— генерал-инженер, сенатор, родился в Ревеле 21 ноября 1791 года и там же в местной гимназии получил свое первоначальное образование. По окончании курса гимназии в 1806 году, Р. отправился в Петербург, где сначала поступил в Кораблестроительное училище Морского Министерства, а затем, когда открылся Институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения, он 19-ти лет (1 октября 1810 года) перешел в него воспитанником. Здесь, "за отличные успехи в науках", 12 июня 1811 года он был произведен в прапорщики, а уже в следующем, 1812 г. — в чине подпоручика — был определен на действительную службу в Институте, где он состоял преподавателем "высших математических наук". В то же время, 1 апреля, Рерберга назначили "на оклад инженера 3 класса" в резерв Корпуса, под начальство инспектора инженеров генерал-лейтенанта Бетанкура, и в том же году 23 декабря он получил следующий чин поручика. В 1814 году Рерберг за деятельность преподавателя был награжден орденом св. Владимира 4-ой степени; но долго Рербергу заниматься педагогической деятельностью не пришлось, так как 28 мая 1815 года, по получении места инженера 2-го класса, его откомандирован в IV округ (Одессу) для устройства портов на Черном море. Здесь Рерберг выполнил проект порта в г. Таганроге и принимал участие в изысканиях по соединению рек Волги и Дона. Не пробыв и двух лет ІV-м округе, Рерберг, вызванный начальством, возвратился в Петербург (8 марта 1817 года), где и был прикомандирован к инженер-полковнику Фабру, строившему шоссе между обеими столицами. В этой работе Рербергом были спроектированы все мосты между Новгородом и Петербургом. Через год Рерберг снова получил командировку в Новгородскую губернию, в Военные поселения на вакансию майора и должность инженера 1 класса. При этом он был причислен к штату директора работ, из которого в 1820 году был перемещен обратно в резерв Корпуса, оставаясь в то же время при работах в военных поселениях. Работа его здесь состояла в постройке церквей, манежей, госпиталей, казарм и разных других зданий для войск, расположенных по берегам Волхова. В 1820 же году была готова сооруженная им флотилия из 20-ти судов, необходимая для подвоза строительного материала. В 1821 году Рерберг произведен был в подполковники, а в следующем назначен был членом "Экономического Комитета" военных поселений, причем по прежнему остался при строительных работах. В 1825 году Рерберг вышел в отставку, "за болезнью, с чином полковника; по этому поводу автор воспоминаний о Константине Владимировиче Чевкине, главноуправляющем путями сообщения и публичными зданиями, занявшем эту должность после Клейнмихеля, замечает, что Рерберг "был исключен Аракчеевым из службы за строптивость". Через 1½ года Рерберг снова вступил на службу и был назначен членом Строительной Комиссии при Московском Опекунском Совете, но в этой должности пробыл очень недолго, так как в 1827 году вступил вновь в Корпус инженеров путей сообщения и получил место директора работ Главного Штаба тех же военных поселений. В том же году, за прежние 7-летние заслуги по военным поселениям, ему была назначена пожизненная пенсия в 2 тысячи рублей в год. С апреля 1829 г. Рерберг, сверх должности директора, занял должность управляющего морским рабочим экипажем, на правах бригадных командиров учебных бригад военных кантонистов. В течение 1829 и двух следующих годов Рерберг получил следующие награды: два монарших благоволения и признательность "за примерный по всем заведываемым им частям порядок, чистоту и устройство", чин генерал-майора (6 декабря 1830 года) и две денежных, а в 1832 году получил командировку в Киев—для осмотра погоревшего дворца—и в Смоленск для осмотра казарм; эти поручения он выполнил в один месяц. В следующем, 1833 году, 2 апреля, ему пожалована была аренда на 12 лет по 1200 руб. в год, которая фактически стала пожизненной, так как всякий раз с истечением ее срока она возобновлялась вновь. В 1834 году, помимо занимаемых должностей, Рерберг занял еще место члена Комитета для устройства телеграфной линии между Петербургом и Варшавой. Устройство линии было окончено в 1837 году, и Рерберг учредил школу, которая должна была подготовлять для линии телеграфистов, для которых он составил особый словарь. По смерти Аракчеева в 1835 году, Рерберг занял пост вице-директора Департамента военных поселений, оставаясь в том же Корпусе инженеров. В 1843 году Рерберг был уволен от этой должности и "низведен" в члены Общего присутствия в том же Департаменте,— по словам автора тех же воспоминаний о Чевкине, за то, что нормальную сумму за ремонт казарм, определенную на ассигнации, с введением серебряного курса выводил в расходах серебром в прежней цифре. 25 апреля 1844 года Рерберг вступил в исполнение обязанностей члена 3-х комитетов: технической Комиссии Департамента железных дорог, Комитета по сооружении постоянного через реку Неву моста (Николаевского) и Комитета, учрежденного для составления Строительного Устава, а 27 апреля того же года назначен еще членом Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Через два года Рерберг был назначен Директором Департамента искусственных дел Главного Управления с оставлением членом Совета. В 1847 году Рерберг был произведен в генерал-лейтенанты, а в 1850 г. ему объявлено было, за "удовлетворительное производство работ постоянного моста", монаршее благоволение и пожалован орден Белого Орла. В 1848 году он назначен был в члены Комитета для "начертания плана водяных и сухопутных сообщений в Империи", а Высочайшим Указом от 1 января 1859 года Рербергу повелено было присутствовать в І-ом Департаменте Правительствующего Сената. Когда в 1860 году председатель Комиссии по построению Исаакиевского собора действительный тайный советник граф Гурьев уехал за границу, Рерберг был назначен на его место заместителем. В 1861 году Рерберг был переведен из 3 Департамента в Межевой, а в 1862 году, за отличие по службе, произведен был в инженер-генералы. Рерберг принимал участие в работах по преобразованию судебной части, за что и получил в 1864 году монаршее благоволение, а в 1865 ему было объявлено таковое же за труды в Комиссии по постройке Исаакиевского собора. С 20 декабря 1867 года Рерберг присутствовал в Общем собрании 4 и 5 Департаментов Сената. Рерберг умер, оставаясь все время на службе, 5 мая 1871 года и погребен в С.-Петербурге, на Волковском кладбище.
Формулярный список; С. М. Житков, Биографии инженеров путей сообщения, вып. I, СПб. 1889, стр. 76—80; "Русская Старина", т. XLV, стр. 211, 368, LXIII, стр. 811; Степан Маслов, "Историческое обозрение Императорского Московского Общества сельского хозяйства", Москва. 1846 г., прил., стр. 267; "Иллюстрированная газета" 1871 г., № 22 (некролог).
М. С. Леонидов.
{Половцов}