РЕНУАР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕНУАР
Пьер Огюст (1841–1919) — французский живописец, график, скульптор, один из основополож-ников импрессионизма. Еще во время обучения в Школе изящных искусств в Париже сблизился с буду-щими основателями импрессионизма К. Моне и А. Сислеем. Формированию собственной художественной манеры Ренуара способствовала работа на пленэре. Палитра его произведений светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным, все больше внима-
 ния Ренуар уделяет передаче световоздушной среды, солнечного освещения, его картины наполняются ды-ханием жизни. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, художник отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни, стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость жизни («Лягу-шатник», 1869; «Мулен де ла Галет», 1876; «После обеда», 1879). Известность Ренуару принесли портреты и изображения обнаженной женской натуры. С особым вдохновением он создает поэтичные и обаятельные женские образы. Художник стремился сохранить чудо молодости и красоты в своих картинах с помощью грации женских образов. В изображении обнаженной женской натуры Ренуар достиг такого мастерства, что в обиход вошло выражение «ренуаровская женщина» («Обнаженная», 1876; «Девушка с веером», 1881; «Жен-щина на солнце», 1876). Для полотен Ренуара характерен особый колорит. Он любит розовые, голубые, бледнозеленые тона, оттеняемые темными синим, зе-леным, вишневым.
На творческую манеру Ренуара уже в зрелом возрасте сильное влияние оказали произведения Рафаэля. Он начинает строже относиться к рисунку, стремится к четкости линий и форм. Его манера становится более сухой, «классической». Если раньше главным средством выразительности его картин был цвет, то теперь не менее важную роль начинает играть рисунок («Зонтики», 1880; «Купальщица», 1881; «Танцы в Буживале», 1883). В конце 1880-х Ренуар переживает творческий кризис, находя свои полотна слишком сухими и невыразительными он уничтожает несколько своих картин и возвращается вновь к более свободной живописной манере. С годами изза болезни рук Ренуар не смог держать кисть, и от живописи пришлось отказаться. Благодаря этому печальному обстоятельству проявился талант Ренуараскульптора. С помощью своих учеников Ренуар создает ряд великолепных скульптур, поражающих мощью форм, весомостью объемов, красотой и гармо-нией силуэтов, жизнеутверждающей силой («Венера», 1913; «Материнство», 1916 и др.).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РЕНУАР
renoir) Пьер Огюст (1841, Лимож – 1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, один из лидеров импрессионизма. Сын портного из провинции, переехавшего в Париж, он уже в 13 лет был вынужден сам зарабатывать на жизнь, расписывая фарфор, а также ширмы и веера в духе 18 в. Любовь к искусству этой эпохи прошла через всю его жизнь, во многом определив тематику и колорит его картин, в котором преобладали розовые тона, характерные для эпохи рококо. Намерение стать профессиональным художником привело его в Школу изящных искусств, где он встретился с К. Моне, А. Сислеем и др. будущими импрессионистами. В 1864 г. Ренуар дебютировал на официальной выставке (Салоне), но без особого успеха. Впоследствии его работы постоянно отвергались жюри.
В 1874 г. Ренуар принял участие в скандальной выставке в Париже, после которой художник и его единомышленники были названы импрессионистами. Их первое совместное выступление свидетельствовало о консолидации сторонников обновления обветшавшей академической системы и выходе на арену нового художественного движения. Ренуар, как и другие импрессионисты, обратился к изображению современной жизни. Особенно его привлекали сцены развлечений и народных гуляний («Мулен де ля Галет», 1877). Ренуар раньше своих товарищей добился широкого признания и в 1879–1880-х гг. выставлял свои произведения в Салоне.
Ренуар внес большой вклад в разработку творческого метода импрессионизма. В отличие от Моне, предпочитавшего работать в жанре пейзажа, он применил новый подход не только к изображению природы, но и к натюрморту, жанровой картине, портрету, изображению обнаженных фигур. Ренуар был выдающимся колористом. Именно в его творчестве наиболее ярко выразился радостный, жизнеутверждающий настрой, присущий импрессионизму. Стремление дать людям ощущение полноты жизни было программной установкой его творчества. Он считал, что вокруг много скучных и грустных вещей, поэтому задача художника – научить людей ценить простые радости жизни: прелесть женщин, великолепие цветов, природу, каждый день радующую глаз новой красотой. Художник всегда оставался «живописцем счастья», несмотря на общественные потрясения, войны и личные невзгоды.
