Ricci, Marco) 1676, Венеция — 1729, Венеция. Итальянский живописец. Один из крупнейших мастеров пейзажной живописи XVIII в. Риччи писал пейзажные фоны в композициях своего дяди, известного живописца Себастьяно Риччи, работал сценографом в театрах Италии, много путешествовал с С. Риччи, в 1708—1710 и 1712—1716 жил в Англии. В Риме его внимание привлекла живопись Дж. П. Паннини, в Неаполе — С. Розы, в Милане, как и С. Риччи, заинтересовало творчество А. Маньяско. Существуют упоминания современников, что Марко Риччи в картинах Маньяско монашеского цикла писал пейзажные фоны с изображением морского пространства. По-видимому, под влиянием Маньяско Риччи изменил свою гладкую манеру письма, начав работать более экспрессивным, словно эскизным, пастозным мазком, подражая мастерам Генуи, стал писать морские виды. В полотнах Пейзаж в бурю (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и Буря на море (Болонья, Нац. пинакотека), как и в работах Маньяско, сцены написаны в бравурной технике "tocco forte" ("сильного мазка"), плотными мазками переданы объемы парусных лодок, вспененные барашки волн, облака, созданные воображением художника архитектурные постройки. Возможно, Марко Риччи начал изображать руины античных памятников в пейзаже еще до Дж. П. Паннини, став первым мастером подобного каприччо. Как и С. Роза, Риччи любил писать дикую природу, соединяя в своих видах реальные наблюдения и воображаемые эффектные детали, вводя фигуры солдат и отшельников, руины построек. Каждый год он покидал Венецию в поисках подобных живописных мест. В его пейзажах природа выглядит то ирреальной, а весь вид декоративно продуманным в композиционном и живописном исполнении (Пейзаж с монахом и прачками, ок. 1720), то удивительно правдивой (Фантастическая ведута, оба — Венеция, галереи Академии). Риччи всегда интересовала передача разнообразных состояний природы — идиллического покоя, бури, выпавшего снега, раннего утра или дня, клонящегося к закату. Для овладения приемами тонального колорита Риччи начал изучать произведения голландских и фламандских мастеров. Поэтому его интерес к изображению зимних видов (Пейзаж со снегом, Венеция, частное собрание) возник у него не случайно. Чернеющие под снегом абрисы деревянного моста, тонких деревьев, лодки, фигуры всадника и лесоруба у реки выглядят необычно, напоминая виды северных мастеров, манере которых художник подражает и в колорите. Поэтическое дарование М. Риччи и его колористические достижения ярко раскрылись в одном из лучших полотен художника — Пейзаж с лошадьми, пьющими из фонтана (Венеция, галереи Академии). Огромное пространство в этом пейзаже передано от небольшого, поросшего зеленью склона. От него открывается вид на широкую долину, где трудятся на полях крестьяне. Три исполинских старых дерева на первом плане за своими густыми ветвями скрывают, подобно занавесу, перспективу долины. Отблески солнца играют в листве этих гигантских, словно скопированных с офорта Рембрандта, деревьев; мягкий свет озаряет поля и селение у горизонта. Живописный уголок ландшафта передан в угловой перспективе с тонким чувством декоративности. Средствами техники венецианской "pittura di macchia e tocco forte" (с помощью пятна и динамичного мазка) Риччи передает характер освещения; насыщенные светом мазки мягко кроют поверхность холста, и южная природа кажется напоенной солнцем в полуденные часы сиесты. Марко Риччи был разносторонне одаренным художником. Он обращался к пастели, гравюре, создавал карикатуры на своих современников. В Англии он заинтересовался, как и С. Риччи, работами английских мастеров, писавших т. н. сцены собеседования (conversation pieces), стал подражать им, изображая модели в интерьерах и в пейзаже (Репетиция оперы, частное собрание). Риччи был тонким, восприимчивым, ищущим художником, подлинным новатором в итальянской пейзажной живописи. От воображаемого каприччо он шел к тональному пейзажу, предвосхищая пленэрные поиски мастеров XIX столетия. Его живопись оказала влияние на М. Мариески, Дж. Дзаиса, Ф. Гварди. Издание серии офортов Каприччи Марко Риччи в 1743 Д. М. Фоссати (ранее — собрания А. М. Дзанети и английского консула в Венеции Дж. Смита, а ныне — Виндзор, Королевское собрание) имело большой общественный резонанс, стало источником вдохновения многих европейских мастеров.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Donzelli C. I pittori veneti del Settecento. Firenze, 1957; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Nepi Scire G., Valcanover F. Gallerie dell’Accademia di Venezia. Milano, 1985.
Е. Федотова