РЕПИН Илья Ефимович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕПИН Илья Ефимович
известный художник; считают, что его род происходил от Запорожского Казака. Написал блестящую по выполнению картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Репин Илья Ефимович
(1844-1930) – русский художник. В 1878 вступил в Товарищество передвижных выставок. Произведения, выдвинувшие Репина в ряд ведущих русских художников, стали картины «Бурлаки на Волге». «Проводы новобранца», «В волостном правлении», « Крестный ход в Курской губернии»; на исторические сюжеты - «Царевна Софья», « Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

РЕПИН Илья Ефимович
24.07.1844 - 29.09.1930), русский художник. Родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Первоначальные навыки живописного ремесла Репин получил у местных малоросских иконописцев. С 1863 перед поступлением в Петербургскую Академию художеств Репин занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников (Петербург). В академии первым его наставником был И.Н. Крамской. По окончании академии в 1871 Репин как ее пансионер (стипендиат) находился в трехгодичной заграничной командировке (во Франции и Италии). В 1878 вступил в Товарищество передвижных выставок. Действительный член Академии художеств (с 1893).
Дипломная работа Репина на евангельский сюжет "Воскресение дочери Иаира" (1871) получила Большую золотую медаль. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в ряд ведущих русских художников, стала картина "Бурлаки на Волге" (1870-73). В 1870-80-е талант Репина развернулся во всю ширь. Им создана серия полотен, показывавших могучие силы и духовную красоту народа: "Проводы новобранца" (1879), "В волостном правлении" (1877), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83); на исторические сюжеты - "Царевна Софья" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1891). Репин создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников - А.Ф. Писемского (1880), М.П. Мусоргского (1881), Н.И. Пирогова (1881), П.А. Стрепетовой (1882), Л.Н. Толстого (1887), портреты-типажи "Белорус" (1892), "Протодьякон" (1877).
В н. XX в. Репин с группой своих учеников создал замечательное полотно "Торжественное заседание Государственного совета" (1901-03), проникнутое необычайной остротой социальных характеристик. Репин был и выдающимся мастером рисунка. В 1894-1907 он преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 - ее ректор). В 1899 Репин поселился в усадьбе "Пенаты" (пос. Куоккала), где прожил более 30 лет и был похоронен.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

РЕПИН Илья Ефимович
(1844—1930) — российский деятель культуры, художник.Член Товарищества передвижных художественных выставок. В своем творчестве соединял традиции реализма, с веяниями импрессионизма, модерна и символизма, завоевав славу многофигурными полотнами, будоражившими общественное сознание («Бурлаки на Волге», 1870—1873; «Проводы новобранца», 1879; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883). Создал ряд картин на тему революционного движения («Отказ от исповеди», 1879—1885; «Арест пропагандиста», 1880—1892; «Не ждали», 1884—1888). Работал в историческом жанре («Иван Грозный и сын его Иван», 1885; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—1891). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («Мужичок из робких» и «Протодиакон», 1877; «М. Я. Мусоргский» и «Я. И. Пирогов», 1881; «П. А. Стрепетова», 1882; «Л. Я. Толстой», 1891; «Торжественное заседание Государственного совета», 1901 — 1903 и др.). Виртуоз разных техник, создал карандашом и углем ряд графических работ (иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Я. Л. Гоголя, 1870; портреты Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901 и др.) В 1894—1907 гг. преподавал в Петербургской АХ (ректор в 1898—1899) и в школе-мастерской К. М. Тенишевой (среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь), давал частные уроки В. А. Серову. В 1917 г. создал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма», тем самым как бы приветствуя революцию. Вместе с тем неоднократно выражал неприятие действий большевиков, решительно осуждая «красный террор» и новую орфографию. В 1922—1925 гг. написал одну из лучший своих картин на религиозную тему («Голгофа»), проникнутую беспросветным трагизмом. С 1900 г. жил в Финляндии в имении «Пенаты» (Куоккала, совр. Репино) и, несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926), на родину не вернулся, хотя дарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Репин Илья Ефимович
(1844–1930) - живописец, действительный член Петербургской АХ (1893). В 1854–1857 учился в Чугуевской школе военных топографов, потом у местного иконописца И.М. Бунакова. В 1859–1863 выполнял заказы на иконы и росписи церквей. В 1863 переехал в Петербург и начал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р К. Жуковского и И.Н. Крамского, в 1864–1871 - Петербургской АХ (во время каникул - трижды посетил Чугуев - 1866, 1867 и 1868), в 1873–1876 - пенсионер (стипендиат) этой академии в Италии и Франции. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Вернувшись из-за границы, в 1876–1877 жил в Чугуеве, где написал картину «Под конвоем», портреты «Протодьякон», «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких» (все 1877) и др. С 1877 жил в Москве, с 1882 - в Петербурге. В 1894–1907 преподавал в Петербургской АХ (в 1898–1899 - ректор). Среди его учеников И.И. Бродский, И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский, Б.М. Кустодиев и др. В 1907 и 1914 последний раз приезжал в Чугуев, где хотел построить Деловой двор - своеобразную народную художественную академию, но помешала война. Автор книги воспоминаний «Далекое близкое». С 1900 жил в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (в 1917–1940 принадлежала Финляндии). Похоронен в саду «Пенатов» под горкой, которую он называл «Чугуевской», где в 1940 был открыт мемориальный музей. В Чугуеве открыт мемориальный музей (1969), на территории которого установлен памятник и памятный знак (1944) на месте дома, в котором родился художник. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (скульптор М.Г. Манизер, архитектор И.Е. Рожин), в 1956 - в Чугуеве (скульптор М.Г. Манизер). В Харьк. художественном музее его собрание насчитывает более 21 произведений. В 1995 в Чугуеве основан Международный благотворительный фонд его имени. В Х-ве его именем названа улица в Октябрьском районе (Ясная Поляна) и переулок в Червонозаводском районе (Заиковка), детская художественная школа № 1. Соч.: Далекое близкое. 6-е изд. - М., 1961; Переписка - Репин И. Е. и Крамской И. Н. - М. - Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. - Т. 1–3. - М. - Л., 1948–1950; Репин И. Е. и Толстой Л. Н. - Т. 1–2. - М. - Л.,
1949.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Репин Илья Ефимович

