Ricci, Sebastiano) 1659, Беллуно — 1734, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Учился в Венеции у С. Маццони и Ф. Червелли, последователя Луки Джордано, затем в Болонье у Дж. Дж. дель Соле, подражавшего манере Веронезе. Работал в Болонье (1680—1686), Парме, Риме (1686—1695), Милане, Венеции (ок. 1700—1707, с 1717), Вене (1701—1705), Бергамо, Флоренции (1706—1717), Лондоне (1709—1716), в Нидерландах, Париже (1716). Изучал живопись болонцев, мастеров венецианского Возрождения, в Риме работы Карраччи, П. да Кортона, К. Маратти, в Милане — Маньяско. С 1718 член парижской Академии, с 1723 член Академии Климентина в Болонье. Один из наиболее ярких представителей венецианского рококо, получивших от современников имя "виртуозов" за быстроту работы и мастерство. Писал картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, много работал в монументальной живописи. Самой значительной ранней работой художника стал фресковый цикл во флорентийском палаццо Маручелли (1706—1707), исполненный для герцога Фердинанда Тосканского. В стилистике росписи плафона (Геракл на Олимпе) — большом количестве фигур, почти сплошь закрывающих пространство, их тяжеловесной пластике, застылых позах — сказались уроки болонских перспективистов XVII в. В настенных фресках художник проявляет больше фантазии, следуя венецианской традиции размещения фигур главных персонажей словно на просцениуме, приближая их к зрителю в вертикально вытянутых композициях и выделяя светом (Геракл на распутье, Геракл и Какус и др.). Яркие холодные тона росписи в потоке света кажутся исключительно интенсивными по цвету. В этих сценах проявилось умение Риччи передать ситуацию мифа в конкретной, не лишенной бытовых подробностей манере. В своих последующих работах в монументальной живописи (фреска Аллегория доблести, 1708, Венеция, церковь Сан Стае; роспись купола капеллы венецианской церкви Санта Мария дель Кармине, 1708) традиции болонской и римской барочной живописи Риччи последовательно перерабатывает в духе рококо. Во Флоренции художник познакомился с живописью Луки Джордано и работами Маньяско. Манера этих двух мастеров оказала на него значительное влияние. В сюжетах появляются близкие Маньяско темы — сцены с монахами, бродягами, солдатами в таинственном лунном освещении (Пейзаж, Удине, Гор. музей). Преодолевая приемы "tenebroso" (сильной светотеневой лепки, идущей от мастеров академического направления сер. XVII в), Риччи обращается к живописи Веронезе, становясь провозвестником т. н. неоверонезовского стиля. Алтарный образ Мадонна со святыми (1708, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) написан легким, словно плывущим мазком, в предельно светлом колорите. Яркие, разнообразные по цвету пятна одежд святых, расположившихся вокруг сидящей на возвышении Мадонны, образуют праздничную цветовую гамму. Сцена рождает чувство покоя и умиротворенности, чуждых позднебарочной алтарной живописи; картина Риччи близка произведениям венецианских художников XVI в., с их созерцательностью и поэтичностью в выражении эмоционального состояния персонажей. В 1710-е Риччи создает ряд больших полотен на мифологические темы, пытаясь воскресить в духе рококо свободно-поэтическое, идиллическое истолкование сюжета, присущее живописи Веронезе (Купание Вирсавии; Венера и сатир, оба — Будапешт, Музей изобразительных искусств; Диана и Каллисто, Венеция, галереи Академии; Венера и Адонис, Орлеан, Музей изящных искусств). Удлиненные, грациозные фигуры персонажей располагаются, как правило, в барочном волнообразном движении, восходящем к манере Джордано. Они изображены на фоне размещенных на заднем плане ренессансных построек, которые, подобно театральной декорации, создают эффект вовлечения зрителя в залитое переливами серебристого света пространство. Прием широкой сценической компоновки, характерный для Веронезе, всегда присутствует в произведениях художника, что унаследуют от Риччи его последователи. Легкие, живые, прозрачные тона палитры художника отвечают вкусам рококо. Одним из ранних примеров новой аллегории века Просвещения явилось полотно Просвещенность и Невежество (Венеция, галереи Академии), исполненное по заказу Французской академии в Риме. Риччи прославляет в нем создание института Академии как покровительницы искусства и науки. Известность пришла к художнику, как сообщает А. М. Дзанетти, после путешествия по Италии, пребывания в Вене, Англии, Франции, где он исполнил много росписей (вилла в Чизвике и дворец лорда Бурлингтона на Пикадилли в Лондоне) и алтарных образов (Вена, Карлскирхе). После возращения в 1717 из Англии и Франции художник работает в основном для венецианских церквей. В алтарных композициях Св. Петр, освобождаемый из тюрьмы (1722, Венеция, церковь Сан Стае), Св. Елена, находящая Крест (1730, Венеция, церковь Сан Рокко), Пий V и святые (1732, Венеция, церковь деи Джезуати), Торжество Евхаристии (1732, Венеция, церковь Сан Стае) сцены строятся в традиции барочных алтарных образов с диагональным расположением фигур. Чистые светлые красочные тона золотятся в потоке заполняющего пространство света. Разработанная мимика персонажей, радостная палитра художника придают сценам религиозного содержания характер то таинственной сказки-фьябы, то венецианского праздничного зрелища, превращаясь в спектакль, совмещающий историческое и современное. В поздние годы творчества колорит Риччи становится менее разнообразным, композиционное решение более логически выверенным и торжественным, но изображение не утрачивает очарования волшебной сказочности, сохраняя рокайльное серебристо-розовое сфумато и смягчающие светотеневые градации (Царь Соломон, поклоняющийся идолам, 1724, Турин, галерея Сабауда; Моисей, попирающий ногами корону фараона, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Значительной была роль Риччи в создании итальянского камерного портрета XVIII в., который получил развитие в Венето значительно раньше, чем в других областях Италии. Одним из первых Риччи стал изображать модели в античных одеяниях на фоне английских пейзажных парков (Портрет неизвестной, Англия, частное собрание), а также писать портреты в духе английских "conversation pieces" ("сцен собеседования"), изображая портретируемых в интерьере или парках (Английские кавалеры у клавесина, 1730-е, Англия, частное собрание). В его портретах нашли выражение культ чувства, естественного мира природы, палладианские увлечения и тот дух театрализации образа, который будет характеризовать европейский портрет века Просвещения (Певец Фаринелли, Лондон, Королевский музыкальный колледж). Крупнейший мастер рококо, "художник-виртуоз", Риччи одним из первых итальянских художников XVIII в. познакомил Европу с высокой живописной культурой Венето, стал провозвестником новых поисков в итальянском искусстве XVIII столетия. Его живопись оказала влияние на Я. Амигони, Дж. А. Пеллегрини, Дж. Б. Питтони, Дж. А. и Ф. Гварди, Дж. Б. Тьеполо, А. Балестру и др.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Zanetti A. M. Della pittura veneziana. Venise, 1971; Pilo G. M., Donzelli C. I pittori del Settecento veneto. Firenze, 1967; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venedig. Katalog der Ausstellung "Dal Ricci al Tiepolo". Venedig, 1967; Daniels J. Sebastiano Ricci. Catalogue raisonne. Paris, 1976; Martini E. La pittura del Settecento veneto. Venezia, 1981; Pallucchini R. La pittura nel Veneto Il Settecento. Vol. 2. Milano, 1995.
Е. Федотова
Риччи, Себастьяно
Риччи, Себастьяно
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006