Рерих Николай Константинович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Рерих Николай Константинович

Рерих (Николай Константинович) - живописец исторического жанра и пейзажист. Родился в СПб. в 1874 году; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской Академии Художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи . В 1898 - 1900 годах читал лекции в СПб. археологическом институте. Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в Русском музее императора Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве).

Источник: Биографический словарь. 2008

РЕРИХ Николай Константинович
(1874—1947) — российский деятель культуры, живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель и философ-мистик, действительный член Петербургской АХ (1909). Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. В конце XIX — начале XX в. активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. Написал большой цикл живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов, картины на исторические сюжеты («Гонец», 1897; «Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902) и религиозную тему (роспись церкви Святого Духа в Талашкино под Смоленском, 1911—1914; композиция «Царица Небесная на берегу Реки Жизни», 1915; «Пантелеймон-целитель»; «Три радости», 1916). Секретарь Общества поощрения художеств (с 1901), директор Рисовальной школы при нем (1906—1918); член (пред. в 1910—1919) объединения «Мир искусства». Яркий представитель русского символизма и модерна.В 1910-х гг. работал в области театрально-декорационной живописи, оформил постановки спектакля «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912), балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1913) и оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1914), участвовал в Русских сезонах С. Я. Дягилева. К Октябрьской революции 1917 г. относился противоречиво: с одной стороны, резко осуждал насилие и вандализм по отношению к памятникам культуры, с другой — пытался наладить связи с руководством большевиков — в 1925 г. передал им «послание махатм», духовных учителей Востока, в котором приветствовались преобразования советской власти. С 1918 г. жил за рубежом (сначала в США, в 1924 в Нью-Йорке открыт Музей Рериха), с 1923 г. — с перерывами, с 1936 г. постоянно — в Индии. В 1924—198 гг. совместно с женой Е. И. Рерих (Шапошниковой) и сыном Ю. Н. Рерихом совершил Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. В 1926 г. посетил Москву и Алтай. В 1929 г. учредил Институт гималайских исследований («Урусвати», на санскрите — «Утренняя заря») в долине Кулу (Западные Гималаи), написал книги «Алтай-Гималаи» (1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930). В 1934—1935 гг. совершил вторую экспедицию по странам Центр, и Вост. Азии. С 1920-х гг. стал инициатором движения в защиту памятников культуры (в 1954 в Гааге заключен Международный Пакт Рериха по охране культурных ценностей) и сторонником теософского учения Агни-Йога («Огненная йога»). Свои философские взгляды изложил в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933); в серии автобиографических очерков «Листы дневника» (1934—1935) и «Моя жизнь» (1936—47); в картинах «Матерь мира» (1924) и «Мадонна Орифламма» («Владычица Знамени Мира», 1933). В 1930—1940-х гг. создал красочно-декоративные композиции и пейзажи, навеянные монгольской, гималайской, индийской, тибетской природой и мифологией («Гуга Чохан», 1931; «Знаки Гэсера», 1940; «Гималаи. Нанда-Деви», 1941; «Тибетский монастырь», 1942; «Помни», 1945). В Москве открыт Международный Центр Рерихов (1992).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

