Режимы историчности

Найдено 1 определение
Режимы историчности
«Это понятие, на первый взгляд, кажется неудачно сформулированным, но, если вдуматься, оно очень точно выражает суть дела. Оно обозначает различные способы проводить границы и устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим, т. е. различные типы бытия во времени» (Роже Шартье). Оно возникло под влиянием трудов Райнхарта Козеллека и было введено с целью выявить многообразие типов восприятия времени и бытия во времени, свойственных разным обществам. Разные режимы историчности соответствуют свойственным различным культурам способам конструировать свои представления о времени, их особым отношениям с прошлым, настоящим и будущим. В книге «Режимы историчности. Презентизм и восприятие времени» {Hartog F. Regimes cThistoricite. Presentisme et Г experience du temps. P., 2003) французский историк Франсуа Артог разъяснил употребление этого понятия, обратив внимание на моменты, когда наступает кризис восприятия времени и связи между тремя универсальными категориями прошлого, настоящего и будущего утрачивают прежнюю очевидность; выразителями таких кризисов могут выступать, например, Улисс или Шатобриан. Сначала Франсуа Артог описывает режим историчности, свойственный Древнему миру, когда считалось, что история - это magistra vitae, наставница жизни и будущее можно понять через прошлое. Согласно долго сохранявшимся представлениям, корни которых в западном обществе уходят в древность, настоящее и будущее полны примерами из прошлого, люди в настоящем и будущем способны лишь подражать этим примерам и повторять их, обычно в испорченном виде. Но после грандиозного разрыва, произведенного Французской революцией 1789 г. и подготовленного во второй половине XVIII в., постепенно установился футуристский режим историчности, отмеченный ускорением исторического времени и неуклонной устремленностью в будущее, воспринимаемое через понятие прогресса. Так утвердился режим историчности Нового времени с присущим ему отрывом настоящего от традиции прошлого, и история осветилась новым светом обетованного будущего. Современный кризис наших горизонтов ожидания и неясность нашего будущего означают, по мнению Франсуа Артога, что общество переживает новый кризис восприятия времени и рождение нового режима историчности, который он назвал презентизмом. Самодостаточное, мощное, всепоглощающее и вездесущее настоящее само ежедневно создает такое прошлое и будущее, какое ему нужно. Новый режим историчности включает увековечение памяти о событии в само событие, как это было 11 сентября 2001 г. Два главных симптома свидетельствуют, по мнению историка, об этом всепоглощающем присутствии настоящего: повсеместное проникновение памяти, превратившейся в признак идентичности, объект исследований и форму историописания, а также одержимость сохранением наследия, преобразующая памятник в мемориал. В своем отношении к времени мы, таким образом, перешли от футуризма к презентизму - к такому настоящему, которое само является своим собственным горизонтом и открывает перед историками возможности написания истории памяти и истории современности.
• Горизонт ожидания, Новейшее время/История новейшего времени, Память, Поле опыта

Источник: Словарь историка 2011

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
808.47 кб

Современные интерпретации державности в режимах историчности

Морозов Николай Михайлович
На основе историографических источников проводится экспертиза гипотезы об архетипической природе державности, выраженной в устойчивых представлениях русских об идеализированной модели государственной власти, сформированных под вли