Революция

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Революция
качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Революция
(лат. revolutio) — глубокое и качественное изменение в развитии общества, способе производства, в различных областях знаний.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Революция
коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

Революция
(от лат. revolution — поворот, переворот) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии каких-либо явлений. Наиболее широко данное понятие применяется для характеристики изменений в социально-экономической структуре общества.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

РЕВОЛЮЦИЯ
способ перехода от одной общественно-экономической формации, исторически изжившей себя, к другой, коренной качественный скачок, переворот во всей социально-экономической структуре общества, результат и высшее проявление классовой и политической борьбы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РЕВОЛЮЦИЯ
(от позднелат. revolutio — поворот, переворот) — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

РЕВОЛЮЦИЯ
фр. revolution) - коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии явлений природы, общества или познания; соц. Р. - переход от отжившего соц.-эконом. строя к более прогрессивному; коренной переворот в соц.-эконом. структуре общества; НТР - коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Революция
(лат. переворот, поворот) – глубокие, качественные изменения в обществе, экономике, мировоззрении, науке, культуре и т.д. Социальная революция – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят победившие революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Революция
переворот, поворот. В широком смысле слова революция – радикальные перемены во всех сферах общества. В узком смысле – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.
 
 

Источник: Краткий исторический словарь

Революция
(лат. revolutio — поворот, переворот). Революционный процесс перехода от античного рабовладельч. общества к феодализму начался в 4 в., прошел через весь позднеантичный период и нашел свое завершение только в конце раннефеодальной эпохи, что для Зап. и Центр. Европы соответствует 9–10 вв. Движущими силами этой Р. были крестьянство и вторгавшиеся на терр. Римской империи варварские племена. К этому времени античное рабство уже разложилось, однако рабовладельч. отношения полностью не исчезли. В возникавших на терр. бывшей Западной Римской империи герм, государствах социально-политич. Р. происходила в более короткий срок и отличалась большей завершенностью (особенно там, где, как, например, у франков, крестьяне наделялись землей).

Источник: Словарь античности. 1989

РЕВОЛЮЦИЯ
насильственный переворот в социально-политической и духовной жизни народа, имеющий целью ниспровержение существующего порядка и замене его новым. Ту же цель ставили себе общественные силы России, подготовив и совершив Февральскую Р-цию 1917 г. Большинство Казаков приняло ее как радостную возможность возвратиться к прежним обычаям народоправства, сократить тяготы поголовной обязательной военной службы с собственным снаряжением и тем увеличить подорванное благосостояние семей. Но последовавший за нею Октябрьский переворот нарушил стройное течение казачьих политических и экономических чаяний, заставил в борьбе за свои земли и идеалы пролить море крови и в конечном результате покориться насилию. Советская власть принесла нашему народу неисчислимые бедствия.
Под революцией понимается также всякое внезапное потрясение устоев науки в связи с новыми открытиями.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

РЕВОЛЮЦИЯ
(от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - 1) глубокое, коренное изменение какого-либо явления, состояния (общества, культуры в целом, науки, техники, промышленности и т. п.); 2) глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, социальная Р., а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная Р., Р. в физике, философии и т. д.); 3) радикальный разрыв непрерывности, фундаментальная трещина (8). Имеется ряд определений социальной революции, концентрирующих внимание на тех или иных ее признаках, и роли в истории: 1) кардинальное изменение, коренной переворот в общественных отношениях на основе преобразования государственных институтов в результате массового движения как способа разряжения социального конфликта; 2) кардинальное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием государственных и общественных институтов, в противоположность реформам и социальной эволюции. Социальные революции различаются в зависимости от той социальной группы, которая выступает главным носителем революционного действия (революция крестьянская, буржуазная, пролетарская), а также от пространственных рамок ее реализации (национальная, «мировая» революция и т. п.). В отличие от революции социальной, такие формы насильственной смены правящей группы, как государственный переворот, путч и т. п., не предполагают кардинальных изменений общественной структуры. (Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003); 3) коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии (СИЭ); 4) внезапные радикальные изменения, происходящие как в политике, так и в обществе, в ходе которых существующее правительство (так же, как социальный и правовой порядок) резко, иногда насильственно заменяется новым (5). Политическая власть является главным вопросом любой социальной революции, но не ради самой власти, а в качестве инструмента изменения общественных отношений, преобразования общественных структур, для чего реорганизуются и структуры власти.
Именно это отличает социальную революцию от политических переворотов, имеющих целью замену у власти людей (представителей каких-то аристократических, клановых групп), но не изменяющих сущностного характера общества. Есть две традиции рассмотрения роли социальной революции. Одна традиция считает революцию «катастрофой», разрушением общества, не видя в ней созидательного потенциала, другая - видит в революции инструмент общественного прогресса. Некоторые философы, социологи (сюда могут входить сторонники и первой, и второй традиции), определяя революцию как явление, отмечают прежде всего такие признаки как резкий разрыв с традицией, неожиданные быстрые изменения, произведенные исключительно насильственным путем, под которым они подразумевают вооруженное восстание (П. Сорокин, Т. Скокпол). Ранней и во многом базовой для всех других поздних теорий социальной революции является марксистская традиция. К. Маркс видел в революции качественный скачок при переходе на высшую ступень развития; он считал революцию закономерным явлением в конкретных исторических условиях и видел в революции разрешение конфликта между производительными силами и производственными отношениями (в результате революции устаревшие и уже не соответствующие производственным силам, тормозящие их производственные отношения заменяются новыми). Пока эти отношения не созрели, не созрел конфликт; пока общество не осознало его, революция не может произойти. С его точки зрения, и это признается большинством социологов и историков, революции не являются неожиданными. К. Маркс разводил понятия «социальная революция» и «политическая революция», считая в полном смысле социальной только пролетарскую революцию, которая отменит всякую эксплуатацию человека человеком. Революционные изменения общества являются быстрыми по сравнению с эволюционными изменениями, но эта быстрота все же относительная: правовые установки не изменяют сразу общественный уклад. Полный переворот в общественных отношениях совершается на значительном временном отдалении от момента революции. Социальная революция создает для этого необходимые условия. Так, например, в Англии только в XVIII в. окончательно устанавливается парламентская система правления, и только во второй половине XVIII века произошел промышленный переворот, продлившийся до первой четверти XIX в., ознаменовав победу буржуазных отношений и капиталистической экономики.
Социальные революции могут совершаться как в форме воруженного насилия, так и в мирной форме. Последнее известно в новейшую эпоху истории. Форма социальной революции зависит от соотношения общественных сил внутри и вне страны. В. И. Ленин развил теорию революции К. Маркса, отметив, что революция происходит только в результате национального кризиса, и разработав понятие революционной ситуации, когда ««низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут по-старому управлять», подчеркнув роль субъективного фактора в революции и указав, что содержанием социальной революции может быть национально-освободительная борьба. Революции могут возникнуть в результате войн, которые обостряют национальный кризис, в результате влияния революционного движения в соседних странах. Таково влияние Русско-японской войны на Первую русскую революцию, Первой мировой войны на европейский революционный подъем, на Февральскую и Октябрьскую революцию в России. Но всякий раз должны быть соответствующие условия в самой стране. Социологи и историки вычленили несколько типов социальной революции: буржуазная, буржуазно-демократическая, пролетарская (социалистическая), коммунальная (предтеча раннебуржуазных революций) XIII в., говорят о крестьянской революции. Последнее вряд ли правомерно, так как известные в истории крестьянские революции или крестьянские войны не меняли в конечном счете существующей системы власти и социально-экономического базиса.
Лит.: 1) Красин Ю. А. Революции и социальный прогресс. Критические очерки буржуазных концепций социальной революции. М.: Прогресс, 1980; 2) Крапивенский С. Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992; 3) Сорокин П. Социология революции. М.: Территория будущего, РОССПЭН, 2005; 4) Штомпка П. Социология социальных изменений. М: Аспект Пресс, 1996; 5) The Dictionary of the Social Sciences / Ed. by J. Gould, W. L. Kobb. N. Y.: The Free Press, 1964; 6) Skocpol Th. States and Social Revolutions. A Comparative Analisis of France, Russia and China. Cambridge: Cambridge University Press, 1979; 1) Skocpol Th. Social Revolutions in Modem World. Cambridge - N. Y.: Cambridge University Press, 1994; 8) The Sociology of Revolution. Chicago: Chicago University Press, 1973. P. 2-3. E. Г. БЛОСФЕЛЬД

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

РЕВОЛЮЦИЯ
социальная - коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной Р. является конфликт между растущими производит. силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономич., политич. и иных противоречий, особенно же клас. борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми, приводит к Р. Характер (социальное содержание) Р., объем решаемых ими задач, их движущие силы, формы и методы борьбы, результаты и значение весьма различны. Они обусловлены как ступенью обществ. развития, на к-рой происходит Р., так и специфич. обстановкой конкретной страны. Но Р. всегда представляет собой активное политич. действие нар. масс и имеет первой целью переход руководства обществом, гос. власти в руки нового класса (или новой клас. группировки).

Глубиной преобразований, охватом осн. сторон жизнедеятельности общества - экономики, политики, идеологии, культуры - социальная Р. отличается от более узких, частных переворотов, затрагивающих лишь отдельную сферу, - от политич. (гос.) переворотов, не меняющих прежней структуры общества и основ политич. курса, а также от промышленной Р., научно-технич. Р. и т. д.

От прогрессивных преобразований общества, совершающихся сравнительно медленно, без заметного участия широких нар. масс, социальная Р. отличается концентрированностью во времени, непосредственностью действий "низов". В этом смысле различают обычно революц. и эволюц. процессы в жизни общества, Р. и реформу. Такое разделение правомерно, если учитывать его условность. Ибо Р. и эволюция - это не застывшие полярные противоположности, а диалектически взаимосвязанные, дополняющие друг друга стороны прогрессивного развития общества. Весьма подвижна и антиномия "революция - реформа". В острые моменты истории, когда решается вопрос о выборе пути, они прямо противостоят друг другу, как путь прямой и быстрый - пути зигзагообразному, заторможенному. Вместе с тем Р., как действие более глубокое, обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху", в т. ч. посредством реформ. Реформа может не только отвлекать массы от революц. акций, но и расчищать почву для Р. или являться средством решения ее задач.

