РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Найдено 1 определение
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
распространенным видом рус. архитектурной резьбы была плоская резьба. Ее также называют городчатой, долбленой, выемчатой, трехгранно-выемчатой. Топором и долотом на толстых, вручную сколотых досках вырубались всевозможные геометрические узоры, причем фон и выпуклость на них не противопоставляются друг другу. Древняя плоская резьба по дереву оказала определенное влияние и на резьбу по камню. Многие сюжеты плоской резьбы связываются с древними языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Такие широко распространенные в народных узорах мотивы, как круги, розетки, звезды, крестообразные знаки, а также квадраты и ромбы, служили и в древности символами огня и солнца и должны были оберегать жилище.
Если в каменном веке и энеолите реалистично изображались птицы, звери, солнце и т.п., то ко II тыс. до н.э. они превращаются уже в символические фигурки: птицы (утки) - в зигзаги, солнце с лучами - в круг, колесо и т.
Эти ставшие уже ок. 4 тыс. лет назад символическими изображения птиц, животных, солнца и т.п. сохранились и до наших дней в украшении домов. По меньшей мере с неолита до наших дней рус. народное искусство и архитектура донесли до нас изображения языческих оберегов и берегинь.
В Поволжье была широко распространена рельефная резьба, которую часто также называют корабельной. Здесь сочный узор рисунка с высокими округлыми краями уже рельефно возвышается над фоном. Узоры составлялись преимущественно из растительных элементов - из пальчатых листьев, завитков, напоминающих античный акант, плодов, цветов, гроздьев винограда, которые нередко дополнялись изображениями фантастических существ: сирен - полуженщин-полурыб, сиринов - птиц с женской головой, львов, а также классическими мотивами розеток, медальонов, квадратов и т.п. Сложная резьба с приподнятым рельефом и причудливыми узорами из переплетений трав, зверей и птиц была известна уже в Древней Руси. Богатая резьба каменных владимирских храмов XII - XIII вв., по всей вероятности, отразила бытовавшие в то время приемы резьбы по дереву. Известны колонны XI в. с рельефной резьбой из Новгорода. В XV - XVI вв. подобная резьба называлась фряжской, в XVII в.
резьба с высоким рельефом называется фигурной или флемской, ею особенно славились мастера Московской Оружейной палаты.
Во второй половине XIX в. в рус. деревнях повсеместно стала исчезать плоская и рельефная резьба, вытесняемая пропильной резьбой. При такой резьбе рисунок наносится на поверхность доски не с помощью выдалбливания, а пропиливается лобзиком насквозь в тонкой доске, а потом набивается на наличники, лобовые доски и т.п. Рельефная и плоская резьба сохраняется лишь в качестве отделки и дополнения к узорам, выпиленным лобзиком. Вначале пропиленные узоры были довольно просты, но к концу XIX в. из простых геометрических фигур составляются сложные композиции с растительными и зооморфными мотивами. Несмотря на упрощение процесса резьбы, стоимость украшения иногда составляла четвертую часть стоимости дома, хотя обычно средний крестьянин украшал дом лишь резными наличниками и скромным узором по фронтону или карнизу.
В рус. деревянном зодчестве широко применялась и раскраска. На с. ею украшали фронтоны, подшивку свесов крыши, мезонины, балконы, ставни наличников. В Поволжье расписывались главным образом ставни окон, фронтон и ворота. Рисунки, несложные по исполнению, выполнялись в чрезвычайно яркой гамме цветов - синий, красный, зеленый, белый и желтый. Обычно раскрашивались резные украшения, а нередко и вся постройка в целом. Это предохраняло от гниения. Раскраска архитектурных деталей никогда не нарушает конструктивной пластики сооружения, а лишь подчеркивает ее выразительность.

Источник: Археологический словарь. 1996