Николай Константинович (1874–1947) — русский живописец, археолог, литератор, философ. Сразу после гимназии он поступил учиться в Петербургскую Академию художеств и на юридический факультет университета. В Академии он посещал мастерскую А. И. Куинджи, метод преподавания которого был отличным от других — он требовал, чтобы художник заранее продумал композицию, цвет и образ будущего произведения, а не писал его с натуры. Именно так пишутся иконы, так творили итальянские и нидерландские мастера. Впоследствии Рерих именно так будет писать все свои картины, обходясь без этюдов и эскизов. Рерих также слушал курс на историко-филологическом факультете, изучал древнюю историю и участвовал в археологических экспедициях. Это сформировало его глубокий интерес к славянской и скандинавской старине и язычеству. Перед ним появи-лась цель — постичь историю в связи с вечной природой. Так появляется его цикл «Начало Руси. Славяне» (1890-е — начало 1900-х гг.). В 1899 г. картина Рериха «Поход» обратила на себя внимание С. П. Дягилева, и он был приглашен участвовать в выставке художественного объединения «Мир искусства». И, хотя от-ношения с мирискусниками у Рериха были весьма сложные, в 1910 г., когда распавшееся общество вновь возродилось, Рерих был избран его председателем и был им до 1919 г.
В 1900–1901 гг. Рерих живет в Париже, где посеща-ет студию Ф. Кормона. При этом он продолжает рабо-ту над славянской серией, но обогащает ее опытом новых французских художников. Если в студии Куинджи он занимался в основном цветом, то сейчас — рисун-ком. Интересно, что некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными ком-ментариями. В поисках своего живописного языка Рерих переходит от контрастной декоративности к то-нальной масляной живописи, испытывая влияние Вру-беля. Так появилась картина «Город строят» (1902) — декоративная и импрессионистичная. В 1903–1904 гг. Рерих много ездит по России, пишет старинные архитектурные памятники, стремясь передать мощь каменных сооружений, переживших века. В 1905 г. открыва-ется заграничная выставка работ Рериха, которая периодически дополняется новыми работами и надол-го остается за границей. Вершиной творчества Рериха 1900-х гг. и завершением этапа масляной живописи стала работа «Бой» (1906). После этого он решительно перешел к темпере, которая пленила его своей воздуш-ностью и звучностью тонов. Рерих ищет все более тонкие качества цвета, уходит от его материальной плотности. С этого же времени все большее влияние на творчество художника оказывает символизм (он стремится осмыслить прошлое в его символическом созву-чии с современностью, представить основные вехи в истории как цепь мировых катаклизмов, эпизоды кос-мической эволюции). Это проявляется в плоскостной орнаментальности, декоративной стилизации, застылости форм при напряженной эмоциональности образов и лапидарности выразительных средств. К 1910-м гг. относятся работы Рериха по оформлению спектаклей «Снегурочка», «Весна Священная», «Князь Игорь», «Псковитянка». Они проникнуты глубоким понимани-ем музыки, сам он называл их «сюитами». Его живо-пись тесно сопряжена со звуком, является звуковым цветосозерцанием. В это же время он участвует в Русских сезонах Дя-гилева, работает в Талашкине, где одна из основательниц «Мира искусства» М. К. Тенишева организовала художественную школу и мастерскую. Огромное влия-ние на формирование мировоззрения Рериха оказали его беседы с В. В. Стасовым, в которых определилась важнейшая для Рериха задача — поиск духовной связи России с Востоком. Привлекли его легенды о таинственной стране Шамбале, расположенной гдето в Тибете — стране бессмертия и справедливости. Но начавшаяся первая мировая война заставила художника отправиться не на Восток, а на север, в Финляндию. В 1919 г. он переезжает в Стокгольм, затем — в Лондон, в США. Он много работает, устраивает выставки, пишет новые картины, в Чикаго организует Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке — Институт объединенных искусств. В 1923 г. Рерих возвращается в Европу, а оттуда отплывает на корабле в Индию. Это было первое, короткое посещение страны, во время которого появляется серия «Зарождение тайн», также он собирает большое количество археологических и этнографических материалов. В 1925-1928 гг. проходит его центральноазиатская экс-педиция (совместно с женой и с сыном). Он ищет русско-индийские связи. По итогам экспедиции написана книга «Алтай — Гималаи». Оттуда он привозит послание гималайских махатм, духовных учителей Востока в Москву. Там он общается с художниками и политиками, передает в дар свои картины из серии «Майтрейя». В Индии Рерихом был основан институт гималайских исследований «Урусвати», позже, с 1936 г., рядом с ним, в долине Кулу, стала постоянно жить семья художника. Величайшим творением Рериха стала «Гималайская» серия, которую он писал с первой встречи с Гималаями и до конца жизни. Этюды Гималаев, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, величественных, одиноких, написанных с особым богат-ством цвета и ясностью форм, стали вершиной творчества художника. В этих картинах больше нет цветового разнообразия земных предметов. Он отображает Кос-мос, становится человеком космического сознания. С 20-х гг. Рерих вел обширную просветительскую деятельность по охране памятников старины и культуры. В 1929 г. по его предложению был разработан проект Пакта по защите исторических, культурных и научных памятников в военное время. На основе этого Пакта в 1954 г. в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.