук), затем в 1655 (Нью-Йорк, музей Метрополитен; Роттердам, музей Бойманса — ван Бенингена), художник создает удивительный по хрупкой красоте и одухотворенности, словно сотканный из солнечных лучей образ — Сын, читающий книгу (1656, Вена, Музей истории искусства). Проходящее через всю творческую жизнь Рембрандта создание автопортретов, в которых, отходя от их случайного мимолетного аспекта, он все глубже вовлекает зрителя в мир своих сокровенных переживаний, — уникальное явление в мировой живописи. Многочисленные автопортреты (1640, Лондон, Нац. галерея; 1646, Лондон, Бакингемский дворец; 1658, Нью-Йорк, собрание Фрик; 1652, 1666, Вена, Музей истории искусства; 1660, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Лондон, Кенвуд-Хаус; Париж, Лувр; 1661, Флоренция, галерея Уффици) отражают изменение облика, душевного состояния, самооценку художника и познание им собственного мира. Самый поздний и самый зрелый групповой портрет Рембрандта изображает старшин цеха суконщиков и называется Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). В простой и спокойной композиции, где огромная роль принадлежит световой и воздушной среде, ясная тектоничность общего построения сочетается с живым движением фигур — остро-индивидуальных портретов современников, образующих тесно спаянную группу, торжественную благодаря точке зрения снизу и вместе с тем активно включающую зрителя в сферу своего психологического воздействия. К 1650-м принадлежат лучшие офорты Рембрандта, отличающиеся необычайным тематическим разнообразием и впечатляющей образной силой. Бесчисленны великолепные рисунки мастера, не только композиционные эскизы для картин и офортов, но и поразительно свободные, живые наброски всего того, что привлекало его внимание. Графика Рембрандта — независимая область творчества, достижения которой равновелики достижениям его в области живописи. В 1656 Рембрандт объявлен несостоятельным должником, на аукционах 1657—1658 распродается его имущество и художественная коллекция, в 1660 он переселяется на Розенграхт, в один из беднейших районов Амстердама. Хендрикье и Титус безуспешно пытаются поправить материальные дела организацией торговли художественными произведениями. В 1663 умирает Хендрикье, в 1668 — Титус. В одном из поздних и трагичных автопортретов (1668, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) художник не щадит себя перед зрителем, демонстрируя с некоторым вызовом свою старческую немощь, искаженные горькой усмешкой черты лица, состояние безмерного одиночества. Но в написанном в год смерти автопортрете (1669, Гаага, Маурицхейс), словно преодолев приступ отчаяния, он вновь спокоен, собран перед ударами судьбы. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает своей вершины. Монументализируя человеческий образ, он обращается к излюбленному типу полуфигурной композиции с немногими укрупненными фигурами, приближенными к передней плоскости холста. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затененного пространства. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затененных зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Попытки словесного описания этих произведений исключительно трудны. Внимание художника привлекают необычные, торжественные моменты человеческого бытия, кульминации сильных чувств и переживаний. Иногда образы отличаются просветленно-возвышенным характером (Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, 1656, Кассель, Картинная галерея; Еврейская невеста, по-видимому, изображение Исаака и Ревекки), глубоким психологическим драматизмом (Отречение апостола Петра, 1660, Амстердам, Рейксмузеум; картины на сюжеты библейской книги Эсфири Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Падение Амана, 1665, современное название Аман узнает свою судьбу, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Мардохей перед Эсфирью и Артаксерксом, 1658, Бухарест, Музей изобразительных искусств). Один из шедевров Рембрандта в наших собраниях — московская картина, совсем небольшая сравнительно с другими полотнами, захватывает редкой напряженностью; изображен драматический момент, когда за пиршественным столом царица Эсфирь разоблачает перед грозным царем Артаксерксом коварство его любимца визиря Амана. Зритель не только видит эти застылые, внешне разобщенные, но тесно связанные роковой страшной связью фигуры в мерцании переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок, но и словно слышит тишину, наступившую после слов, произнесенных Эсфирью. Суровый драматизм более одноплановой героической тональности отличает Заговор Цивилиса (1661, Стокгольм, Нац. музей), вождя племени батавов, предков нидерландцев, восставших против римлян — центральную часть огромной композиции для Амстердамской ратуши, не принятой заказчиками. Произведение Рембрандта на исторический сюжет, созданное в традиции монументальной ренессансной фрески и включающее неожиданно светлые — голубые, желтые, зеленые — краски, подчинено чисто рембрандтовской выразительности подчеркнутых контрастов света и тени. В таких великих картинах мастера, как Давид перед Саулом (ок. 1658, Гаага, Маурицхейс) и Возвращение блудного сына (ок. 1660—1661, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), глубокое драматическое напряжение разрешается внутренним просветлением, духовным очищением. Эрмитажное полотно, где крупные неподвижные фигуры представлены во весь рост, написано в тональном единстве золотистых, коричневых и красных красок со множеством оттенков и световых градаций. Заключенная в образах богатая гамма чувств подчинена проходящей через все творчество Рембрандта идее всепрощающей любви к человеку, его трагическому познанию жизни. В орбиту искусства Рембрандта, оказавшего огромное влияние на живопись Голландии, были вовлечены почти все голландские художники. Будучи выдающимся педагогом, он придал своей мастерской характер художественной школы. Очень немногие из его учеников сумели сохранить преданность его творческим принципам. Величие фигуры Рембрандта в мировой живописи оценили только через два столетия.
Лит.: Рембрандт ван Рейн: Альбом / Авт.-сост. И. Линник. М., 1956; Ротенберг Е. Рембрандт Харменс ван Рейн. М., 1956; Рембрандт. Картины художника в музеях Советского Союза: Альбом / Авт. вступ. ст. В. Ф. Левинсон-Лессинг и К. С. Егорова. М., 1971; Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975; Кузнецов Ю. И. Рембрандт. М., 1988; Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989; Bauch K. Rembrandt. Gemalde. Berlin, 1966; Gerson H. Rembrandt. Paintings. Amsterdam, 1968; Haak B. Rembrandt. His Life, his Works, his Time. New York, 1969; Nach Y. The Age of Rembrandt and Vermeer. Oxford, 1972; Rembrandt and Vermeer. Exposition. Paris, 1986; Rembrandt. Der Meister und seine Werke. Vol. 1, 2. Munchen; Paris; London, 1991.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
380.38 кб