РЕРИХ Николай Константинович
(1874, Санкт-Петербург- 1947, Кулу, Индия) — академик, художник-символист, философ- мистик, путешественник, общественный деятель. Род. в семье нотариуса скандинавского происхождения. Оконч. гимназию и Академию художеств, прослушал курс на ист.-филологич. ф-те Санкт-Петербургского ун-та. Начало творч. отражает интерес Р. к старине, к языч. славянск. и скандинавской тематикам. В 1909 оформил сцены половецких плясок в постановке С.П. Дягилева «Князь Игорь» во время гастролей в Париже. Перед революцией 1917 работы Р. в России стали пророчески отражать приближение катастрофы существующих устоев жизни и гос. строя. После ранней картины «Город строят» появились произведения «Крик змия» как тревожное предупреждение о надвигающейся опасности, затем— «Град обречённый», опоясанный змием. Условия жизни при сов. власти заставили Р. покинуть родину.
В нач. 20-х гг. жил и творил главным образом в США, здесь был очень популярен. Ещё в 1904 83 этюда Р., посланные в США с картинами др. художников, были сразу раскуплены. В 1923 группа рус. и амер. ценителей искусства Р. открыла в Нью-Йорке музей, где экспонировались 315 картин, пожертвованных художником. Музей просуществовал до 1935. Второй музей Р. открылся в 1949 на 107-й ул. в Нью-Йорке в Манхэттане, также как и первый музей, по инициативе рус. и амер. почитателей его творч. В музее хранится около 300 картин, посвящённых преимущественно «Сердцу Азии», которой мистически увлекался художник, веривший в глобально-мессианскую роль искусства. Эти картины, главным образом виды гор, писались под впечатлением путешествий Р. в Тибет, Гималаи, Кит. Туркестан, Алтай и Монголию. Ряд картин, выставленных в музее, посвящён рус. тематике, дух. сюжетам, на которых изображены святые Православной Церкви. Особенно Р. любил писать образ глубоко почитаемого им св. преп. Сергия Радонежского. Однако рус. худ. критики и искусствоведы отмечают в творч. Р. влияние символизма и не видят в его произведениях отражения православной духовности. Писал декорации к операм «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Весна священная» И.Ф. Стравинского и «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Личный стиль Р. демонстрирует ясность и чёткость форм, яркость и богатство красок, ощутимую прозрачность воздуха. За свою творч. жизнь написал около 7 тыс. картин — количество, поражавшее его коллег. Картины Р. выставлены в Третьяковской галерее, в Гос. музее, в музее Нижнего Новгорода, в Новосибирске. Занимал видное место как исследователь полупустынь Внутренней Монголии с целью введения засухоустойчивых растений из этой обл. в пустынных р-нах США. Ботанич. коллекции собирал в Тибете. Собранные гербарии в 1935 передал в Нью-Йорк, в музей Р., но результаты их изуч., очевидно, опубликованы не были. После длительных путешествий по Азии в 1936 окончательно поселился в Сев. Индии, где в предгорьях Гималаев продолжал работать и создал огромную серию картин в духе аллегоризма и близости к буддийской философии. В долине Кулу основал Гималайский ин-т науч. исследований, включавших искусство, изуч. восточ. религий и философии, лингвистики, биологии, мед. и фольклора. После кончины художника музей был превращён в Гималайский музей Рериха. Проживая в Индии, Р. и члены его семьи постоянно находились под наблюдением англ, властей, главным образом из-за рус. происхождения и традиционного англ, опасения проникновения рус. в Индию. Во время приезда (1943) в Харбин, оккупированный японцами, подвергался за свои философские взгляды травле со стороны прояпонск. прессы на рус. яз. Мессианство Р. и его увлечение нехристианскими мировоззрениями и философией отрицательно повлияли на восприятие его искусства среди православных. Всю жизнь был поборником мира, основой которого должна служить культура. Состоял в дружеских отношениях со многими гос. деятелями, включая М. Ганди, Д. Неру и Р. Тагора, уважавшими художника. В 1938 номинирован на Нобелевскую премию. Инициатор создания международной орг-ции защиты музеев, памятников культуры от разрушений и уничтожения во время военных действий, заслужив поддержку президента США Ф. Рузвельта. Прошло много лет, прежде чем эта идея воплотилась в действительность. Пакт Рериха при поддержке правительства Индии был подписан в Гааге в 1954 как акт Международной конвенции, ратифицированной 50 странами. Родственники: жена Елена Ивановна (7-1955) —основатель неотеософич. учения; сын Юрий. После кончины Р. его тело по древнеславянскому и индийскому обычаю предали огню. В 1957 сын передал в подарок рус. народу многие картины и дневники отца.
Ист. АМРЦ. Морозова О. А. Биографии, сборник— черновая рукопись: М-73-7, 2.4.136, 2.4.-139.
Лит. Александров Е.А. Музей Рериха в Нью-Йорке// РА. 1995. №20. С. 133-134; Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара, 1996; Вильданова Р.И., Кудрявцев В.Б., Л anno-Данилевский КЮ. Краткий биографии, словарь рус. зарубежья // Струве Г. С. 352-353; Гребенщиков Г. Творец светлой легенды (О Николае Рерихе) // Молодая Чураевка. 1928. Янв. № 1/13. С. 6-10; Жерна- ков В.Н. Академик Н.К. Рерих в Маньчжурии // НЖ. 1973. Кн. ПО. С. 299-302; Климов Е. Загадка Рериха. К 100-летию со дня рождения известного рус. художника// НРС. 1974. 17 марта; Николай Рерих//Там же. 1974. 27 окт.; Петров В. Рус. в Америке. Вашингтон, 1992; Hucknall N. Nicholas Roerich, Artist, Author, Peace Builder // The New York Times. 1988. Febr. 9; Raymond B., Jones D. Rakhmaninov Sergei // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 175-176; Quinn Doris Kerns. А Fascination with Tibet // Christian Science Monitor. 1987. Sept. 2.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Рерих, Николай Константинович

Рерих Николай Константинович (1874-1947)


— живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в 1874 г.; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи. В 1898—1900 гг. читал лекции в СПб. археологическом институте. Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин: "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Государем Императором), "Зловещие" (в Русском музее имп. Александра III в СПб.), "Заповедное место" (у г-жи М. Якунчиковой, в Москве).