Репин (Илья Ефимович) - известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро показал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малой золотой медалью за картину, написанную на тему "Иов и его друзья". В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Ипира". Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на Волге", оконченную в 1872 г. Эта картина, изображающая тяжкий, почти страдальческий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства. С 1893 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". По возвращении в Петербург Репин стал деятельным членом товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница Софья Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губернии" (1883) - картина, полная народных типов (в галерее Третьякова ), "Не ждали" (1884) - возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван" (в галерее Третьякова), картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885). Картина "Дуэль" обратила на себя внимание у нас и за границей. Упомянем еще о сильно выраженном гоголевском типе "Поприщин" (1882, принадлежит Ф.А. Терещенко). Репин написал множество прекрасных портретов, из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и Михаила Глинки (1887); в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой , Н.И. Пирогова , П.М. Третьякова, И.Н. Крамского , И.С. Тургенева , В.М. Гаршина , В.В. Самойлова, М.С. Щепкина , баронессы Искуль и многих других. Портреты отличаются жизненным сходством: живопись их, как и всех картин Репина, колоритна, кисть свободная и недопускающая тонкой выработки. С 1896 г. Репин состоит профессором-руководителем в одной из учебных мастерских в преобразованной Академии Художеств.

Источник: Биографический словарь. 2008

РЕПИН Илья Ефимович
5.08(24.07). 1844 (Чугуев Харьковской губ.) 29.09.1930 (Куоккала, Финляндия, ныне пос. Репино, близ С.- Петербурга). Живописец и педагог. В 1903 поселился в курортном поселке Куоккала на берегу Финского залива, в усадьбе «Пенаты», принадлежавшей второй жене - писательнице Н. Б. НордманСеверовой (1863—1914). Овдовев, получил дом в свою собственность и передал его в ведение АХ для устройства там музея после его смерти. В усадьбе прожил до конца дней, навещаемый друзьями и почитателями; там же и был похоронен. С ним жили дочери: Надежда (1874-1931), с 1922 - Вера (1872-1948), с конца 1920-х - Татьяна (1880-1957) с детьми; неподалеку жил сын Ю. И. Репин с семьей. В апреле 1918 оказался отрезанным от России финляндской границей. Пользовался уважением финской общественности и властей, неоднократно бывал в Выборге и Гельсингфорсе, но иностранного гражданства не принял. Вместе с тем отвергал возможность вернуться на родину, так как не принимал установившегося в СССР режима, его социальной и культурной политики. В 1924 отказался приехать в Ленинград на празднование своего 80-летия, а в 1926 отверг официальное предложение вернуться в СССР, переданное ему через делегацию во главе с И. И. Бродским, и отказался от звания «народный художник». Эта позиция не мешала ему переписываться с друзьями в СССР и принимать у себя советских художников. Будучи самой значительной фигурой русской эмиграции в Финляндии, оказывал поддержку беженцам из России. В 1920-е написал портреты: «Священник из Куоккалы» (1923), «Академик И. П. Павлов » (1924), цикл «Четыре времени года» (портреты Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни, B. П. Стениной и Е. Э. Дегтелъгорн; 1922), «Автопортрет» (1920) и др.; создал большие картины: «Финские знаменитости» (1922), «Крестный ход в дубовом лесу» (1917-1924), «Пушкин на набережной Невы в 1835» (1924), «Гопак» (1927); произведения на евангельские темы: «Неверие Фомы» (1921), «Голгофа» (1922), «Утро Воскресения» (1922), «Отрок Христос во храме» (1920-е) и да. Картины экспонировались на выставках, устраивавшихся