, Франсиско (Ribalta, Francisco) 1565, Сольсона — 1628, Валенсия. Испанский живописец. Глава валенсийской школы XVII в. Возможно, учился у Х. Наваррете в Мадриде. Между 1582 и 1599 работал в Мадриде и Эскориале. Изучал картины итальянских мастеров, главным образом венецианцев, Ф. Цуккаро, Себастьяно дель Пьомбо, Я. Бассано. Испытал влияние Караваджо. В 1599 переехал в Валенсию, где пользовался широкой известностью и находился под покровительством архиепископа и мецената Хуана де Риберы, основателя Коллегии Корпус Кристи. В 1607 возглавил в Валенсии объединение живописцев. Возможно, учитель Риберы. Творчество Рибальты развивалось от подражания эклектическому искусству школы Эскориала (первая подписанная и датированная 1582 картина Пригвождение к кресту, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) до создания индивидуальной художественной манеры, в которой он самостоятельно и впервые в испанской живописи обратился к изобразительным приемам, родственным приемам Караваджо: искусственному освещению, контрастам света и тени, подчеркнутой материальности изображения фигур и предметов в сочетании с величественной монументальной композицией. В развитии творчества мастера, долго сохранявшего черты маньеризма раннего этапа, некоторые периоды времени (1613—1615; 1616—1620), по мнению исследователей, возможно, были связаны с посещением Италии, что, однако, документально не подтверждено. Трудность в атрибуции его искусства объясняется успехами окрепшей в 1620-е деятельности мастерской и в первую очередь наличием работ талантливого и рано умершего сына Хуана, которому в настоящее время приписывают картины, ранее приписываемые кисти Франсиско Рибальты. Основные произведения Рибальты — циклы алтарных картин для церквей и монастырей Валенсии: для приходской церкви в Альгемеси (1603), где в центральной композиции Мученичество Сант Яго художник сохраняет связь с ранним этапом, копируя эскориальскую картину Х. Наваррете того же названия; для Коллегии Корпуса Кристи (1603—1609) — часть главного алтаря Тайная вечеря (1605, Валенсия, Музей изящных искусств) обнаруживает черты нового в построении пространственной композиции, объединяющей фигуры вокруг круглого стола, в сильных эффектах светотени, в насыщенном теплыми тонами колорите и выразительности характерных лиц, динамичных поз и жестов апостолов. Картины 1620 для монастыря капуцинов в Альбарайе Видение св. Франциска (Мадрид, Прадо) и Св. Франциск, обнимающий Христа (Валенсия, Музей изящных искусств) — известные произведения зрелого творчества Рибальты — полны ощущения реальности и вместе с тем аскетически-суровы, проникнуты мистическим настроением. Чудесное в потоке золотистого света явление музицирующего ангела в сумрачной келье св. Франциска, в изумлении и восторге приподнявшегося со своего убогого ложа, занимает среди испанских картин на излюбленную тему видений одно из первых мест по силе внутреннего чувства, достигающего большого напряжения. В создании картин для картезианского монастыря в Портакоэли (1627—1628, Валенсия, Музей изящных искусств), изображающих апостолов и четырех евангелистов, одинокие мощные образы которых предвосхищают образы Сурбарана и Риберы, активное участие, по-видимому, принимал Хуан Рибальта.
Лит.: Darby Delph F. Francisco Ribalta and his school. Cambridge (Mass.), 1938; Camon Anzar J. Los Ribaltas. Estudio y catalogo. Madrid, 1958; Kowal D. M. Ribalta y los Ribaltescos. La evolution del estilo barocco en Valencia. Valencia, 1985; Domenech Benito F. Los Ribalta y la pintura valenciana de su tiempo. Madrid, 1987.
Т. Каптерева