Социальная Р. не адекватна всему революц. процессу в целом. Он, будучи наиболее активным, динамичным видом ист. творчества, враждебным всякой рутине, не может не порождать большого разнообразия форм своего проявления. Социальная Р. - важнейшая из них, своего рода кульминация революц. действия. Но она связана с известным уровнем развития общества - прежде всего, с существованием и борьбой классов, т. е. в конечном счете с определенными фазами развития производства.

Проблема генезиса социальной Р. мало разработана в марксистской лит-ре. Очевидно, что социальная Р. как закономерно обусловленное звено ист. прогресса, как наиболее эффективный способ разрешения самых острых конфликтов в определяющих сферах жизни общества и в то же время как одна из форм проявления революц. процесса созревает лишь тогда, когда само общество достигает сравнительно высокого уровня своей социальной организации. Выделение человека из мира животных знает грандиозные качественные сдвиги. Крутыми переломами в жизни людей были складывание родового строя, появление частной собственности, образование клас. общества и гос-ва. Но названные и подобные им социальные процессы, весьма протяженные во времени, не связанные со сменой клас. господства и полностью стихийные, не были еще социальными Р. В недрах клас. обществ древности, особенно в античном рабовладельч. обществе, проявляются уже такие противоречия в сфере производства и распределения, в политич. и идеологич. отношениях, к-рые порождают разнообразные формы борьбы и методы разрешения конфликтов: более или менее радикальные реформы, гражданские войны между группировками рабовладельцев, преобразования политич. строя, крупные восстания рабов, движения крестьян и т. п. Многие из этих социальных потрясений не только внешне подобны социальным Р., но и действительно несут в себе определенные элементы социальных Р. Характер революц. процесса, обеспечившего переход от античности к ср. векам, требует дополнит. исследования. Вопрос о том, можно ли считать этот процесс социальной, антирабовладельч. Р., представляется дискуссионным. Критику распространенной в конце 30-х - нач. 50-х гг. упрощенной схемы о всеобщей "Р. рабов", якобы ликвидировавшей рабовладельцев и отменившей рабовладельч. форму эксплуатации, а также трактовку различных проблем Р. в древности см. в ст.: А. Р. Корсунский, Проблема революц. перехода от рабовладельч. строя к феодальному в Зап. Европе, "ВИ", 1964, No 5; С. Л. Утченко, Становление Рим. империи и проблема социальной Р., там же, No 7; А. Л. Кац, Проблема падения Римской империи в сов. историографии, "ВДИ", 1967, No 2.

В период феодализма, по мере накопления внутр. противоречий, развивается и клас. борьба. Крестьянские движения нередко вырастают в длит. войны, происходят восстания горожан, политич. перевороты. Постепенно возникают очаги нового способа производства, требующего для своего развития слома системы феод. производств. отношений. Разрозненные элементы социальной, клас. борьбы все более концентрируются вокруг главной задачи - радикального преобразования всего обществ. и гос. строя. Народные движения приобретают характер борьбы против самых основ феодализма, за становление новых, более прогрессивных отношений.

В 16 в. начинается эпоха бурж. Р. Потрясшие сначала Германию и Нидерланды, в 17 в. Англию, а в 18 в. Сев. Америку и Францию, Р. становятся переломными рубежами в развитии каждой из этих стран и - что еще важнее - вместе с тем ступенями мирового процесса смены феодализма капитализмом. Эти ранние буржуазные революции при всем своеобразии и неповторимости переплетения в каждой из них объективных и субъективных факторов, стихийных движений масс и политич. расчета вождей и т. п. показали, что им свойственны нек-рые общие, типичные черты. В них (особенно в Вел. франц. революции) уже отчетливо выявилась совокупность тех компонентов, к-рые составляют ядро социальной Р., делают ее возможной и необходимой. Это, во-первых, нек-рый минимум социально-экономич. предпосылок, позволяющий заменить устаревший способ производства новым, более прогрессивным. Это, далее, общественная сила, заинтересованная в утверждении новых экономич. и политич. отношений и способная сломить сопротивление сил, стремящихся сохранить прежние отношения. Такая революц. обществ. сила слагается из пробужденных к активности народных масс, исполненных решимости сокрушить старый строй, и сознательного авангарда руководителей, могущих придать стихийному порыву масс определенную целенаправленность. Это, наконец, выдвижение в центр борьбы вопроса о политич. (гос.) власти, о переходе ее к новому классу или новой клас. группировке. Только захват и удержание этой власти дают в руки революционных сил тот "архимедов рычаг", с помощью к-рого можно осуществить исторически назревшие экономич., социальные, политич., национальные, культурные преобразования.

Первые бурж. Р. расчищали почву для капиталистич. отношений. Они неопровержимо доказали свою способность играть роль могучих ускорителей истории. Осознание огромных потенций ист. творчества, заложенных в социальной Р., ее способности к решению все более кардинальных задач, выдвигаемых движением общества, пришло не сразу. Но когда роль и значение Р. были поняты, когда идея Р. стала оружием тех, кто только и способен его применить, - народных масс, сама эта идея стала новым важным фактором обществ. прогресса.