его доверенным лицом художником В. Ф. Леви в Финляндии, Швеции, Чехословакии, Дании, Германии, Франции и США, приобретались коллекционерами и музеями. В 1927-29 работы показывались в Москве на выставках Объединения художников им. И. Е. Репина, основанного учениками в ознаменование 80-летия со дня рождения учителя. После смерти художника произведения были, по завещанию, распределены между детьми. Большая (и, предположительно, наиболее ценная) часть наследия досталась дочери Вере, перед приходом советских войск была вывезена ею за границу (1939) и распродана. Работы, принадлежавшие сыну Юрию, остались в Куоккале и составили основную часть музея, созданного в 1940 в усадьбе «Пенаты ». В годы войны усадьба сгорела (экспонаты музея в начале войны были вывезены и сохранились). В 1962, по завершении восстановительных работ, музей был открыт для посетителей. В 1994, в связи со 150-летием со дня рождения художника, в ГРМ прошла его большая выставка, на которой экспонировались и работы позднего периода из зарубежных собраний (в частности, из музея Атенеум в Хельсинки).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

Репин, Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович


Репин Илья Ефимович (1901)


— известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве, у П. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию художеств в Петербурге и вскоре оказал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малою золотою медалью за картину, написанную на программу "Иов и его друзья". В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира". Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них написал для вел. князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на волге", оконченную в 1872 г. Эта картина, изображающая тяжкий, почти страдальческий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства. С 1873 г. Р. путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". По возвращении в Петербург Р. стал деятельным членом Товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница София Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губ." — картина (1883), полная народных типов (в галерее Третьякова), "Не ждали" (1884) — возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван" (в галерее Третьякова), картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885). Картина "Дуэль" обратила на себя большое внимание у нас и за границей. Упомянем еще о сильно выраженном гоголевском типе "Поприщин" (1882; принадлежит Ф. А. Терещенко). Р. написал множество прекрасных портретов, из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и М. Глинки (1887): в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой, Н. И. Пирогова (1882), П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, Тургенева (1884), В. М. Гаршина, В. В. Самойлова (1887), М. С. Щепкина (1889), баронессы Икскуль и мн. др. Портреты отличаются жизненным сходством; живопись их, как и вообще всех картин Р., колоритна, кисть свободная и не допускающая тонкой выработки. С 1896 г. Р. состоит профессором-руководителем одной из учебных мастерских в преобразованной Академии художеств.


{Брокгауз}





Репин, Илья Ефимович


(Répine); исторический живописец. Родился 25 июля 1844 г. в Чугуеве; с 1864 воспитанник Академии художеств; за картину "Бурлаки" получил в 1870 г. золотую медаль г-жи Лебрен "за экспрессию", a за "Воскрешение Иаировой дочери", в 1871 году, 1-ю золотую медаль, с правом поездки за границу на 6 лет. С 1876 г. за картину "Садко" академик; с 1892 профессор. Здесь не место говорить о значении Репина для русской живописи; что же касается до работ его, относящихся к нашему Словарю, то он пробовал гравировать офортом и литографировать; поныне имеется офортов его 8, a литографий 16.


Его офорты


1. Старик в короне. Без подписи. Первый опыт; доска перетравлена.


