Richter, Gerhard) Род. 1932, Дрезден. Немецкий художник. Учился в Высшей школе изобразительного искусства в Дрездене (1951—1956). В 1961—1964 Рихтер продолжил учебу в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе, где вслед за многочисленными художественно-политическими выступлениями Й. Бойса провозгласил рождение нового направления в искусстве под названием "капиталистический реализм". В 1963 Рихтер вместе с З. Польке провел акцию в Мебельном центре Дюссельдорфа, назвав его комплексным произведением искусства, включавшим людей и предметы интерьера, в том числе телевизор, трактованный как подобие домашнего алтаря. Свои действия художники интерпретировали крайне гротескно — как саркастическую пародию на поп-арт. Другим примером "капреалистического" творчества стала эпатирующая акция Рихтера и Г. Юккера в Кунстхале Баден-Бадена, где художники публично провели ночь на одной кровати и наименовали себя "музейными экспонатами" (1968). Вместо своих работ Рихтер показывал на выставке также и обычные зеркала (2 зеркала, 1981, Дюссельдорф, галерея К. Фишера). С сер. 1960-х Рихтер уподоблял свои картины любительским фотоснимкам и представлял некий мифический образ мира в черно-белом цвете, из-за чего вскоре прослыл как "живописец серого" (Любовники в лесу, 1966; Серое, 1976, обе — собрание Бекманн). Его произведения отличались нарочито спокойным построением композиции и сгармонизированным колоритом. Нередко композиции художника напоминали изображение с пленки-негатива (Давос, 1981, Эссен, частное собрание). Рихтер принципиально выступил против фотореализма 1960—1970-х: обратившись не к профессиональному, а именно к любительскому фотоснимку как источнику рождения своей живописи, он подчеркнул приоритет личного, субъективного начала в творчестве. Его работы вызывали ощущение "недосказанности", порой даже создавали атмосферу мистики и таинственности. С кон. 1970-х Рихтер стал воспроизводить на полотне визуальные эффекты фотоснимков в цвете (Луг, 1983, Мюнхен, собрание Баварского объединенного банка). В дополнение к своим фигуративным работам 1970-х он также создавал беспредметные композиции в духе абстрактного экспрессинизма, восхищавшие полихромией многочисленных красочных полос в их вещественности и реальности (Абстрактная картина, 1984, Швейцария, частное собрание). Ему нравилось одновременное действие различных красок, словно он демонстрировал сам процесс рождения живописи. В 1980—1990-е Рихтер динамично накладывал яркие пастозные полосы краски на монохромное фигуративное изображение, выполненное рукотворным способом либо механическими средствами фотографии (Венеция, 1986, собрание Ф. Бурды). Такие произведения выглядели как "картина в картине". Утверждая идею субъективно обусловленного многостилья, творчество Рихтера оказалось связанным с неоэкспрессионистской традицией в немецкой живописи XX в.
Лит.: Левин К. Вера опасна // Искусство. 1993. № 3. С. 21—22; Нобис Б. Ландшафты Герхарда Рихтера в ганноверском "Шпренгель-музеуме" // Kulturchronik. 1999. № 1. С. 8—9; Polen A. Gerchard Richter: "Zwei gelbe Striche" // Kunstforum International. 1980. Bd. 40. S. 160—161; Harten J. G. Richters Bilder 1962—1986. Koln, 1986.
Е. Орлова