Портрет А. И. Герцена работы С. Л. Левицкого (Рембрандт и Томсон в творчестве русского фотографа)

Аветян Наталья Юрьевна
Статья посвящена содержательному и формальному анализу фотографического «Портрета А.И. Герцена» работы С.Л. Левицкого.
Читать PDF
233.37 кб

Живописное пространство в драме Дмитрия Кедрина «Рембрандт»

Зверева Татьяна Вячеславовна
Рассматривается живописное пространство драмы Д. Кедрина «Рембрандт». Высказана гипотеза о том, что многочисленные упоминания картин Рембрандта формируют самостоятельный сюжет.
Читать PDF
877.86 кб

Генезис мотива слепоты в творчестве Элиаса Канетти: Канетти и живопись (Рембрандт «Ослепление Самсон

Зозуля Наталья Михайловна
В статье анализируется мотив слепоты / ослепления в романе Э.
Читать PDF
396.63 кб

«Зеркало» экзистенциального переворота: Декарт и Рембрандт

Извеков Аркадий Игоревич
В статье сопоставляются гносеологическая позиция Декарта и художественно-философский принцип творчества Рембрандта. Считается общепризнанным, что они являются фигурами-символами начала Нового времени.
Читать PDF
321.35 кб

«Воскрешение Лазаря»: рембрандтовская цитата в пространстве Ван Гога

Балан Михаил Витальевич
Читать PDF
173.31 кб

Два групповых портрета кисти Рембрандта — «Урок анатомии доктора Тюлпа» и «Урок анатомии доктора Дей

Тарасов Юрий Алексеевич
Статья посвящена двум групповым портретам, запечатлевшим публичную демонстрацию препарирования трупа первыми анатомами Амстердама — хирургами Тюлпом и Деймоном.
Читать PDF
156.79 кб

Серия картин Рембрандта «Страсти Господни» — заказ статхаудера Фредерика Хендрика

Тарасов Юрий Алексеевич
В статье рассматриваются обстоятельства получения Рембрандтом первого официального заказа в амстердамский период его творчества на серию картин «Страсти Господни» от статхаудера Республики Соединенных провинций Нидерландов, принца
Читать PDF
115.77 кб

«Ночной дозор» Рембрандта — кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII В.

Тарасов Юрий Алексеевич
Статья посвящена истории создания и бытования одного из величайших шедевров мировой живописи, который является одновременно групповым портретом и исторической картиной.
Читать PDF
346.56 кб

Эстетика света и поэтика контрастов в художественных системах Рембрандта и Лермонтова

Поташова Ксения Алексеевна
Статья посвящена одной из наиболее ярчайших форм проявления синтеза искусств, нашедших свое воплощение в творчестве поэта значению художественных открытий Рембрандта для поэтики художественных произведений Лермонтова.
Читать PDF
285.83 кб

Структура анатомического дискурса в картине Рембрандта ван Рейна

Яковлев Евгений Эдуардович
В статье проводится анализ картины Рембрандта ван Рейна «Урок анатомии доктора Тульпа». На ее примере раскрываются внутренние связи, имевшие место в отношении анатомических практик, характерных в период XVI-XVII вв.

Похожие термины:

  • ВАН РЕЙН РЕМБРАНДТ

    1606–1669) Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения