заалтарный образ больших размеров в испанских и латиноамериканских церквах XV— XVIII вв., часто украшенный резьбой.
РЕТАБЛО
РЕТАБЛО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Ретабло
retablo — от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа.
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.
В более узком значении слово ретабло употребляется для обозначения испанской религиозной живописи периода средних веков и раннего Ренессанса, которая была частью этих сооружений.
Конструкция ретабло
Ретабло — своего рода стенка с четко выявленными гранями. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами. В центре помещается более крупное изображение (Мария с младенцем, святой, которому посвящен алтарь, главные евангельские сцены).
Боковые поля заняты вертикальными и горизонтальными композициями меньшего размера.
У подножия ретабло, образуя его основание, тянется узкая пределла, где размещались небольшие картины с фигурами святых, сценами их жития, иногда сюжетами Страстей Христовых.
Ретабло изготовлялись из следующих материалов — дерево, мрамор, алебастр, гипс. Они раскрашивались и покрывались позолотой.
Отличия от православного иконостаса
* Иконостас ставится впереди алтаря, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади него.
* В православии скульптурные украшения иконостаса не одобрялись, для ретабло скульптура становится одним из главных выразительных средств, встречаются полностью скульптурные ретабло.
Живопись ретабло
Испанские художники, писавшие ретабло с середины XIV в., стояли у истоков возникновения испанской живописи периода Возрождения. В определенный период они работали в русле «интернациональной готики». Особенно примечательны каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса, Бернат Марторель, Жауме Уге (1415—1492), Жауме Басо (ок. 1410—1461, по прозвищу Жакомарт).
Литература
* Каптерева Т. П. «Испания. История искусства». М.- «Белый город», 2003. ISBN 978-5-7793-0610-2
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.
В более узком значении слово ретабло употребляется для обозначения испанской религиозной живописи периода средних веков и раннего Ренессанса, которая была частью этих сооружений.
Конструкция ретабло
Ретабло — своего рода стенка с четко выявленными гранями. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами. В центре помещается более крупное изображение (Мария с младенцем, святой, которому посвящен алтарь, главные евангельские сцены).
Боковые поля заняты вертикальными и горизонтальными композициями меньшего размера.
У подножия ретабло, образуя его основание, тянется узкая пределла, где размещались небольшие картины с фигурами святых, сценами их жития, иногда сюжетами Страстей Христовых.
Ретабло изготовлялись из следующих материалов — дерево, мрамор, алебастр, гипс. Они раскрашивались и покрывались позолотой.
Отличия от православного иконостаса
* Иконостас ставится впереди алтаря, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади него.
* В православии скульптурные украшения иконостаса не одобрялись, для ретабло скульптура становится одним из главных выразительных средств, встречаются полностью скульптурные ретабло.
Живопись ретабло
Испанские художники, писавшие ретабло с середины XIV в., стояли у истоков возникновения испанской живописи периода Возрождения. В определенный период они работали в русле «интернациональной готики». Особенно примечательны каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса, Бернат Марторель, Жауме Уге (1415—1492), Жауме Басо (ок. 1410—1461, по прозвищу Жакомарт).
Литература
* Каптерева Т. П. «Испания. История искусства». М.- «Белый город», 2003. ISBN 978-5-7793-0610-2
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002