РЕРИХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РЕРИХ
Юрий Николаевич (3(16).VIII.1902 - 21.V.1960) - сов. ученый-востоковед, д-р филологич. наук (с 1957), проф. Род. в д. Окуловке Новгородской губ. в семье рус. художника Н. К. Рериха. Получил разностороннюю филологич. подготовку в крупнейших востоковедных центрах мира, в 1930-42 - директор Ин-та гималайских исследований в Кулу (Химачал-Прадеш). Участвовал в научных экспедициях в Китай (Тибет, Синьцзян), МНР и др. В 1923-57 жил и работал в Индии. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии Ин-та народов Азии АН СССР. Р. - автор работ по этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэрхане ("Гэсэриаде"), буддийской философии и религии. Перевел крупнейшее тибетское ист. соч. 15 в. "Синий тэптхэр" ("Blue Annals", pt 1-2, Calc. 1949-53). Член Королев. азиат. об-ва в Лондоне, Азиат. об-ва в Бенгалии, амер. археологич. и этнографич. об-в, Парижского географич. об-ва и др.

Лит.: Ю. Н. Рерих, "НАиА", 1962, No 4 (библ.).

В. А. Богословский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

РЕРИХ
Рерих) Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Наггар, Индия), живописец, общественный деятель, писатель. Родился в семье нотариуса.
С 1893 г. одновременно учился на юридическом ф-те Петербургского ун-та и в Академии художеств. Тематика раннего творчества Рериха отражает увлечение славянским язычеством и скандинавским эпосом; картины цикла «Начало Руси»: «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905) – отмечены строгой выразительностью формы. В 1910-е гг. у Рериха выработалась концепция истории как цепи многократных мировых катаклизмов; в своих картинах, проникнутых теперь мистической таинственностью, он воссоздает основные вехи этой цепи: «Небесный бой» (1912), «Град обреченный» (1914). Символически звучавшие произведения Рериха, созвучные эпохе «серебряного века», привлекли внимание творческих кругов России; в 1909 г. он получил звание действительного члена Академии художеств. С. П. Дягилев привлек его к оформлению балетных спектаклей своей труппы в Париже: «Весна священная» И. В. Стравинского (1913). В 1910 – 20-е гг. активно писал белые стихи без рифм, отразившие его увлечение буддизмом. С 1918 г. жил за границей; с 1920 г. – в США, с 1923 г. – в Индии с перерывами, а с 1936 г. – постоянно. Увлекшись буддизмом, в котором находил созвучие своим идеям, совершил две многолетние экспедиции по Центральной и Восточной Азии, собрав археологический и этнографический материал: книги «Сердце Азии» (1929), «Врата в будущее» (1936). В 1928 г. основал в Индии международный институт гималайских исследований «Свет утренней звезды». Произведения «индийского периода» исполнены символов, эпичности образов, богатства цветовых эффектов: «Гуга Чохан» (1931), «Знаки Гэсера» (1940), «Помни» (1945). Рерих внес большой вклад в сближение русского и индийского народов, в дело международной охраны памятников культуры: на основе подготовленного им в 1929 г. «пакта Рериха» в Гааге в 1954 г. была подписана Конвенция по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. После смерти Рериха более 400 созданных в Индии картин переданы в музеи СССР.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РЕРИХ
Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, Индия), русский живописец, общественный деятель, писатель, ученый, философ. Учился одновременно в Петербургской академии художеств (с 1893 г.), у А. И. Куинджи и в университете. Член художественного объединения «Мир искусства».
Для творчества Рериха характерна работа сериями, в которых картины объединены общим замыслом. Его искусство пронизано стремлением к воспеванию идеалов добра, света, истины. Обращение к легендарным и фантастическим сюжетам подвигает его к стилизации, обобщенности форм наряду с использованием яркого, сочного в своей декоративности колорита.
Незаурядный дар организатора, стремление к объединению человечества на основе гуманистических ценностей приводят его к активной общественной деятельности. В разных городах и странах он читает лекции, пишет письма, публикует статьи, излагая свои убеждения, что приводит к появлению во многих из них обществ имени Н. К. Рериха; разрабатывает Пакт об охране культурных ценностей, на основе которого в 1954 г. был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
В ранний период творчества интересовался Древней Русью («Гонец. Восста род на род», 1897; «Идолы», 1901–10, несколько повторений; «Заморские гости», 1901). Он воссоздает образы древних славян, их жизни и быта не только на основе изучения исторических, архитектурных и археологических памятников (для чего было предпринято путешествие по древним русским городам, 1903), но и на основе былин, сказок и легенд.
С сер. 1900-х гг. помимо древней славянской истории его привлекает эпоха каменного века («Каменный век», 1910; «Человек со скребком», 1905;), легенды Скандинавии («Бой», 1906; «Песнь о викинге», 1907; «Варяжское море», 1910), Индии («Давассари Абунту с птицами», 1906, «Мудрость Ману», 1916). Во всех работах художник дает обобщенное представление о прекрасном, гармоничном мире, царстве добра и красоты. В этот период он переходит к работе темперой, что позволяет усилить декоративность, отказываясь от детализированности форм и насыщая цвета. Большую роль в его картинах играет пейзаж, в полном слиянии с которым существуют и древние творения рук человеческих, и сами люди.
В 1920–40е гг. основной темой творчества Рериха становится Восток. В 1923–28 гг. вместе с семьей Рерих предпринимает большую научную экспедицию по Индии и Центральной Азии. Для изучения собранных материалов он основывает в долине Кулу, где поселяется в 1928 г., Гималайский институт научных исследований. С этих пор его жизнь и творческая деятельность связаны с Индией. Художник создает серию «Учителя Востока» («Тень Учителя», 1932), серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев («Великий дух Гималаев», 1920–30; «Кришна», 1933; «Лхаса», 1942; «Огни на Ганге», 1945). На первый план в его искусстве выходят философские поиски, индивидуальный стиль в основном не претерпевает изменений.
В художественной культуре 20 в. Рерих остался мастером, воплотившим в искусстве и собственной жизни идеалы мира и гуманизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.07 кб

