РЕПИН
Илья Ефимович (1844–1930) — русский живописец-реалист, создававший свои произведения в жанре портрета, бытовой и исторической картины. Отличительной чертой живописного мастерства Репина было умение чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индиви-дуального, портретного своеобразия каждого лица. Известность Репину как художнику принесли две его кар-тины: «Бурлаки на Волге» (1870–1873) и «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883). На них изображены простые люди, нищие, странники. Являясь гуманистом и реалистом, Репин видит как нравственное превосход-ство народа, так и его заблуждения. Вместе с другими известными русскими художниками Репин продолжил создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах Стасова, Толстого, Мусорг-ского Репин достигает жизненной полноты и много-гранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, отсутствию пристрастия к какой-либо одной манере.
Склонность к психологическому драматизму выразилась в исторической живописи Репина. В этом жанре художник стремился показать исторических героев в моменты их предельной душевной напряженности. Эта черта достигает своей кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван» (1885). Содержание картины показывает неизбежное наказание деспота мукой раска-яния за невинно пролитую кровь. Ясность и доступ ность изобразительного языка, высокое реалистическое мастерство, правда характеров позволили занять Репину одно из ведущих мест в русском изобразительном искусстве рубежа XIX–XX вв.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
РЕПИН
Илья Ефимович (1844, Чугуев, ныне Харьковской области – 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области), русский художник, график, теоретик искусства. Родился в семье военного поселянина. Учился в школе топографов в Чугуеве, у местных живописцев. Начинал как иконописец. В 1863 г. приехал в Санкт-Петербург, поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где занимался под руководством И. Н. Крамского. Обучался в Петербургской академии художеств (1864–71). За программную картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871) получил Большую золотую медаль. Репин воплотил в этой картине все лучшее, что давала АХ, – виртуозное владение рисунком, монументальную торжественность. Евангельский сюжет воссоздан жизненно и эмоционально. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1894–1907 гг. преподавал в АХ.
Творческая программа Репина – «воскресить верно целую картину жизни с ее смыслом, с живыми типами» воплотилась в картине «Бурлаки на Волге» (1870–73). Репин написал не выхваченную из жизни жанровую сцену, а уподобленное фреске монументальное полотно, повествующее о тяжелой народной доле. Живя во Франции, Репин жадно впитывал художественные впечатления, восторгался импрессионистами. Работая над этюдами и портретами в Нормандии, в Веле, он совершенствует технику живописи, легко решает сложные пленэрные задачи («Дорога на Монмартр в Париже», 1875; «Нищая», 1874). Картины Репина проникнуты влюбленностью в жизнь. Вернувшись в Россию, он становится одним из блистательных русских пленэристов, работая среди художников Абрамцевского художественного кружка («На дерновой скамье», 1876). Художник стремится передать потоки солнечного света, которые растворяют контуры предметов («На меже», 1879).
Лучшие картины Репина становились вехами русского общественного самосознания, показывали широкую панораму народной жизни во всей ее глубине и разнообразии. Репин старался избегать всякой тенденциозности, он писал лишь то, что его волновало и восхищало. В картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880–83) по крестному пути в едином порыве движется словно сама Россия во всем ее неповторимом своеобразии и трагической правде.
На протяжении всей жизни Репин обращался к портретному жанру. Лучшие портреты он создавал очень быстро, всего за несколько сеансов (портреты П. А. Стрепетовой, 1882; М. П. Мусоргского, 1881). Для каждой модели художник находил характерную только для нее позу, поворот головы, положение рук, фон. Репин всегда шел от неповторимой природы данного, конкретного человека. Позы его персонажей подчас случайны, но взгляд живых глаз поражает, завораживает (портреты Н. И. Пирогова, 1881; А. Ф. Писемского, 1880). Даже в больших заказных портретах Репин блестяще справлялся со сложнейшими портретными и пленэрными задачами («Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве», 1886). Масштабным групповым портретом можно назвать картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» (1903). На картине представлено более 80 человек. Портретные этюды для этого полотна – подлинные шедевры репинской кисти.
Чутко откликаясь на злободневные события, Репин написал несколько произведений на народническую, революционную тему. В «Аресте пропагандиста» (1880–89) звучит тема железной воли революционера-пропагандиста, его холодной отстраненности от окружающих. В «Не ждали» (1884) мирное течение семейной жизни нарушает человек, вернувшийся из ссылки. С помощью деталей обстановки, ярко очерченных характеров художник раскрывает сложное душевное состояние героев. Семейная драма показывается как часть драмы народа, всей страны.
В историческом жанре Репина влечет прежде всего эмоциональная выразительность отдельных повествовательных эпизодов. Он предпочитает не эпическое повествование о драме народной жизни, а яркое, аффектированное изображение какой-либо ситуации. В гневном ожидании замерла в своей келье царевна Софья («Царевна Софья Алексеевна», 1879). Картину «Запорожцы пишут письмо турецком султану» (1878–91) называют энциклопедией смеха. Сюжет этой картины вобрал в себя и анекдот, и исторические предания; в ней Репин выразил дорогой его сердцу идеал народной жизни. Потрясла современников картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), поразительная по силе живописи и трагической экспрессии.
Репин признавался, что едва ли провел хоть один день своей жизни без рисования. Один из любимых его приемов в рисунке – легкая растушевка пальцем поверх штриховки, подчеркивающая мягкость переходов светотени. Молниеносным росчерком он обозначает основные контуры фигуры; линия не только изображает границу предметов, но и подчеркивает тень и полутень, а потом вдруг словно тает на свету. В его портретных рисунках люди, как правило, захвачены в момент какого-то действия (портреты В. А. Серова, 1901; Элеоноры Дузе, 1891). Репин создал обширные графические циклы, изображающие обитателей Абрамцева, Л. Н.Толстого и членов его семьи в Ясной Поляне.
Последние 30 лет жизни Репин провел в Финляндии, в поселке Куоккала, в имении «Пенаты». Оторванный от родины после революции 1917 г., он страдал от одиночества, но продолжал ежедневно работать, активно откликаться на исторические события («17 октября 1905 года», 1922), создавать портреты приезжающих к нему друзей («Портрет Л. Н. Андреева», 1904). В конце жизни Репин вновь обращается к библейской тематике, решая картины в живописной манере, созвучной экспрессии М. А. Врубеля и Н. Н. Ге («Истязание Христа», 1883–1916).
Критик В. В. Стасов называл творчество Репина энциклопедией пореформенной России. Его искусство вобрало в себя все самое типичное, самое характерное для русской живописи второй пол. 19 в. Обладатель яркого художественного темперамента, Репин стал одним из величайших реалистов мирового искусства. Его самые известные ученики – И. И. Бродский, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007