{Брокгауз}





Рерих, Николай Константинович


[Рерих; 27.09.(09.10).1874 — 13.12.1947] —художник, писатель, путешественник, обществ. деятель, философ. Род. в Петербурге, в семье юриста. В 1893 окончил Гимназию фон Мая — одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окончании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга — в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный художник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И.Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П.Мусоргского. С 1909 Р. — действ. чл. Академии художеств. С 1910 — предс. об-ва "Мир искусства". Еще в 1916 Р. тяжело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сор-товала), и оттуда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезанным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмиграции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжают в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востоковедения путешествие Р. по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результаты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран гигантский этнографический, зоологич., лингвистич. и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский ин-т науч. иссл. "Урусвати" во главе с Р., установивший связи со многими науч. центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сообществу с инициативой по заключению междунар. правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях (т.н. "Пакт Рериха"). Инициатива Р. получила мощную междунар. поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского пакта, "Гаагская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего цен-тральноазиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луначарским и передал им послание махатм — дух. учителей Востока. Вплоть до посл. дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться задуманному. Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: "15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого друга Индии". Дух. учение, провозглашенное Е.И. и Н.К.Рерихами, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью к-рого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является дух. просветление и дух. совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу дух.-космич. творч. и со-творч. Основой дух. эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, совр. и древнего сокровенного знания, науки и религии. Особое место в осуществлении подобного синтеза принадлежит России. В своих собственных кн. Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения "Живой этики", стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. — это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеч. бытия: о любви и дружбе, о красоте и творч., о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравств. совершенствования. Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих мыслеогненных космич. энергий. Он — органическая часть бесконечной дух. иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творч. приращения огненного "зерна" человеч. духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда дух. ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. "Что может заменить вопрос культуры? — пишет Р. в работе "Пути благословения". — Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа". Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую дух.-космич. устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия "Родина" и важность укоренения в нац. культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к обще-человеч. культурным ценностям, не зная и не любя дух. ценностей собственного народа. В работе "Нерушимое" он писал: "Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, прекрасное и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове — в подвиге — заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства".



Соч.: Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути благословения. Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избр. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; О Вечном... М.,


1994.

А.В.Иванов






Рерих, Николай Константинович


Род. 1874, ум. 1947. Философ-мистик, писатель, живописец, путешественник. Представитель русского символизма и модерна. Ученик А. И. Куинджи. Участник объединения художников "Мир искусства", его председатель (1910—1918).


