фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Творчество мыслителей и художников эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Художники этого периода овладели умением передать объем, особенности света, пространства, изображения человеческой фигуры (в т.ч. обнаженной). В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома.
Ренессанс (Возрождение)
Возрождение (Ренессанс)
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Ренессанс (Возрождение)
эпоха в идейном и культурном развитии стран Западной Европы в XIV-XVI вв. Впервые понятие Возрождение ввел архитектор, живописец и историк искусства XVI в. Джорджо Вазари, понимая под этим подъем культуры после периода Средневековья. Для Ренессанса характерен светский, антиклерикальный характер мышления и творчества, гуманизм, прославление человека, его возможностей, реализм в литературе и искусстве, обращение к Античности и глубокий интерес к античному культурному наследию. Ренессанс дал также толчок для развития целого комплекса наук, в т.ч. философии, астрономии, естественных наук. Ранее всего и ярче Ренессанс проявился в Италии (XIV-XVI вв.). В Нидерландах, Франции, Германии эпоха Ренессанса (так называемое Северное Возрождение) приходится на конец XV-XVI вв. Яркими представителями эпохи Ренессанса были Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Брейгель, Дюрер, Шекспир, Сервантес, Рабле, Петрарка, Бокаччо, Эразм Роттердамский. Отдельно выделяется эпоха Проторенессанса (Предвозрождения) - XIII начало XIV вв., когда творили Данте и Джотто.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Ренессанс (Возрождение)
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), период в культурном и идейном развитии стрна Зап. и Центр. Европы. Одна из отличительных черт Р. - интерес к культурному наследию античности, вызвавший расцвет лит. творчества, изобразительного иск-ва и архитектуры. Возник в Италии как лит. течение. Его возвестили такие гуманисты (гуманизм), как Петрарка (1304-74) и Данте (1265-1314). Стихи и прозу стали писать не на латыни, а на родном языке; изобретение книгопечатания способствовало распространению новых идей и особенно гуманистического подхода к христ. текстам, как, напр., у Эразма. В 15-16 вв. гл. центрами Р. становятся Флоренция, Венеция и Рим, а также дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррары. Архитекторы (Браманте, Палладио и Альберти) черпали вдохновение в творениях античности, художники (Ми-келанджело, Рафаэль, Тициан и др.) сделали огромный шаг вперед в развитии живописи, достигнув высокой степени реализма и утверждая красоту и гармонию. Овладев техникой перспективы художники ввели в свои произведения элементы пейзажа. Важное значение для развития иск-ва имело покровительство Медичи во Флоренции и пап римских, в т.ч. Юлия II и Льва X. Дух пытливости и жажды знаний проник в геогр. и кар-тогр. науки. Стремление познать мир увлекло в дальние плавания Диаша, Васко да Гаму и Магеллана, сделавших важные открытия. Астрономы Коперник, Кеплер и Галилей предложили новые теории движения планет. Существенный прогресс был достигнут также в биологии, химии, физике и медицине. Флам. анатом Везалий опубликовал новаторский трактат "Строение человеческого тела" (1543).
Р. имел далеко идущие последствия, включая колонизацию новых земель, теоретич. и технологич. прогресс в науке и иск-ве. Новые веяния отразились и на представлениях людей о церкви, подготовив почву для реформ.
Р. имел далеко идущие последствия, включая колонизацию новых земель, теоретич. и технологич. прогресс в науке и иск-ве. Новые веяния отразились и на представлениях людей о церкви, подготовив почву для реформ.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Возрождение (Ренессанс)
период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14- 16 вв., в других странах - конец 15 - начало 17 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы возрождение его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13- 14 вв., его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянца Лоренцо Валлы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома; архитекторы придавали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература эпохи Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле, драмы Шекспира, роман Дон Кихот Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского Похвала Глупости), эссе Монтеня - в столь разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах нашли воплощение идеи Возрождения. В это же время были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.
Источник: Исторический словарь