2. Портрет, поясной, 3/4 вправо, живописца Шиндлера. Гравирован в Париже в 1875 г.


3. Этюд женщины в чепце, профиль вправо; поясная фигура, в овале. Подп.: "И. Репин 1875".


4. Погрудный портрет композитора Мусоргского: "1885 И. Репин".


5—7. Три этюда с натурщиц, награвированные на досках непосредственно с натуры, с подписью: "И. Репин 91"; a именно:


5. Подросток (в рост); 6. Женщина сидящая и 7. Женщина стоящая.


8. Портрет графини Мерси Д´Аржанто: "И. Репин". Большой лист в длину (1893 г.). Гравюра эта окончена сухою иглою, с такою свободою, с таким мастерством, что сделала бы честь лучшему граверу; доска была первоначально награвирована парижским гравером Дьеном, но не понравилась Репину, и вследствие того была перегравирована им заново; фамилия первого гравера осталась на полях внизу гравюры, которая существует в Петербурге только в трех экземплярах: y Репина, Ровинского и Рейтерна.


6) Литографии


9—11. Три рисунка пером на камне, в Художественном Автографе Выставки 1869 г.; именно: 9. Иов и его друзья: "И. Репин 1869". 10. Патриций в тюрьме, с кар. проф. Бронникова, и 11. Мозаика с картины Брюллова: "рис. Репин".


12—13. Два рисунка в Художественном Автографе Выставки 1870 г.; a именно: 12. с картины Гуна: Сцена из Варфоломеевской ночи: "К. Гун. — Репин", и 13. С картины Якобия: Арест Бирона.


14. Бурлаки: "И. Репин 1870—73". Большой лист в длину, печатанный с камня, на который переведен был в увеличенном размере фотолитографированный рисунок Репина пером, принадлежащий В.В. Стасову. Эта фотолитография представляет первый вид сего листа, исполненного засим красками и изданного картографическим заведением Ильина хромолитографиею.


15 и 16. Два рисунка к рассказу Совихина: "Дед Софрон", изд. Сытина. 1885, a именно: Сходка: "И. Репин 1885 г.", и Софрон сидит на камне. Ta же подпись. Печатаны тоном.



17. Малашка Дергачивна: "И. Репин 1886"; в Сборнике: "Помощь бедным детям. Москва 1887".


18. Лев старца Герасима: "И. Репин 1888". В "Игрушечке" на 1888 г.


19. Казачок: "И. Репин"; рисунок пером. Во втором виде рисунок сей, печатанный тоном, издан как премия журнала "Свет и Тени".


20. Большая арабеска к рассказу графа Л. Толстого "Краюшка хлеба". Неконч.; внизу едва заметна подпись: "...епин".


21. "Вражье лепко, Божье крепко. 1885. И. Репин".


22. Два брата и золото, с тою же подписью; народная картинка с текстом графа Л. Толстого, изданная Сытиным посредством хромолитографии. 1-е отпечатки в одном контуре, без красок.


23. Пахарь: "И. Репин 1887. в Ясной Поляне 9 Августа", с картины его; издана Ильиным хромолитографией.


24. Генерал-майор Залесский 1: "1885. И. Репин". Литография, напечатанная на желтой бумаге.


{Ровинский}






Репин, Илья Ефимович


Род. 24 июля (5 августа) 1844 г., в Чугуеве, ум. 29 сентября 1930 г., в Куоккале (ныне Репино). Художник, яркий представитель русского реализма. Ученик И. Н. Крамского. Выпускник Петербургской академии художеств (1871).


