РЕРИХ
РЕРИХ
Юрий Николаевич (3(16).VIII.1902 - 21.V.1960) - сов. ученый-востоковед, д-р филологич. наук (с 1957), проф. Род. в д. Окуловке Новгородской губ. в семье рус. художника Н. К. Рериха. Получил разностороннюю филологич. подготовку в крупнейших востоковедных центрах мира, в 1930-42 - директор Ин-та гималайских исследований в Кулу (Химачал-Прадеш). Участвовал в научных экспедициях в Китай (Тибет, Синьцзян), МНР и др. В 1923-57 жил и работал в Индии. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии Ин-та народов Азии АН СССР. Р. - автор работ по этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэрхане ("Гэсэриаде"), буддийской философии и религии. Перевел крупнейшее тибетское ист. соч. 15 в. "Синий тэптхэр" ("Blue Annals", pt 1-2, Calc. 1949-53). Член Королев. азиат. об-ва в Лондоне, Азиат. об-ва в Бенгалии, амер. археологич. и этнографич. об-в, Парижского географич. об-ва и др. Лит.: Ю. Н. Рерих, "НАиА", 1962, No 4 (библ.). В. А. Богословский. Москва.
РЕРИХ
Рерих) Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Наггар, Индия), живописец, общественный деятель, писатель. Родился в семье нотариуса.
С 1893 г. одновременно учился на юридическом ф-те Петербургского ун-та и в Академии художеств. Тематика раннего творчества Рериха отражает увлечение славянским язычеством и скандинавским эпосом; картины цикла «Начало Руси»: «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905) – отмечены строгой выразительностью формы. В 1910-е гг. у Рериха выработалась концепция истории как цепи многократных мировых катаклизмов; в своих картинах, проникнутых теперь мистической таинственностью, он воссоздает основные вехи этой цепи: «Небесный бой» (1912), «Град обреченный» (1914). Символически звучавшие произведения Рериха, созвучные эпохе «серебряного века», привлекли внимание творческих кругов России; в 1909 г. он получил звание действительного члена Академии художеств. С. П. Дягилев привлек его к оформлению балетных спектаклей своей труппы в Париже: «Весна священная» И. В. Стравинского (1913). В 1910 – 20-е гг. активно писал белые стихи без рифм, отразившие его увлечение буддизмом. С 1918 г. жил за границей; с 1920 г. – в США, с 1923 г. – в Индии с перерывами, а с 1936 г. – постоянно. Увлекшись буддизмом, в котором находил созвучие своим идеям, совершил две многолетние экспедиции по Центральной и Восточной Азии, собрав археологический и этнографический материал: книги «Сердце Азии» (1929), «Врата в будущее» (1936). В 1928 г. основал в Индии международный институт гималайских исследований «Свет утренней звезды». Произведения «индийского периода» исполнены символов, эпичности образов, богатства цветовых эффектов: «Гуга Чохан» (1931), «Знаки Гэсера» (1940), «Помни» (1945). Рерих внес большой вклад в сближение русского и индийского народов, в дело международной охраны памятников культуры: на основе подготовленного им в 1929 г. «пакта Рериха» в Гааге в 1954 г. была подписана Конвенция по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. После смерти Рериха более 400 созданных в Индии картин переданы в музеи СССР.
С 1893 г. одновременно учился на юридическом ф-те Петербургского ун-та и в Академии художеств. Тематика раннего творчества Рериха отражает увлечение славянским язычеством и скандинавским эпосом; картины цикла «Начало Руси»: «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905) – отмечены строгой выразительностью формы. В 1910-е гг. у Рериха выработалась концепция истории как цепи многократных мировых катаклизмов; в своих картинах, проникнутых теперь мистической таинственностью, он воссоздает основные вехи этой цепи: «Небесный бой» (1912), «Град обреченный» (1914). Символически звучавшие произведения Рериха, созвучные эпохе «серебряного века», привлекли внимание творческих кругов России; в 1909 г. он получил звание действительного члена Академии художеств. С. П. Дягилев привлек его к оформлению балетных спектаклей своей труппы в Париже: «Весна священная» И. В. Стравинского (1913). В 1910 – 20-е гг. активно писал белые стихи без рифм, отразившие его увлечение буддизмом. С 1918 г. жил за границей; с 1920 г. – в США, с 1923 г. – в Индии с перерывами, а с 1936 г. – постоянно. Увлекшись буддизмом, в котором находил созвучие своим идеям, совершил две многолетние экспедиции по Центральной и Восточной Азии, собрав археологический и этнографический материал: книги «Сердце Азии» (1929), «Врата в будущее» (1936). В 1928 г. основал в Индии международный институт гималайских исследований «Свет утренней звезды». Произведения «индийского периода» исполнены символов, эпичности образов, богатства цветовых эффектов: «Гуга Чохан» (1931), «Знаки Гэсера» (1940), «Помни» (1945). Рерих внес большой вклад в сближение русского и индийского народов, в дело международной охраны памятников культуры: на основе подготовленного им в 1929 г. «пакта Рериха» в Гааге в 1954 г. была подписана Конвенция по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. После смерти Рериха более 400 созданных в Индии картин переданы в музеи СССР.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
РЕРИХ
Рерих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, Индия), русский живописец, общественный деятель, писатель, ученый, философ. Учился одновременно в Петербургской академии художеств (с 1893 г.), у А. И. Куинджи и в университете. Член художественного объединения «Мир искусства».