Понятие Р. для характеристики обществ. явлений стало применяться сравнительно поздно. Сам термин "Р." (франц. r?volution, от позднелат. revolutio - оборот, переворот) был заимствован из астрономии, где он и поныне означает вращение, обращение, полный оборот небесного тела. В лит-ре 2-й пол. 17 в. Р. стали называть глубокий гос. переворот, но этим же словом пользовались и для обозначения природной катастрофы или появления новой системы идей. В таком смысле применял это слово и Вольтер. Лишь в ходе и особенно после Великой франц. революции понятие Р. наполнилось более широким содержанием, включающим движение масс, гос. переворот и идейный сдвиг. Появились понятия "контрреволюция", "революционный", "эволюция". Мыслители разных стран прилагали немалые усилия для выяснения сути феномена Р. В 1-й пол. 19 в. Сен-Симон, а позднее франц. историки Тьерри, Гизо, Минье делают попытку объяснить Р. как борьбу классов; Гегель видит в Р. торжество идеи "абсолютной свободы"; в философско-политич. лит-ре начинают присоединять к слову Р. дифференцирующие эпитеты - политическая, социальная, философская, промышленная. Это различение было приближением к раскрытию содержания, характера Р., но глубоко осмыслить ее сущность бурж. идеологам не удалось.

Заслуга подлинно научного раскрытия понятия социальной Р. принадлежит идеологам пролетариата К. Марксу и Ф. Энгельсу. И это не случайно. Как раз в то время, когда наука вплотную подошла к проблеме закономерной обусловленности обществ. развития, на роль демиурга Р. стал претендовать рабочий класс. В становлении и развитии марксизма формирование понятия Р. заняло важное место. Первоначально в работах Маркса и Энгельса преобладало представление о политич. Р. как синониме бурж. (в частности, Франц. революции конца 18 в.), в то время как социальной Р. называли более отвечающую интересам народных масс Р. будущего, т. е. социалистич. Р. Вскоре, однако, Маркс пришел к более глубокому пониманию внутренней взаимосвязи политич. и социальной Р.: "Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 448). Маркс и Энгельс сделали затем вывод, что "...революция является движущей силой истории..." (там же, т. 3, с. 37), причем она необходима "...не только потому что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (там же, с. 70). В "Манифесте Коммунистической партии" четко подразделены два осн. типа социальной Р.: буржуазная и пролетарская (коммунистическая), показана неотвратимость последней. Опыт европ. Р. 19 в. позволил Марксу и Энгельсу расширить понимание Р. Они все глубже раскрывают созидательный характер Р., роль в ней народных масс, выдвигают идеи гегемонии пролетариата, непрерывной революции, формулируют коренное положение о диктатуре пролетариата и сломе старой гос. машины.

Марксово учение о социальной Р. вскрыло ее главные пружины, выявило роль в ней передового революц. класса и его сознательного авангарда. Важнейшая составная часть этого учения - положение об "...эпохе социальной революции" (см. там же, т. 13. с. 7). Речь идет о всемирно-исторической эпохе, закономерно наступающей, когда материальные производит. силы на известной ступени своего развития приходят в противоречие с существующими производств. отношениями и последние из формы развития производит. сил превращаются в их оковы. Тогда переворот в экономич. условиях производства становится необходимым и возможным. Но возможность эта не реализуется автоматически; она образует лишь объективную основу, материальную подоплеку социальной Р. Сама же Р. возникает не прямо из экономич. противоречия, а в результате его опосредованного воздействия: через конфликты в области политич., социальных, идеологич. отношений. Притом и самый острый конфликт не выливается в Р., пока люди (революц. классы) не осознают его и не развертывают борьбу за его разрешение. Поэтому наступление эпохи социальной Р. еще не означает, что уже повсеместно созрели все конкретно-ист. предпосылки для революц. взрыва и тем более для его победоносного исхода.

Основоположники марксизма не представляли себе развитие общества так, что решение всего комплекса задач, связанных с изменением его экономич. основы и переворотом во всей громадной надстройке (иными словами, переход от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму), может быть осуществлено в результате одного всеобщего штурма. Эпоха социальной Р. неизбежно более или менее продолжительна. Она включает в себя широкий круг разнообразных и противоречивых процессов как мирового масштаба, так и локального значения: целых полос революц. брожения и разных форм подготовки к Р., революц. прорыва и борьбы Р. и контрреволюции, спада активности масс и частичных реставраций, реформ и контрреформ, относительного затишья и подъема новых революц. волн.

Понятие эпохи социальной Р. осложнено тем, что в реальном ист. процессе развитие стран и регионов происходит весьма неравномерно и поэтому неизбежно переплетение Р. различного характера. Эпоха бурж. Р. далеко еще не завершилась, когда в передовых странах стали складываться предпосылки качественно новой эпохи - эпохи Р. социалистической. Промышленный переворот, распространившийся в 19 в. на континентальную Европу, превратил буржуазию в экономически господств. класс. Вместе с тем ее антипод - пролетариат становился все более серьезной обществ. силой. Развитие пролет. революционности сопровождалось свертыванием бурж. революционности. Хотя буржуазия не отказывалась от своих гегемонистских претензий, выступала иной раз сторонницей реформ и "революций сверху", она все более выказывала свою враждебность нар. Р. Парижская Коммуна 1871 отчетливо показала, что в условиях, сложившихся в развитых странах капитала, только пролетариат способен стать знаменосцем подлинно народной Р.

Перерастание "свободного" капитализма в монополистический ускорило созревание в развитых странах материальных предпосылок социалистич. Р. и одновременно расширило круг народов, вовлеченных в революц. процесс. Стадия империализма связана с обострением внутр. и междунар. конфликтов, цепью колониальных и межимпериалистич. войн, тенденцией к развитию гос.-монополистич. капитализма, к усилению влияния реакции на политику, идеологию, культуру. Этому противостоят развертывание борьбы рабочего класса и др. прогрессивных сил за демократию и социализм, интернационализация револю- ционного движения, в частн. пробуждение Азии. Существенное изменение условий социальной Р. потребовало углубления научного анализа внутренней и международной обстановки, развития нек-рых сторон учения о Р.

Задача эта, оказавшаяся непосильной для видных лидеров междунар. социал-демократии (К. Каутский в кн. "Социальная революция" и "Путь к власти" не сумел творчески осмыслить новую обстановку), была решена В. И. Лениным. Революция 1905-07 в России не только открыла новую полосу "мировых бурь", но и выявила возможность новой расстановки сил в Р. Анализ позиций различных классов и междунар. механизма империалистич. системы позволил Ленину, особенно в годы мировой войны, развить марксово учение о Р., выявить новые революц. перспективы. Ленин установил, что в обстановке, "...гораздо более порывистой, скачкообразной, катастрофичной, конфликтной..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 94 (т. 22, с. 91)), созревание Р. происходит при более сложном, чем прежде, переплетении экономич. и политич. факторов, внутр. и внеш. обстоятельств.

Развивая понятие эпохи социальной Р., Ленин писал о цикле бурж. Р. как цепи революц. "волн" (см. там же, т. 19, с. 247 (т. 16, с. 182)). Ленин предвидел, что грядущая эпоха социальной Р. будет не только длительным ист. процессом, но и весьма сложным переплетением клас. сражений разного социального уровня: не только битв пролетариата за социализм, а и "революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками", движений несознательных пролет. и полупролет. масс против помещичьего, церковного, монархического, нац. гнета, освободит. движений колоний против империализма. "Кто ждет "чистой" социальной революции, - писал он, - тот никогда ее не дождется. Тот революционер на словах, не понимающий действительной революции" (там же, т. 30, с. 54 (т. 22, с. 340)). Наличие объективных предпосылок для Р. во всей системе в целом требует умения нащупать слабейшее звено, где противоречия острее и где складываются условия для революц. взрыва. Разрабатывая понятие революционной ситуации, Ленин подчеркивал, что она является совокупностью объективных перемен: кризиса "верхов", обострения бедствий "низов", значительного повышения активности масс (см. там же, т. 26, с. 218-19 (т. 21, с. 189-90)). Но Р. возникает, добавлял Ленин, лишь тогда, когда к этим объективным переменам присоединяется "...способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство..." (там же, с. 219 (т. 21, с. 190)). Такое взаимодействие объективных и субъективных факторов Ленин нередко именовал революционным или общенациональным кризисом (см. там же, т. 41, с. 69-70, 78-79, 228 (т. 31, с. 65-66, 73-74, 202)). В этих условиях все зависит от глубокого осознания революц. классом своих задач и организации его активных боевых действий. Только борьба может решить, перерастет ли революц. кризис в победоносную Р. Ленин характеризовал Р. как "...такой период народной жизни, когда веками накопившаяся злоба... прорывается наружу в действиях, а не словах, и в действиях миллионных народных масс, а не отдельных лиц" (там же, т. 12, с. 321 (т. 10, с. 221)). Он отмечал, что "никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции" (там же, т. 11, с. 103 (т. 9, с. 93)). В связи с этим Ленин подчеркивал значение "... самостоятельности, независимости, свободолюбия и инициативности "низов"..." в короткие периоды их гегемонии в ранних бурж. Р. (там же, т. 20, с. 283 (т. 17, с. 185)). Тем большее значение придавал Ленин возможности осуществления в революциях периода империализма гегемонии пролетариата, союза рабочего класса с трудовым крестьянством, мобилизации революц. потенций последнего. Идея гегемонии пролетариата не только расширила сферу применения марксистской теории Р., сделав ее подлинно универсальной, всемирной, но и позволила выявить внутреннее единство в многообразии мирового революц. процесса. Опираясь на эту идею, Ленин смог глубоко раскрыть диалектич. взаимосвязь Р. буржуазной и социалистической, выяснить условия перерастания первой во вторую и установления диктатуры пролетариата, возможность "доделывания" второй нерешенных задач первой и т. п. Эта идея позволила также отказаться от догматизированного в с.-д. лит-ре представления о том, что начать социалистич. Р. могут только наиболее развитые в экономич. отношении страны. Вместе с вытекавшим из неравномерности развития империализма выводом о возможности победы социалистич. Р. первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране идея гегемонии пролетариата составила основу ленинской теории социалистической революции.

Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала неизмеримо более глубокое потрясение общества, чем любая из бурж. Р. Гос-во пролет. диктатуры осуществило в интересах большинства народа непосредственное вторжение в сферу производства, начав преобразование всей обществ. структуры с ее фундамента. Потребовалось решение многих новых задач: о соотношении интернац. и нац. интересов, о функциях революц. диктатуры, о формах союза рабочих и крестьян, роли гос. аппарата и его связей с массами, дисциплины и творческой инициативы и т. п.

Окт. революция открыла новую эру в развитии человечества: окончилась всемирно- историч. эпоха бурж. Р., началась эпоха мировой социалистической Р. Это не означает, что бурж. Р. там, где они не произошли или не завершились победой, стали невозможны. Напротив, непосредственно вслед за Октябрем по Европе и Азии прошла волна революц. движений, либо имевших бурж.-демократич. (нередко нац.-освободит.) характер, либо заторможенных на этом этапе. Однако все прогрессивные движения послеоктябрьской эпохи, идет ли речь о борьбе за нац. освобождение, об антифеодальных выступлениях или о борьбе за демократич. права и свободы, неизменно имеют антиимпериалистич. направленность. В отличие от классических бурж. Р. прежних веков, эти Р. не столько расчищают почву для капитализма, сколько расшатывают мировую систему империализма.

В послеоктябрьские годы ленинская мысль напряженно работала над проблемами дальнейшего маршрута мировой Р. Трудящихся Сов. страны Ленин ориентировал на строительство основ социализма; компартиям капиталистич. стран рекомендовал сосредоточить свои усилия на "...отыскании формы перехода или подхода к пролетарской революции" (там же, т. 41, с. 77 (т. 31, с. 73)). Он приветствовал вовлечение в освободит. борьбу многомиллионных народов колоний. Неизбежность окончат. победы социализма во всем мире Ленин связывал с объединением всех сил, вовлеченных в "...общий круговорот всемирного революционного движения" (там же, т. 45, с. 403 (т. 33, с. 457)).

В ходе 2-й мировой войны, когда самые агрессивные империалистич. силы поставили под угрозу прогресс человечества, мощное освободит., антифаш., антиимпериалистич. движение в Европе и Азии создало обширные зоны революц. ситуации. В ряде стран произошли Р., в к-рых при большом разнообразии местных условий и конкретных обстоятельств проявилось много общего, позволившего охарактеризовать их как народно-демократические революции.

Мировой революц. процесс современности характеризуется взаимодействием трех осн. сил - мировой социалистич. системы, рабочего движения капиталистич. стран и нац.-освободит. движения. Произошло сближение и переплетение Р. нац.-освободит., антиимпериалистических, народно-демократических, социалистических, поскольку все они, при всем различии их уровня, последовательности и историч. значимости, направлены против общего врага - империализма.

Подобно тому как в сер. 19 в. сложились условия, сделавшие возможным и необходимым создание науч. теории социальной Р., а начало 20 в. потребовало ее развития, так события сер. 20 в. выдвинули задачу обобщения нового опыта и дальнейшей разработки революц. теории. В решение этой задачи уже внесли свой вклад Совещания коммунистических и рабочих партий, XX-XXIII съезды и Программа КПСС, многие съезды и документы братских коммунистич. партий.

Марксистская мысль в последние годы упорно работает над проблемами мирового революц. процесса, в частности над вопросами содержания и форм социальной Р. современности. Главный вывод заключается в том, что при наличии общих закономерностей социальной Р. все сильнее сказывается многовариантность путей ее созревания, разнообразие ее форм, темпов и методов. Абсолютизация любого из вариантов или методов способна затормозить развитие революц. процесса, содействуя оживлению либо реформистско-ревизионистских, либо "ультра- революционных", мелкобурж.-авантюристич. тенденций. При рассмотрении предпосылок Р. прежде всего привлекла к себе внимание связь Р. и войны. Марксисты подчеркивают, что Р. отнюдь не находится в прямой зависимости от войны. Хотя в прошлом и 1-я и 2-я мировые войны действительно сыграли роль ускорителя революц. процесса, из этого не следует, что революционеры должны желать новой мировой войны. Опыт многих стран, освободившихся в последние годы, свидетельствует, что революц. процесс успешно развивается в условиях мира. Современная же термоядерная война может отбросить человечество далеко назад.