Произведения: "Иов и его друзья" (1869), "Воскрешение дочери Иаира" (1871), "Бурлаки на Волге" (1870—73), "Славянские композиторы" (1871—72), "Садко в подводном царстве" (1876), "Мужичок из робких" (1877), "Мужик с дурным глазом" (1877), "Протодиакон" (1877), "Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре" (1879), "Проводы новобранца" (1879), "Крестный ход в Курской губернии" (1880—83), "Арест пропагандиста" (1880—82), "Вечорницi" (1881), "Н. И. Пирогов" (1881), "М. П. Мусоргский" (1881), "П. А. Стрепетова" (1882), "Отказ от исповеди" (1879—1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878—91), "Не ждали" (1884), "Прием волостных старшин Александром III" (1885), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт" (1889), "Графиня Луиза Мерси д’Аржанто" (1890), "Осенний букет" (дочь художника Вера) (1892), портрет княгини М. К. Тенишевой (1898), портрет В. А. Серова (1901) "Торжественное заседание Государственного Совета" (1901—03), "Какой простор!" (1903), "Голгофа" (1922—25) и др. Профессор (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств. Учитель Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря, В. А. Серова. После Октябрьской революции оказался в эмиграции (с отделением Финляндии), на родину не вернулся, не одобряя и не принимая политики большевиков. Автор книги "Далекое близкое" (сборник статей, воспоминаний).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
1844–1930) Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни». Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные», – писал позднее художник. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И.Н. Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо. В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии. В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве. Репина поразил контраст между встретившейся ватагой бурлаков и «чистым ароматным цветником господ». В своих воспоминаниях он пишет, что «своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз». В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей. В.В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем жива была потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя». В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью Верой. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова. Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, И.С. Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе». В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус. В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник И.Э. Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда?либо написанным Репиным». Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» (1877) и портрет «Протодьякон» (1877). Композитор М. Мусоргский в письме к Стасову пишет: «…видел "Протодьякона", созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!» «Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты. С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). Учитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности… Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Далее художник не раз обращается к образу революционера. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу. К этому циклу примыкают картина «Отказ от исповеди», «Сходка», «Не ждали» (1884). «Вместе с членами семьи все наше внимание обращено на входящего мужчину. Он в стоптанных, много хоженых сапогах, рыжем армяке, выгоревшем на солнце и не раз омытом дождями. Глаза ввалились, смотрят испытующе и выжидательно, губы привычно сжаты, а пальцы, неуклюже высвободившись из?под слишком длинного рукава, робко прижимают к себе жалкую шапчонку. Раз взглянув на него, нельзя забыть этих вопрошающих глаз. Незабываемое лицо! В лицах и позах родных целая гамма сложнейших чувств, выраженных у каждого из них по?разному – радость, изумление, испуг; даже равнодушие прислуги делает эти переживания еще убедительнее. Все – каждая поза участников сцены, выражение их лиц, жесты подчинено единой цели – подчеркнуть значительность происходящего события – внезапное появление близкого человека после долгой и трагической разлуки. Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», – анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина. В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было "Убиение Грозным сына". Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она вещь в уровень таланту!.. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута, и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени, и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Подробность шекспировского комизма… "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное». Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П.М. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. Создание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «"Запорожцев" я еще не кончил. Какая трудная вещь – кончить картину! Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии!.. Конца не предвижу: туго идет. Совсем на время картину закрыл». 12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. В 1888 году он возвращается, но в 1890 году окончательно покидает Товарищество, не соглашаясь с изменением его Устава. В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Н.В. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь умрешь, и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. Репин вошел в историю как крупнейший художник?портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: М.П. Мусоргского (1881), А.Г. Рубинштейна (1881), В.И. Сурикова (1885), А.И. Дельвига (1882), Д.И. Менделеева (1885), П.М. Третьякова (1883), М.И. Глинки (1887), И.Н. Крамского (1882), Т.Л. Толстого (1893), А.П. Боткиной (1900), В.А. Серова (1901), Л.Н. Андреева (1904), Н.А. Морозова (1910), В.Г. Короленко (1912), В.М. Бехтерева (1913), П.П. Чистякова (1914). За каждым изображением стоит незаурядная личность. И.Э. Грабарь справедливо замечает, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем». Он писал портреты быстро, иногда видя свою модель урывками, писал даже по памяти, как, например, Льва Толстого, лежащего под деревом. Настоящим шедевром является портрет композитора Мусоргского, друга Репина, написанный накануне смерти великого музыканта. Крамской, сам блестящий портретист, увидев портрет Мусоргского, по словам Стасова, «просто ахнул от удивления». Стасов писал Третьякову: «Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства». Другой шедевр художника – портрет А.Ф. Писемского. Грабарь не скрывает своего восторга: «Здесь не просто рядовой портрет знаменитого писателя… а из ряда вон выходящее художественное произведение. Не надо знать изображенного лично, чтобы не сомневаться в силе и правде этой характеристики». В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62x8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно. В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман?Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов. Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза. После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Источник: 100 великих художников. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
278.67 кб

Илья Ефимович репин: Волжское Бурлачество

Кривдина Ольга Алексеевна
Книга посвящена истории создания знаменитым художником И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге», экспонирующейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.