Полотна: "Гонец" (1897), "Заморские гости" (1901), "Город строят" (1902), "Бой" (1906), "Небесный бой" (1912), "Пантелеймон-целитель" (1916), "Три радости" (1916), "Майтрейя" (цикл, 20-е гг.), "Матерь Мира" (1924), "Мадонна Орифламма" ("Владычица Знамени Мира", 1933), "Помни" (1945) и др. Работал также как театральный художник. Оформил спектакли "Пер Гюнт" (1912, Московский Художественный театр), "Весна священная" (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), "Князь Игорь" (1914, антреприза С. Дягилева в Лондоне) и др. Книги: "Цветы Мории" (сборник стихотв., 1921), "Пути Благословения" (сборник эссе, 1924), "Алтай-Гималаи", (1927, 1974 на рус. яз.), "Сердце Азии" (1929), "Шамбала" (1930), "Держава Света" (1931), "Твердыня Пламенная" (1932), "Листы дневника" (1934—35), "Врата в будущее" (1936), "Нерушимое" (1936), "Моя жизнь" (1936—47). С 1920-х гг. в США, Индии. Один из основателей "Института Урусвати" (Института гималайских исследований) в Нигаре (совместно с сыном Юрием, 1929—42). В 1923—28 гг. предпринял Трансгималайскую экспедицию для исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. В 1992 г. в Москве открыт Международный Центр Рерихов.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
1874–1947) Известный индийский художник Биресвар Сен приветствовал Рериха от имени Индии следующими словами: «Для большинства из нас Рерих является легендарной фигурой рыцарского эпоса. На фоне мрачного блеска пылающего запада его могучая фигура вырисовывается высоко, подобно неподвижному и благожелательному Будде, среди огромного космического катаклизма. Далеко над оглушительным грохотом неистовствующих народов звучит его голос – ясный завет Вечного, голос истины, красоты и культуры. Велик Рерих – и еще более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей. Неутомимый в действии, неукротимый в духе и чистый сердцем, он является новым Галахадом, ищущим священный Грааль!» Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Родители были людьми культурными, дом их часто посещали ученые. В восемь лет Коля перешагнул порог гимназии. «Будет профессором», – сказал ее директор К.И. Май, окинув мальчика оценивающим взглядом, и не ошибся. До шестого класса мальчик обучался на немецком языке. В 1891 году один из друзей семьи Рерихов – художник обратил серьезное внимание на склонность юноши к рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью. Знакомство с мозаистом И. Кудриным пробудило интерес к мозаичным работам. По признанию самого Рериха, он уже с шестнадцати лет стал задумываться о поступлении в Академию художеств. Но при этом Николай не мог допустить мысли, что следует отказаться от приобретения знаний в других серьезно интересовавших его областях – истории, археологии, философии. Поэтому, по окончании гимназии в 1893 году, Рерих одновременно поступает в Академию художеств и на исторический факультет университета. Осенью 1895 года, после окончания общего натурного класса, Рерих приходит в мастерскую А.И. Куинджи. Он вспоминает: «Пошли. Посмотрел сурово: "Принесите работы". Жили мы близко – против Николаевского моста – сейчас и притащили все, что было. Смотрел, молчал. Что?то будет? Потом обернулся к служителю Некрасову, показал на меня и отрезал коротко: "Это вот они в мастерскую ходить будут"». 30 октября 1895 года Рерих записывает в дневнике: «Большое событие! Я в мастерской Куинджи». Занятия у Куинджи имели огромное значение для творческого развития Рериха. В ноябре 1897 года Николай был удостоен звания художника за картину «Гонец. Восстал род на род», или, как она значилась в «Отчетах Академии художеств», «Славяне и варяги». Дипломная работа оправдала надежды наставников – Куинджи и Стасова. Прямо с выставки «Гонец» был приобретен П.М. Третьяковым. В 1898 году Рерих занимает место помощника директора музея Общества поощрения художеств и одновременно место помощника редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». 30 октября 1899 года в дневнике художника появляется запись: «Сегодня была Е.И. в мастерской. Боюсь за себя – в ней очень много хорошего. Опять мне начинает хотеться видеть ее как можно чаще, бывать там, где она бывает». В начале нового века Рерих женится на замечательной женщине – Елене Шапошниковой. Весной 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка с большим художественным отделом. Попала на выставку и картина Рериха «Сходятся старцы». Известный художник С. Маковский пишет: «В 1899 году он пишет "Старцев". Это, несомненно, шаг вперед. Картина вызывает общее внимание. Путь найден. Хотя "Старцы" еще очень темное обещание красоты, в них уже ощущается избыток самостоятельности и волнующих прозрений. "Поход" (1899) – третий отметный холст этого подготовительного периода, к которому относятся все работы, исполненные до 1900 года, "Старая Ладога", "Перед боем", рисунки "Жальников" для издания археологического общества и т.