Для творчества Рериха характерна работа сериями, в которых картины объединены общим замыслом. Его искусство пронизано стремлением к воспеванию идеалов добра, света, истины. Обращение к легендарным и фантастическим сюжетам подвигает его к стилизации, обобщенности форм наряду с использованием яркого, сочного в своей декоративности колорита.
Незаурядный дар организатора, стремление к объединению человечества на основе гуманистических ценностей приводят его к активной общественной деятельности. В разных городах и странах он читает лекции, пишет письма, публикует статьи, излагая свои убеждения, что приводит к появлению во многих из них обществ имени Н. К. Рериха; разрабатывает Пакт об охране культурных ценностей, на основе которого в 1954 г. был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
В ранний период творчества интересовался Древней Русью («Гонец. Восста род на род», 1897; «Идолы», 1901–10, несколько повторений; «Заморские гости», 1901). Он воссоздает образы древних славян, их жизни и быта не только на основе изучения исторических, архитектурных и археологических памятников (для чего было предпринято путешествие по древним русским городам, 1903), но и на основе былин, сказок и легенд.
С сер. 1900-х гг. помимо древней славянской истории его привлекает эпоха каменного века («Каменный век», 1910; «Человек со скребком», 1905;), легенды Скандинавии («Бой», 1906; «Песнь о викинге», 1907; «Варяжское море», 1910), Индии («Давассари Абунту с птицами», 1906, «Мудрость Ману», 1916). Во всех работах художник дает обобщенное представление о прекрасном, гармоничном мире, царстве добра и красоты. В этот период он переходит к работе темперой, что позволяет усилить декоративность, отказываясь от детализированности форм и насыщая цвета. Большую роль в его картинах играет пейзаж, в полном слиянии с которым существуют и древние творения рук человеческих, и сами люди.
В 1920–40е гг. основной темой творчества Рериха становится Восток. В 1923–28 гг. вместе с семьей Рерих предпринимает большую научную экспедицию по Индии и Центральной Азии. Для изучения собранных материалов он основывает в долине Кулу, где поселяется в 1928 г., Гималайский институт научных исследований. С этих пор его жизнь и творческая деятельность связаны с Индией. Художник создает серию «Учителя Востока» («Тень Учителя», 1932), серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев («Великий дух Гималаев», 1920–30; «Кришна», 1933; «Лхаса», 1942; «Огни на Ганге», 1945). На первый план в его искусстве выходят философские поиски, индивидуальный стиль в основном не претерпевает изменений.
В художественной культуре 20 в. Рерих остался мастером, воплотившим в искусстве и собственной жизни идеалы мира и гуманизма.
Для творчества Рериха характерна работа сериями, в которых картины объединены общим замыслом. Его искусство пронизано стремлением к воспеванию идеалов добра, света, истины. Обращение к легендарным и фантастическим сюжетам подвигает его к стилизации, обобщенности форм наряду с использованием яркого, сочного в своей декоративности колорита.
Незаурядный дар организатора, стремление к объединению человечества на основе гуманистических ценностей приводят его к активной общественной деятельности. В разных городах и странах он читает лекции, пишет письма, публикует статьи, излагая свои убеждения, что приводит к появлению во многих из них обществ имени Н. К. Рериха; разрабатывает Пакт об охране культурных ценностей, на основе которого в 1954 г. был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
В ранний период творчества интересовался Древней Русью («Гонец. Восста род на род», 1897; «Идолы», 1901–10, несколько повторений; «Заморские гости», 1901). Он воссоздает образы древних славян, их жизни и быта не только на основе изучения исторических, архитектурных и археологических памятников (для чего было предпринято путешествие по древним русским городам, 1903), но и на основе былин, сказок и легенд.
С сер. 1900-х гг. помимо древней славянской истории его привлекает эпоха каменного века («Каменный век», 1910; «Человек со скребком», 1905;), легенды Скандинавии («Бой», 1906; «Песнь о викинге», 1907; «Варяжское море», 1910), Индии («Давассари Абунту с птицами», 1906, «Мудрость Ману», 1916). Во всех работах художник дает обобщенное представление о прекрасном, гармоничном мире, царстве добра и красоты. В этот период он переходит к работе темперой, что позволяет усилить декоративность, отказываясь от детализированности форм и насыщая цвета. Большую роль в его картинах играет пейзаж, в полном слиянии с которым существуют и древние творения рук человеческих, и сами люди.
В 1920–40е гг. основной темой творчества Рериха становится Восток. В 1923–28 гг. вместе с семьей Рерих предпринимает большую научную экспедицию по Индии и Центральной Азии. Для изучения собранных материалов он основывает в долине Кулу, где поселяется в 1928 г., Гималайский институт научных исследований. С этих пор его жизнь и творческая деятельность связаны с Индией. Художник создает серию «Учителя Востока» («Тень Учителя», 1932), серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев («Великий дух Гималаев», 1920–30; «Кришна», 1933; «Лхаса», 1942; «Огни на Ганге», 1945). На первый план в его искусстве выходят философские поиски, индивидуальный стиль в основном не претерпевает изменений.
В художественной культуре 20 в. Рерих остался мастером, воплотившим в искусстве и собственной жизни идеалы мира и гуманизма.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007