Требует новых подходов вопрос о революц. ситуации. Изучение предпосылок Р. в развитых капиталистич. странах показало необходимость всестороннего учета как перемен в системе и практике гос.-монополистич. капитализма, так и последствий развивающейся научно-технич. революции, в т. ч. учета изменений в социальной структуре населения, изучения условий труда и быта разных слоев трудящихся, их отношений с предпринимателями и правительством и т. д. Опыт многих стран свидетельствует об изменении форм и методов клас. борьбы, о новом уровне требований масс, о том, что не следует рассчитывать на внезапное стихийное обострение революц. борьбы, а нужно ориентироваться на систематич. усиление революц. нажима организованных масс. Такую перспективу учитывают, напр., программы структурных социальных реформ и обновления демократии, выдвинутые рядом компартий. Более широкая проблема - проблема соотношения мирных и насильственных методов в революц. процессе, использования в ходе революц. преобразований традиционных форм политич. демократии (в частности, парламентских учреждений) - уже нашла свое принципиальное решение в программных документах коммунистич. движения. Значительное место в дискуссиях марксистов занимают поиски форм клас. союзов, наиболее отвечающих совр. стадии ист. развития и конкретным нац. условиям на разных этапах освободит. борьбы, вопросы единства рабочего движения и сотрудничества различных рабочих орг-ций в борьбе против враждебных сил, вопросы отношения к средним слоям, перспективы развития многопартийной системы, разнообразных методов включения непролетарских слоев населения в строительство социализма и т. п. (См. в ст. Международное рабочее движение).

Пристального внимания потребовали проблемы нац.-освободит. движения, вылившегося в мощную волну антиколо- ниалистских национально-освободительных революций. Огромное разнообразие местных условий и большая разница исходных уровней создают особые трудности для обобщения опыта этих Р., выявления роли в них различных классов, социальных слоев, групп, в частности революц. демократии. Наиболее общей закономерностью прогрессивного движения является постепенный переход от борьбы за завоевание политич. независимости к решению сложнейших задач политич. и социального переустройства, преодоления многовековой отсталости. Для многих освободившихся стран эти задачи неразрывно связаны с вопросом о выборе пути: капиталистич. или некапиталистич. развития.

В дискуссиях отражается поиск конкретных решений вопроса о том, как наилучшим образом обеспечить подвод масс к революц. действию, отмечается опасность пассивного фатализма, с одной стороны, субъективистского волюнтаризма - с другой. Решение этой серьезной теоретич. и практич. проблемы идет путем сочетания трех важнейших факторов: критически осмысленного ист. опыта, глубокого анализа специфич. условий отдельных стран и регионов, понимания общего состояния и тенденций развития совр. мирового революц. процесса. Большое внимание марксистская мысль уделяет вопросам воздействия мировой социалистич. системы на развитие мирового революц. процесса. Осн. внимание концентрируется т. о. на разработке теоретич. проблем мирового революц. процесса современности. Принципиальное решение вопроса о перспективах ист. развития, связанных с качественно новым этапом истории, было дано Марксом: "Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 185).

В бурж. лит-ре, к-рая в эпоху империализма традиционно враждебна социальной Р., под влиянием событий последних лет проявляется тенденция к отходу от позиций простого замалчивания или голословного отрицания ее роли. Появляется значит. число работ, посвященных проблемам Р. В них делаются попытки более утонченными методами опровергнуть марксистско-ленинскую теорию Р. и, извращенно толкуя явления современности, противопоставить ей новые или обновленные концепции - "индустриальной" революции, "революции управляющих" и т. п. В книгах амер. социологов С. Ленса, К. Бринтона, У. Ростоу, франц. социолога Р. Арона и др. даются разные обоснования "трансформации капитализма" (к-рая связывается прежде всего с науч.-технич. Р.) и делаются ложные выводы о том, будто революц. ниспровержение капиталистич. строя стало излишним. Критика этих концепций - одна из важных задач марксистской науки.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; его же, Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке", там же, т. 22; его же, Введение к работе К. Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", там же; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 (т. 9); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41 (т. 31); Программа КПСС, M., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Даниленко Д. И., Социальная революция, М., 1964; Красин Ю. A., "Социология революции" против революции, М., 1966; его же, Ленин, революция, современность, М., 1967; Левинтов Н. Г., Некоторые аспекты ленинской теории революции, "ВФ", 1966, No 4; Международное революционное движение рабочего класса, (3 изд.), М., 1966; Строительство коммунизма и мировой революционный процесс, М., 1966; Африка: национальная и социальная революция, "ПМ и С", 1967, No 1, 2, 3; Дальтон Р., Миранда В., О совр. фазе революц. движения в Лат. Америке, там же, 1967, No 5; Куда идет совр. капитализм?, там же, 1967, No 12; 1968, No 1; Историческое значение Вел. Окт. социалистич. революции. Мат-лы международной теоретич. конференции, М., 1967; Griewank К., Der neuzeitliche Revolutionsbegriff, Weimar, 1955; Brinton С. С., The anatomy of revolution, N. Y., 1957; Engelberg E., Fragen der Revolution und Evolution in der Weltgeschichte, W., 1965.

Я. С. Драбкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
206.44 кб

Россия и революция 1848 1849 гг. В Германии

Читать PDF
309.92 кб

Казачество и Февральская революция

Трут В. П.
Читать PDF
468.04 кб

С. -Петербургское телеграфное агентство и первая русская революция

Кострикова Е. Г.
Читать PDF
117.76 кб

Эткинд А. ХЛЫСТ (СЕКТЫ, ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ)

Лукьянов Дмитрий Викторович
Читать PDF
61.61 кб

М.М. САХЬЯНОВА, Э.-Д. РИНЧИНО И МОНГОЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1921 г.

