РЕПИН Юрий Ильич

Найдено 1 определение
РЕПИН Юрий (Георгий) Ильич
10.04(29.03). 1877 (Чугуев Харьковской губ.) - 9.08.1954 (Хельсинки). Живописец. Сын Ильи Ефимовича Репина и его первой жены, Веры Алексеевны Шевцовой (1854-1918). В 1893 совершил с отцом путешествие по Германии, Италии и Франции, увлекся искусством и занялся живописью. В 1894-99 учился в школе кн. М. К. Тенишевой. В 1899 поступил в АХ, занимался у отца и у П. О. Ковалевского, с 1903 - у Д. Н. Кардовского. В 1902-03 окончил Педагогические курсы при АХ. В 1905 прекратил учебу, не получив звания художника. С 1903 работал в петербургской мастерской отца. Писал исторические полотна: «Петр 1 перед Полтавской битвой» (1910, юбилейная премия им. принцессы Евгении Ольденбургской), «Великий вождь (Петр I в Полтавской битве)» (1910, 2-я золотая медаль на Международной выставке в Мюнхене), «Тюрченский бой» (1913, 2-я премия ОПХ по исторической живописи), «Бой 26 августа 1812 года» (1915, премия конкурса им. А. И. Куинджи по исторической живописи), «Царская семья среди раненых» (1916). Создавал картины на евангельские темы: «Вечер» (1914, премия ОПХ в 2000 руб.), «Блудный сын», «На то ли исповедуете меня?». Исполнил портреты: «Портрет жены» (1907; приобретен Третьяковской галереей), И. И. Бродский (1909), Л. Н. Андреев (1911), И. Е. Репин (1912), Ф. И. Шаляпин (1914), П. Д. Шмаров (1915), А. Б. Дзельскальм (1916; приобретен Музеем АХ). Участвовал в Весенних выставках в залах АХ, выставках СРХ (1908-11, 1913), Товарищества независимых (1911 и 1913), ТПХВ (1914-18; с 1915 - член товарищества) и др. Картины репродуцировались в журналах. В 1911-12 участвовал в работе Всероссийского съезда художников в Петербурге, подготовил до клады «О некотором бесплатном пользовании натурой» и «О присуждении звания художника не только Академией художеств, но и на выставках». В 1917 поселился в Куоккале, недалеко от усадьбы отца, в апреле 1918 оказался отрезанным от России финляндской границей. В конце 1918 провел персональную выставку в музее Атенеум в Хельсинки. До 1921 участвовал в петроградских и московских выставках; в 1922-30 его картины экспонировались рядом с работами отца на выставках, устраиваемых художником В. Ф. Леви в Финляндии, Швеции, Дании, Чехословакии, Германии и Франции. В начале 1920-х в его творчестве начала преобладать религиозная тема: «Явление иконы», «Явление Богородицы в лесу», «Явление креста в лесу» и др. В 1926 принял делегацию советских художников во главе с И. И. Бродским, приехавшую в Куоккалу по заданию Наркомпроса СССР для выяснения возможности возвращения И. Е. Репина на родину. В 1927 при содействии Бродского побывал в Ленинграде, познакомился с С. М. Кировым, получил заказ исполнить по эскизам отца картину «Самодержавие» (не была написана). В 1929-31 испытал душевное потрясение в связи со смертью отца, жены и сестры Надежды. В дальнейшем вел замкнутый образ жизни, был религиозен и склонен к мистицизму. Единственной темой его творчества стала тема страстей Голгофы. Участвовал в выставках русских художников в Берлине (1930), Амстердаме (1930), Париже (d’Alignan, 1931). В 1933 вошел в Общество русских художников в Финляндии и участвовал в его выставках. В 1939 с другими жителями Куоккалы был эвакуирован в деревню Леванто близ местечка Мянтсяля в Южной Финляндии. Продолжал заниматься живописью, использовал фанеру и картон. По окончании войны жил в Хельсинки, до конца дней не имел постоянного пристанища, скитался по ночлегам Армии спасения. Эпизодически писал портреты на заказ. Проводил время в уединенной молитве. Покончил с собой, выбросившись из окна. Похоронен на православном кладбище Лаггинлахти в Хельсинки. Представлен в ГТГ, ГРМ, Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» и других музеях России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999