В 1880-е гг. Ренуар порвал с импрессионизмом и стал искать новые пути в искусстве. Он сблизился с П. Сезанном, его стало привлекать серьезное, «музейное» творчество. Во время путешествия по Италии (1881) Ренуар испытал влияние художников итальянского Возрождения, у него возник интерес к конструктивной линии. Этот период называют «жестким стилем» («Девочка с обручем», «Ребенок с кнутиком», оба – 1885). В 1900-е гг. наступает «перламутровый период», когда художник изображал обнаженные женские фигуры на фоне солнечной природы Прованса («Суд Париса», 1908).
В кон. 1898 г. первые приступы артрита вынуждают Ренуара переехать на юг. В 1902 г. он поселился в Ле Канне, а в 1903 г. окончательно обосновался в Кань-сюр-Мер. В поздние годы художник много занимался скульптурой. С 1912 г., частично парализованный, он был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать, привязывая кисть к руке («Купальщицы», 1918–19).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Ренуар
, Пьер Огюст (Renoir, Pierre Auguste) 1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер, Приморские Альпы. Французский живописец, график, скульптор. Играл важную роль в деятельности группы импрессионистов. Художественная одаренность Ренуара проявилась с раннего детства, и родители определили его в 1854 учеником в мастерскую по росписи фарфора, хотя он в равной степени обнаруживал и музыкальные способности. Работая в мастерской, посещал Школу рисунка и прикладного искусства на улице Пти-Каро. Зарабатывал, расписывая гербы, шторы, веера. Собранные сбережения позволили ему всерьез заняться живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств в Париже и в мастерской Глейра, где знакомится с Базилем, Моне, Сислеем. Они пишут этюды в окрестностях Парижа; в 1863 Ренуар встретил в лесу Фонтенбло Диаза, который посоветовал ему высветлить палитру. В 1864 выставляет в Салоне картину Эсмеральда, танцующая с козочкой, впоследствии им уничтоженную. Знакомится с Курбе, влияние которого ощутимо в Харчевне матушки Антони (1866, Стокгольм, Нац. музей), Диане-охотнице (1867, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Новый метод отражения мира, названный впоследствии импрессионизмом, способствовал выработке собственного творческого видения. Мифологические, исторические сюжеты вытесняются непосредственными впечатлениями от действительности, современность становится главной темой Ренуара (Семья Сислея, 1868, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Художник много работает на пленэре, его палитра светлеет, все большее внимание он уделяет передаче световоздушной среды, солнечного освещения, его картины наполняются дыханием жизни, мир предстает в них исполненным вечной изменчивости, движения: Лягушатник (1869, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Ренуар часто пишет картины на берегу Сены, в Аржантее, вместе с Моне, однако его привлекает не столько пейзаж, сколько человек, атмосфера дружеского общения: Портрет Моне (1872, Париж, частное собрание), В саду (1875, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), После обеда (1879, Чикаго, Институт искусств), Завтрак гребцов (1881, Вашингтон, собрание Филлипс). Отвергаемый Салоном, Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874: Танцовщица (Вашингтон, Нац. галерея искусства), Ложа (Лондон, Институт Курто) и др.; во второй, в 1876, 15 работами; затем еще в третьей и седьмой. Постепенно Ренуар приобретает известность своими портретами, с особым вдохновением пишет детей, женщин, а также обнаженную модель: Мадам Жорж Шарпантье с детьми (1876—1878, Нью-Йорк, музей Метрополитен); Портрет Жанны Самари (1877, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Создается впечатление, что художник испытывал наслаждение от возможности сохранить нетленным чудо молодости, красоты. Это чувство передается зрителю, которого завораживает грация женских образов, простодушная открытость прелестных детских лиц. В обиход не случайно вошло выражение "ренуаровская женщина" (Обнаженная, 1876, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Девушка с веером, ок. 