Н. К. Рерих глубоко верил в победу России над фашистской Германией

Хохлов Александр Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Николай Рерих и Япония: неизвестные страницы

Молодяков Василий Элинархович, Росов Владимир Андреевич
Читать PDF
280.73 кб

Ю. Н. Рерих как философ и творец новой науки

Фролов В. В.
В статье рассматривается понятие «космическое мироощущение», особенности его формирования как состояние слитности человека и космоса, а также формы творческой деятельности Ю.Н. Рериха в этом пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Юрий Рерих: возвращение в «Новую страну» (на материалах архива внешней политики РФ)

Росов Владимир Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Биография Е. И. Рерих

Читать PDF
101.44 кб

К истории традиции «Красного креста» памятников: Шарль Норман, Фердинанд Веттер, Николай Рерих

Спиридонова Юлия Валентиновна
Традиция «Красного» креста памятников объединила ярких деятелей культуры Франции, Швейцарии, России. Ш. Норман (1889) впервые предложил заключение международного договора по сохранению памятников во время военных действий.
Читать PDF
0.00 байт

Н. К. Рерих знаковая фигура мыслителя в искусстве Сибири

Кулакова Елена Станиславовна
В статье рассматриваются произведения мастеров Сибири, посвященные образу русского художника Н.К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция которого прошла по Сибири и Алтаю в 1926 г. Скульптор В.
Читать PDF
284.82 кб

Рерих и космизм (к вопросу о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника)

Тарасова Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Н. К. Рерих: космический синтез красоты

Маточкин Евгений Палладьевич
В статье идет речь о неповторимом космическом синтезе красоты на полотнах Н. К. Рериха.
Читать PDF
284.82 кб

Рерих и космизм (к вопросу о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника)

Тарасова Л.А.
Читать PDF
4.06 мб

Святослав Николаевич рерих и его искусствоведческое наследие

Белокурова Софья Михайловна
Статья посвящена основным направлениям деятельности С.Н. Рериха как искусствоведа. В частности, рассматривается его вклад в аксиологию и «онтологию Красоты».
Читать PDF
0.00 байт

Д. Ю. Ревякин. «Музейон есть обитель всех родов прекрасного». Н. К. Рерих как музейный деятель

Читать PDF
59.20 кб

Святослав Николаевич Рерих: незабываемая встреча в Болгарии

Иконникова Светлана Николаевна
Статья посвящена выступлению С. Н.
Читать PDF
59.34 кб

О работе второй международной научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерих

Александров Илья Юрьевич
Во вступительной статье идет речь о конференции «Живая Этика и Культура.
Читать PDF
292.53 кб

Н. Рерих - русский Леонардо да Винчи

Никитич Л.А.

Похожие термины:

  • Рерих, Елена Ивановна

    [урожденная Шапошникова; псевдонимы: Н.Токотова, Т.П. Сундри, К.Сент-Илет; 31.01(12.02).1879 — 05.10.1955]. — Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенище-вых-Кутузовых. Проявила себя тал
  • Рерих Николай Константинович

    Рерих (Николай Константинович) - живописец исторического жанра и пейзажист. Родился в СПб. в 1874 году; учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской Академии Художеств, где
  • Рерих, Святослав Николаевич

    Род. 1904, ум. 1993. Живописец (пейзажист, портретист). Почетный член Академии художеств СССР(1978). Сын Н. К. Рериха (см.). Жил в Индии.
  • Рерих, Юрий Николаевич

    [16(29).08.1902 — 21.05.1960)] — востоковед. Сын Н.К. и Е.И.Рерихов. Детские и отроческие годы провел в Петербурге. В 1919 поступил на индоиранское отделение Ин-та вост. языков при Лондонском ун-те. В 1922 окончил отд