д. После заграничного путешествия 1900 года, в Париж и Венецию, сразу расширяется круг его замыслов, археология отступает на второй план перед живописными задачами, краски освобождаются от гнетущей беспросветности. Целый ряд превосходных холстов принадлежит к 1901 и 1902 годам. Самые значительные: "Идолы" (в нескольких вариантах), "Зловещие", "Заморские гости", "Поход Владимира", "Волки", "Священный очаг". Говорить о них подробно не буду. Их общее достоинство – сила настроения, глубь созерцающей мысли. Общий недостаток – искусственность тона и отчасти композиции (следы влияния Куинджи)». В 1903 и 1904 годах Николай с женой посетил более сорока русских городов. В этих поездках им написана большая серия архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом «Пантеоном нашей былой славы». Серия насчитывала около 90 произведений, в их числе: «Ростов Великий», «Печерский монастырь», «Смоленские башни», «Городская стена в Изборске», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Старый Псков», «Нижний Новгород. Башни кремля». Зимой 1904 года эти работы были показаны на специальной выставке «Памятники художественной старины». Она имела большой успех. Правительство решило приобрести всю серию для Русского музея, но разразилась японская война, и о благом намерении забыли. Весной 1906 года Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств, и он выезжает за границу для ознакомления с опытом художественного образования. Посетив Германию, Францию, Швецию и Италию, Рерих вернулся осенью в Петербург и приступил к реорганизации учебного дела в Обществе. Чуть раньше он стал работать для театра. Впервые зрители увидели декорации Рериха в мистерии «Три волхва», поставленной в 1907 году в «Старинном театре». Шумный, заслуженный успех выпал на его долю в 1909 году, когда в парижском театре «Шатле» открылся первый «русский сезон». В дальнейшем художник оформляет такие спектакли, как «Пер Гюнт» Ибсена, «Принцесса Малэн» и «Сестра Беатриса» Метерлинка. Интересы Рериха многообразны. Художник великолепно оформил интерьер «Богатырский фриз» для столовой частного дома Ф. Бажанова в Петербурге (1909 год). В 1911 году им был создан в несколько модернизированном славянском стиле проект надгробия композитору Н.А. Римскому?Корсакову. В 1913 году сделан эскиз для мозаики к памятнику А.И. Куинджи. С 1906 года Рерих работает над своеобразным циклом картин?легенд о человеческой предыстории: «Каменный век» (1910), «Поморяне. Утро» (1906), «Человечьи праотцы» (1911). «Типично для этой серии полотно "Человечьи праотцы", – пишет Н.А. Федорова. – Рерих изобразил играющего на свирели славянина, вокруг которого на зеленеющих холмах мирно расположились медведи, зачарованные волшебными звуками. В этом цикле Рерих символически выразил свои философские взгляды, связанные с просветительскими идеями… В эти же годы Рерих написал ряд своеобразных исторических пейзажей, отразив пантеистические представления древних славян, одухотворявших природу, веривших в мистические силы, влияющие на жизнь человека. Таковы картины: "Вестник" (1914), "Звездные руны" (1912), "Небесный бой" (1909). Полотна эти отличаются особой эмоциональностью, глубокой поэтичностью, вызывают ассоциации со сказочными образами. В предвоенные годы у Рериха появляются произведения со сложной символикой образа, фантастическими сюжетами, напряженной экспрессией чувства, обобщенным живописным языком. Это – "Крик змея" (1913), "Град обреченный" (1914); в них отразилось предчувствие трагических событий. Так, в картине "Град обреченный" художник изобразил белый город, вокруг которого сжимается кольцо гигантского огненного удава». В начале 1915 года Рерих заболел воспалением легких. Для поправки здоровья он уезжает в финский тогда город Сердобол (Сортавала). Приступы болезни периодически повторяются, в мае 1917 года Николай Константинович даже составил завещание. Летом 1918 года здоровье Рериха, наконец, окрепло. Он решается исполнить свой давний замысел – совершить поездку в Индию. Осенью 1919 года Рерих прибыл в Лондон. Но для поездки в Индию нужны были немалые средства. На три года Рерих уезжает в США. Жители почти тридцати городов могли познакомиться с картинами художника. По мере передвижения выставки из города в город, она пополнялась созданными уже в Америке произведениями. Появляются серии картин «Новая Мексика» и «Сюита океана». В этих картинах перед восхищенными американцами предстали пейзажи их родной страны, по?новому увиденной русским художником. Одновременно Рерих создавал и совершенно неожиданную для западного зрителя серию «Санкта» («Святые»). В нее входили: «И мы открываем врата», «И мы продолжаем лов», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы видим», «Сам вышел», «Святой Сергий». В этих полотнах Рерих мастерски воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в мирном труде, в слиянии с природой. 8 мая 1923 года Рерих уплывает в Европу. Уже после отъезда художника из США, 17 ноября 1923 года, его друзьями и сторонниками был открыт в Нью?