РЕМИЗОВ Николай Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕМИЗОВ Николай Владимирович
(1887, Санкт-Петербург - 1975, Пальм-Спринг, шт. Калифорния) — театральный декоратор и карикатурист. После Октябрьского переворота 1917— в эмиграции во Франц. Поселился в Париже, где работал с Сергеем Судейкиным у Никиты Балиева в кабаре «Летучая мышь». В США с 1922, поселился в Нью-Йорке. Переехал в Калифорнию, в Голливуд, где начал удачно работать. Помимо знания и понимания декоративного искусства был великолепным карикатуристом. В СССР Р. считался злостным контрреволюционером. После завершения карьеры в Голливуде поселился в Пальм-Спринг.
Лит. Лобанов-Ростовский Н. Николай Владимирович Ремизов // Записки РАГ в США (Нью- Йорк). 1994. Т. XXVI. С. 82-83

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

РЕМИЗОВ Николай Владимирович
20(8).05.1887 (С.-Петербург) 4.08.1975 (Палм-Спрингс, шт. Калифорния. США). Карикатурист, художник театра и кино. Сын артиста Петербургских Императорских театров В. С. Васильева (сценическая фамилия - Ремизов). В 1896-1904 учился в петербургском реальном училище Н. В. Богинского, в 1908-16 — на живописном отделении АХ у Д. Н. Кардовского. Курс не окончил. В годы учебы увлекся карикатурой и начал сотрудничать в сатирическом журнале «Стрекоза». В 1908, после реорганизации журнала в «Сатирикон» (в 1913-18 «Новый Сатирикон»), стал, наряду с А. Радаковым, А. Аверченко, Сашей Черным, А. Буховым, одним из ведущих сотрудников и главным художником журнала. Публиковал за подписью: «Ре-Ми» карикатуры на общественно-политические и бытовые темы. Исполнил шаржи на деятелей литературы и театра (Л. Н. Толстой, М. Горький, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, М. А. Кузмин, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. Э. Мейерхольд, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, Л. В. Собинов). Сатирические портреты были собраны в книге «Театр и все остальное» (Пг., 1916). Занимался живописью и станковой графикой. В ГРМ хранятся картины «Уличная сцена», «Интерьер с женщиной за роялем», «Горный пейзаж», «В комнатах», «Автопортрет » (1912) и серия сатирических портретов маслом «Градоначальники города Глупова». Участвовал в выставках: журнала «Сатирикон» (СПб., 1909 и 1913; Одесса, Харьков, Елизаветград и Киев, 1910), «Мир искусства» (СПб., М., 1913) и Товарищества независимых (Пг., 1916). В 1917 опубликовал в «Новом Сатириконе» карикатуры на царя, участвовал в выпуске антимонархических плакатов-лубков в издательстве «Парус», рисовал для «Свободного журнала». В 1918 вошел (в ранге «подмастерья») в организованный А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым «Цех живописцев св. Луки». В 1918 выехал из Петрограда в Херсон, затем эмифировал. В 1920-22 жил в Париже. Работал в ателье художественной рекламы «Лубок». Сотрудничал с театром Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Оформил пьесу «Зарязаряница» Ф. К. Сологуба (1921) и ревю «Квартет веселых артистов» (1922), исполнил эмблему театра, рисовал театральные афиши и программы спектаклей. Работал вместе с М. Рейнгардтом над постановкой «Фауста» Гете. Участвовал в выставках группы «Мир искусства» в галерее La Boetie и Осеннем салоне (1921). В 1922 выехал с театром Н. Ф. Балиева на гастроли в США и поселился в ПалмСпрингс. Провел персональную выставку в галерее Wildenstein в Нью-Йорке, участвовал в выставках русских художников в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Питтсбурге (1925) и Брюсселе (1928). С конца 1920-х занимался преимущественно сценофафией. Работал для Ballet Intime Адольфа Больма и Ballet Theatre Люсии Чейз, для балерины и хореофафа Рут Пейдж. Оформил балеты «Петрушка» и «Аполлон-Мусагет» (1928) И. Ф. Стравинского, «Арлекинада» Р. Дриго (1928), «Золушка» С. С. Прокофьева (1931), «Механический балет» на музыку А. Мосолова (1932), «Американец в Париже» на музыку Дж. Гершвина (Цинциннати, 1936; Париж. 1950), «Сорочинская ярмарка» на музыку М. П. Мусоргского (Метрополитен-Опера, 1943) «Колокола» Д. Мийо (1950, Театр Елисейских полей, Париж), комедию «Ревизор» Н. В. Гоголя (пост. М. А. Чехова, Лабораторный те аф , Голливуд, 1946). С 1939 работал в Голливуде. Как художник-постановщик участвовал в создании нескольких десятков фильмов. Сотрудничал с режиссерами Л. Майлстоуном, А. Роашем, Г. Ратовым, Э. Ульмером, О. Преминджером и др. Оформлял интерьеры, расписывал апартаменты кинозвезд и писал стилизованные картины на русские темы. Исполнил иллюстрации к книге М. А. Чехова «Техника актера». Опубликовал несколько статей по вопросам сценографии. Театральные эскизы хранятся в Нью-Йоркской Публичной библиотеке. Портрет художника исполнил И. Е. Репин (1917; Музей-квартира И. И. Бродского, СПб.).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999