Курас Леонид Владимирович
В статье рассматривается единый процесс участия бурятских коммунистов и бурятских национальных демократов в подготовке и осуществлении монгольской революции 1921 г.
Читать PDF
1.05 мб

"Украинская революция" или революция на Украине

Михайлов И. В.
Аннотация: Процесс утверждения украинской государственности имел своеобразный побочный результат: резко вырос поток работ, посвященных так называемой украинской революции начала ХХ в.
Читать PDF
364.43 кб

Революция и свобода в восприятии сибирских горожан и военнопленных: март октябрь 1917 года (на матер

Цысь С. Н.
На материалах отчетов Омской военно-цензурной комиссии прослеживается эволюция воззрений западносибирских горожан и военнопленных на революционные события в России в период с марта по октябрь 1917 г.
Читать PDF
207.61 кб

Масоны и Февральская революция в России

Белая В. А.
Читать PDF
109.13 кб

Чума и эпидемиологическая революция в России: 1897-1914

Михель Дмитрий Викторович
Читать PDF
494.49 кб

Эта странная «Революция тюльпанов»

Капелистый Игорь Анатольевич
Читать PDF
333.60 кб

«Консервативная революция» в Веймарской республике в современной германской историографии: от концеп

Терехов Олег Эдуардович
В статье рассматриваются основные проблемы интерпретации феномена «консервативной революции» в Веймарской Германии в современной германской историографии.
Читать PDF
720.31 кб

Чернильная революция

Корзинов Николай
Основатель дореволюционной «Науки и жизни» Матвей Никанорович Глубоковский совмещал издательскую деятельность с профессией врача.

Похожие термины:

  • РЕВОЛЮЦИЯ 1905-07

    первая революция в России. Кризисная социально-политическая ситуация в стране обострилась в результате поражений в русско-японской войне 1904-05. Толчком к началу революции послужил расстрел мирной
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ

    первая рус. революция, первая в мире бурж.-демократич. революция эпохи империализма, первая после Парижской Коммуны народная революция, когда "...масса народа, большинство его, самые глубокие общест
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1905-11 В ИРАНЕ

    см. Иранская революция 1905-11.
  • ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-11

    антиимпериалистич. и антифеод. революция. Была вызвана ростом противоречий между реакц. правящей феод. кликой, возглавлявшейся Каджарской династией, а также поддерживавшими ее империалистами, с о
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1808-14 В ИСПАНИИ

    см. Испанская революция 1808-14.
  • ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1808-14

    бурж. революция в Испании, в ходе к-рой антифеод. борьба тесно переплеталась с освободит. борьбой против франц. оккупантов. К началу революции в Испании существовали сильные пережитки феодализма; о
  • РЕВОЛЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ

    см. Английская буржуазная революция 17 века.
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1836 В ПОРТУГАЛИИ

    см. Сентябрьская революция 1836.
  • НИДЕРЛАНДСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16 ВЕКА

    бурж. революция 1566-1609 в Нидерландах (ист.), сочетавшая нац.-освободит. войну против абсолютистской Испании с антифеод. борьбой революц. сил; закончилась победой на С. страны (терр. совр. Нидерландов),
  • РЕВОЛЮЦИЯ 16 ВЕКА В НИДЕРЛАНДАХ

    см. Нидерландская буржуазная революция 16 века.
  • Нидерландская революция 16 в

    в Нидерландах исторических (в средние века область на северо-западе Европы на территории современных Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции). Сочетала освободительную
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1640

    в Португалии - употребляемое в португ. историч. лит-ре название нар. восстания в Лисабоне, в результате к-рого Португалия добилась независимости, отделившись от Испании.
  • МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1910-17

    бурж.-демократич. революция, направленная против феод. пережитков, террористич. режима и гнета иностр. империализма. В начале 20 в. в Мексике происходил рост антифеод. и антиимпериалистич. движения,
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1908 В ТУРЦИИ

    см. Младотурецкая революция 1908.
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1910 В ПОРТУГАЛИИ

    см. Португальская революция 1910.
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1918 В ФИНЛЯНДИИ

    см. Финляндская революция 1918.
  • АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17 ВЕКА

    победоносная бурж. революция, приведшая к утверждению капитализма и установлению бурж. строя в Англии; одна из ранних бурж. революций. Будучи по своему значению первой революцией европ. масштаба, о
  • французская буржуазная революция 1789-1794 ГГ.: начало. Падение абсолютизма

    - Взятие Бастилии 12 июля произошли первые столкновения между народом и войсками. 13 июля над столицей загудел набат. Рабочие, ремесленники, мелкие торговцы, служащие, студенты заполнили площади и ул
  • РЕВОЛЮЦИЯ 18 МАРТА 1871 ВО ФРАНЦИИ

    см. Парижская Коммуна 1871.
  • ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОНЦА 18 ВЕКА

    Великая французская революция, - бурж.-демократич. революция во Франции в 1789-94, нанесшая решающий удар по феод.-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. Французская рев