Йорке музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений. К сожалению, американцы не смогли сохранить произведения русского художника. Продажа картин, гонорары за работы для театра, публикации многочисленных статей обеспечивали Рериху и семье безбедное существование. Однако расходы, связанные с частыми разъездами, экспедициями, научной и общественной работой, вызывали порой серьезные денежные затруднения. 16 мая 1923 года Николай Константинович, Елена Ивановна с сыном Святославом, обучавшимся в США архитектуре и живописи, прибыли в Париж. Там их ждал другой сын – Юрий. Вся семья опять была в сборе, и начался завершающий этап приготовлений к отъезду в Индию. 17 ноября 1923 года Рерихи отплыли, наконец, из Марселя на пароходе «Македония». В начале декабря они прибыли в Бомбей. В конце месяца Рерихи остановились в небольшом княжестве Сикким, невдалеке от города Дарджилинга на южных склонах восточных Гималаев. Приступив к созданию картин об Индии, Николай Константинович решительно изгнал экзотику. Начатые в 1924–1925 годах серии картин – «Сиккимский путь», «Его страна», «Зарождение тайн», «Гималаи», «Майтрейя», «Учителя Востока» – во многом отличны от прежних серий. Во время грандиозного путешествия по Центральной Азии Рерих изучает многочисленные древние памятники искусства. Во время вынужденной стоянки в Хотане Николай Константинович создал серию картин «Майтрейя», состоящую из семи произведений – «Шамбала идет», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустыни» и «Майтрейя Победитель». В.П. Князева пишет. «В картине "Майтрея Победитель" (1925) художник запечатлевает величественную горную панораму с гигантским изображением Майтреи, высеченным в скале. И в этот реалистический пейзаж он вводит символический образ. В небе среди облаков четким силуэтом намечен спешащий всадник, к которому обращен взор молящегося. В очертаниях всадника он видит вещие знаки, видит посланника Майтреи, спешащего на бой за счастье человечества». В последние дни декабря 1928 года Рерихи перебираются в долину Кулу в древнее поселение Нагар. Они арендовали уединенный дом на крутых горных склонах с прекрасным видом на долину – поместье раджи Манди. А позднее и приобрели его. Так поместье в окрестностях Нагара, расположенное на высоте 2000 метров, стало постоянным местожительством Рериха в Индии. Сюда к художнику приезжают художники, писатели, государственные деятели Индии. Благодаря русскому художнику и ученому в Индии был открыт в 1928 году Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Рерих и сам провел несколько научных экспедиций. Через пять лет после основания «Урусвати» Николай Константинович получил приглашение приехать в США, чтобы помочь американским земледельцам в борьбе с эрозией почвы. С 1936 по 1947 год Николай Константинович создал 750 очерков для подборки «Моя жизнь. Листы дневника». В литературных трудах Рериха очень много места уделялось этике, ее закономерностям, которые, по мысли художника, должны были иметь аналогии с более общими законами мироздания. Художник неизменно подчеркивал свою принадлежность к русскому искусству, и именно «россика» Рериха принесла ему мировую известность еще задолго до появления изумительных Гималайских циклов, которые не затмевали в глазах иностранцев национальной сущности творчества художника. «В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит художник новые, казалось бы несовместимые в живописи, цветовые сочетания и смело переносит их в свои работы, – пишет В.П. Князева. – От сопоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в его картинах горные цепи. Контрасты темно?лиловых и огненно?красных тонов порождают незабываемые закаты. От этюдов, написанных в бархатисто?синих тонах с ослепительно?белыми пятнами исходит ощущение чистоты и свежести горного воздуха. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые с розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших цветовых эффектов». С нападения фашистской Германии на СССР художник открыто объявил себя сторонником нового общественного строя в России. Каждое известие о победном продвижении Красной армии вызывало у Николая Константиновича ликование. «Листы дневника» содержат много страниц, посвященных военному и трудовому подвигу советского народа. В военные годы Рерих часто обращается к национальным героическим темам и образам. Им создаются картины «Грозный», «Горыныч», «Микула», «Богатырь», «Мстислав Удалой», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Победитель», «Партизаны», повторяются «Настасья Микулична», «Святогор», «Борис и Глеб» и другие. Сразу после окончания войны художник начал хлопотать о переезде в Советский Союз. Но не успел. Он ушел из жизни 13 декабря 1947 года.

Источник: 100 великих художников. 2004

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
3.45 мб

Птицы и звери в жизни и творчестве Николая Константиновича Рериха

Нанкинов Дмитрий Николов
Читать PDF
1.42 мб

Выборгский период великого русского художника Николая Константиновича Рериха

Мартынова Анастасия Геннадьевна
Карельский этап жизни великого русского художника, Николая Константиновича Рериха, относительно известен. Однако, период проживания семьи Рерихов в Выборге исследователями практически не изучен. Известно, что Н.