1881, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; На террасе, 1881, Чикаго, Институт искусств; Женщина на солнце, 1876, Париж, музей Орсе). Для полотен Ренуара характерен особый колорит, напоминающий порой цветовую гамму мастеров рококо; он любит розовые, голубые, бледно-зеленые тона, оттеняемые звучным, сочным черным. Однако, вглядевшись, обнаруживаем, что черного как такового мало: художник использует густые, очень темные оттенки синего, зеленого, вишневого, создающие иллюзию черного: Девушки в черном (нач. 1880-х, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мастер работает мелким, ясно различимым мазком, добиваясь трепетной, словно вибрирующей поверхности, особой свежести в передаче цвета лица, блеска глаз, улыбки (Портрет Анриетт Анрио, 1876, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Девушка с кошкой, 1880, Нью-Йорк, частное собрание). В 1881 Ренуар предпринимает поездку в Алжир, привозит оттуда ряд зарисовок и картин, осенью того же года посещает Италию, делает в Венеции наброски гондольеров, собора Св. Марка. Произведения Рафаэля произвели сильное впечатление на художника, он начинает строже относиться к рисунку, стремится к четкости линий и форм. Его манера становится несколько более сухой, "классичной" — этот период называют "энгровским". Если раньше главным средством выразительности был цвет, колорит, то теперь начинает играть не менее важную роль рисунок (Зонтики, ок. 1880, Лондон, Нац. галерея; Купальщица, 1881, Уильямстоун, Институт Кларк; Танцы в Буживале, 1883, Бостон, Музей изящных искусств; Большие купальщицы, 1884— 1887, Филадельфия, Музей искусств). В 1885 посетил Испанию. В кон. 1880-х Ренуар переживает творческий кризис, находя свои полотна слишком "засушенными", художник уничтожает некоторые из них и возвращается к более свободной живописной манере. Его краски приобретают особую светозарность — т. н. "перламутровый" период (Девушки за фортепиано, 1892, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Заснувшая купальщица, 1897, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Художник с удовольствием пишет своих сыновей — Пьера (род. 1885), Жана (род. 1894), впоследствии известного кинорежиссера, и Клода (Коко, род. 1906); Габриэль и Жан (1895, Париж, Нац. музей, коллекция Вальтера Гийома), Урок чтения Коко (ок. 1906, Мерион, Музей Барнс). В 1903 Ренуар обосновывается в Кань-сюр-Мер, в собственном доме. Он работает над пейзажами, человеческой фигурой, натюрмортом, в его колорите начинают преобладать красноватые тона. С годами из-за болезни он не может держать в руках кисти, и их привязывают, а вскоре от живописи приходится отказаться. И здесь происходит подлинное чудо — открывается огромный пластический дар художника. Давая указания своему помощнику (Гино), мастер создает ряд великолепных скульптур, поражающих мощью форм, весомостью объемов, красотой и гармонией силуэтов и какой-то торжествующей радостью, жизнеутверждающей силой, заставляющей забыть, что выполнены они старым, изувеченным болезнью человеком (Венера, 1913, Париж, частное собрание; Большая прачка, 1917, Кельн, частное собрание; Материнство, 1916, Париж, частное собрание).
Лит.: Воллар А. Ренуар. Л., 1934; Ренуар: Альбом / Авт.-сост. М. Прокофьева. М., 1966; Ренуар Ж. Огюст Ренуар. М., 1970; Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1979; Fosca F. Renoir. L’homme et son ?uvre. Paris, 1961; Daulte F. Auguste Renoir. Catalogue raisonne de ocuvre peint. Figures. Lausanne, 1971. Vol. I; White B. Renoir. New York, 1984.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
218.86 кб

«Бал в Мулен де ла Галетт» П. О. Ренуара: городские увеселения в искусстве импрессионистов

Креленко Наталия Станиславовна
Автор статьи использует в качестве визуального источника произведение изобразительного искусства. Картина великого художника-импрессиониста О.
Читать PDF
511.80 кб

Влияние романтизма на лингвистические взгляды Ф. Ж. М. Ренуара

Сумарокова Полина Александровна
В данной статье рассматривается влияние романтизма на лингвистические взгляды французского филолога Ф. Ж. М. Ренуара. Романтизм пришел на смену эпохи Просвещения и знаменовал глобальный поворот.

Похожие термины:

  • ОГЮСТ РЕНУАР

    1841–1919) Ренуар, один из самых видных представителей импрессионизма, искусство которого отличается живым интересом к человеку. Творческое наследие художника поражает – им было написано примерно 60