растение) (Чис 33.18,19)-аналог. Алуш.
РИФМА
Рифма
РИФМА
складность, соразмерность, созвучие концов стихов или полустиший.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РИФМА
место кустарника; Чис 33:18-19) — один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его неизвестно, впрочем некоторые, как например Робинсон, думают, что означенное место в настоящее время называется: вади-Абу-Ретемат находящееся недалеко на ю. от Кадеса с кустарниками и растительностью, по близости которого на з. находится источник пресной воды. Отсюда отправлены были послы для осмотра земли Обетованной и здесь происходило известное возмущение Рафамское (Чис 13, 14); здесь скончалась Мариам и отсюда наконец Моисей посылал послов к царю Едомскому, и проч.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Рифма
В античной поэзии рифма была случайной. Ее значение возросло только в позднелат. христианской гимнографии. В Ср.-век. лат. поэзии Р. представлена в различных формах. Наиболее частый случай — конечная Р. двух или более следующих друг за другом стихов (хвостатые стихи — versus caudati), например четырех — в строфе вагантов. Леонинский стих (versus leoninus) отличается тем, что в гекзаметрич. строке цезура (как правило, нятиполовинная) рифмуется с конечной морой, причем, так же как и в хвостатых стихах, возможно следование друг за другом двух или более стихов с одинаковой Р. (смежные Р. аа, versus unisoni); варианты: опоясывающие Р. (абба, лат. versus cruciferi) и перекрестные Р. (абаб, versus collaterales). В раннем средневековье для Р. требовалось лишь приблизительное совпадение. Начиная с 1000 н. э. возобладала двусложная Р. Допускалось неточное соответствие гласных и согласных и поэтич. вольности.
Источник: Словарь античности. 1989
РИФМА
(греч. rhythmos — соразмерность) — созвучное окончание стихотворных строк, в основе которого лежит совпадение последних ударных гласных звуков. Рифма играет важную роль как в ритмической организации стиха, так и в формировании поэтических образов. До настоящего времени нет общепринятого взгляда на ее происхождение. Скорее всего, она при-шла в поэзию из фольклора и, возможно, возникла вместе с ритмом в магических, обрядовых исполнениях. Рифма, как фактор художественной структуры стиха, была открыта византийским поэтом VI в. н.э. Романом Сладкопевцем. Ему приписывают также первое использование парных строк (хайретизмов). Дальнейшее развитие рифмы было связано с поэзией вагантов и с рыцарской поэзией. Наиболее частыми у вагантов были конечные рифмы двух и более стихов («хвостатые»). В современном стихосложении в зависимости от ударения различаются следующие виды рифм: мужская (ударение на конце), женская (ударение на втором от конца слоге), дактилическая (на третьем от конца слоге), гипердактилическая (на четвертом от конца слоге). Рифмы могут быть точными и неточными.
РИФМА
греч. rhythmОs – мерность), комплекс звуков, повторяющийся в разных строках стихотворного текста в одной и той же позиции. Рифма помогает читателю ощутить интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет. Невозможно точно сказать, в какой национальной литературе возникло это явление, потому что представления о рифме исторически изменчивы. В античной литературе европейского юга будущую рифму с ее функцией отмечать границы соотносимых речевых отрезков (фраз или стихов) замещал гомеотелевтон – прием подбора слов с однозвучными окончаниями, а в раннесредневековой поэзии европейского севера – аллитерация (см. Тоника). А. С. Пушкин («О поэзии классической и романтической») указал, что рифма распространилась в европейской поэзии в результате деятельности трубадуров Прованса. Есть три гипотезы о появлении рифмы в Провансе 11 в.: согласно первой рифма была заимствована из средневековой латинской литературы, где она отчетливо проявилась в 9–10 вв.; по второй рифма заимствована у арабов Испании, т. к. в арабской поэзии рифма распространилась в 8 в.; третья – рифма заимствована из устного творчества кельтов, которые заселяли территорию Прованса в начале нашей эры; в ирландской и валлийской (т. е. кельтской) поэзии уже к 8 в. были рифмы. Можно добавить, что явление рифмы в той или иной степени известно всем народам и рифмы могли зарождаться в разных национальных культурах. После появления рифмы в европейской литературе их отсутствие в поэтическом произведении стали обозначать термином белый стих.
В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки. Достаточной рифмой считают повтор ударного гласного звука, дополненный повтором опорного согласного: она – у окна (если ударный гласный последний звук в слове, такие рифмы называют открытыми). Если в рифме совпадают не опорные гласные, а все заударные звуки (кроет – воет), она именуется бедной. Если звуковое подобие перемещается от конца слова к его началу, рифма называется богатой (умираю – краю), а если охватывает все слово, то глубокой (законом – загоним).
Существуют и другие виды рифмы. В точных рифмах все звуки после ударного гласного совпадают (болтающих – погибающих); в приблизительных отдельные звуки после ударного гласного не совпадают (ложись – жизнь); в ассонансах, начиная с ударного, совпадают только гласные (разруха – рассудка); в диссонансах совпадают все звуки, кроме ударного гласного (о стиле – на стуле); в разноударных совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них (об очках – бабочках); в неравносложных в заударной части разное количество слогов (наружно – жемчужинами); в составных звуковой комплекс умещается в одном из слов, но выходит за пределы второго, рифмующегося с ним (от года расти – бодрости); в каламбурных повтор звуков одного слова целиком охватывает несколько других слов (до ста расти – старости); в банальных рифмах используются слова, часто встречающиеся в поэзии (кровь – любовь); в экзотических используются слова, редко встречающиеся (боливар – бульвар).
В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки. Достаточной рифмой считают повтор ударного гласного звука, дополненный повтором опорного согласного: она – у окна (если ударный гласный последний звук в слове, такие рифмы называют открытыми). Если в рифме совпадают не опорные гласные, а все заударные звуки (кроет – воет), она именуется бедной. Если звуковое подобие перемещается от конца слова к его началу, рифма называется богатой (умираю – краю), а если охватывает все слово, то глубокой (законом – загоним).
Существуют и другие виды рифмы. В точных рифмах все звуки после ударного гласного совпадают (болтающих – погибающих); в приблизительных отдельные звуки после ударного гласного не совпадают (ложись – жизнь); в ассонансах, начиная с ударного, совпадают только гласные (разруха – рассудка); в диссонансах совпадают все звуки, кроме ударного гласного (о стиле – на стуле); в разноударных совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них (об очках – бабочках); в неравносложных в заударной части разное количество слогов (наружно – жемчужинами); в составных звуковой комплекс умещается в одном из слов, но выходит за пределы второго, рифмующегося с ним (от года расти – бодрости); в каламбурных повтор звуков одного слова целиком охватывает несколько других слов (до ста расти – старости); в банальных рифмах используются слова, часто встречающиеся в поэзии (кровь – любовь); в экзотических используются слова, редко встречающиеся (боливар – бульвар).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006