РИЛЬКЕ

Найдено 1 определение
РИЛЬКЕ
Rilke) Райнер Мария (1875, Прага – 1926, санаторий Валь-Мон, Швейцария), австрийский поэт. Сын чиновника, учился в ун-тах Праги и Мюнхена. Вместе с писательницей Лу Андреас-Саломе в 1899 и 1900 гг. предпринял две глубоко впечатливших его поездки по России, встречался с Л. Н. Толстым, поэтом-крестьянином С. Д. Дрожжиным. В дальнейшем Рильке занимался русской культурой, изучил русский язык и писал по-русски выразительные, хотя грамматически не безупречные стихи:
Родился бы я простым мужиком,
То жил бы с большим просторным лицом:
В моих чертах не доносил бы я,
Что думать трудно и чего нельзя
Сказать…
(«Лицо»)
Представление о России как о богоизбранной стране отразилось в сборнике «Часослов» (1906). В третьей части «Часослова» отражены и первые парижские впечатления: в 1905–06 гг. Рильке был секретарем скульптора О. Родена в Париже. Позднее Рильке много писал и по-французски.
Цикл «Новые стихотворения» (2 ч., 1907, 1908) отражает новый подход Рильке к лирике: внимание привлекает объективный мир, отражающийся в «стихотворениях-предметах»: «Портал», «Собор», «Душа розы». Роман «Заметки Мальте Лауридса Бригге» (1910), написанный в остросовременной манере и во многом автобиографичный, отмечает начало творческого кризиса, который Рильке преодолел после 1-й мировой войны. Лирические сборники «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею» (оба – 1923) представляют по сути целостные произведения. Трагическая картина мира «Дуинских элегий» не беспросветна. В «Сонетах к Орфею» ее сменяет торжественное прославление творчества.
С 1919 г. Рильке жил в Швейцарии, следил за русской литературой, активно переписывался с М. И. Цветаевой и Б. Л. Пастернаком.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образ героя романа Р. М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» и живопись импрессионизма

Шумакова М. В.
Статья посвящена особенностям образа героя единственного романа Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге», появление которого открыло новые возможности словесного искусства в эпоху модерна.
Читать PDF
0.00 байт

Кеннет С. Кэлхун глаз пантеры: Рильке и машина кино

Calhoon K.S. The eye of the panther: Rilke and the machine of cinema// Contemporary lit. Eugene, 2000. Vol. 52. N 2. P. 143-156. Автор реферата Т.А. Фетисова
Читать PDF
0.00 байт

Плод и зеркало: о пересечении двух образов в лирике Р. М. Рильке и Б. Пастернака

Малеваная-митарджян Д. А.
Взаимосвязанные образы плода и зеркала в поэзии Р. М. Рильке и Б. Пастернака рассмотрены в контексте художественного мировоззрения писателей.
Читать PDF
0.00 байт

О форме «Записок Мальте Лауридса Бригге» Райнера Марии Рильке

Шумакова М. В.
Статья посвящена особенностям художественной формы романа Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» одного из первых произведений модернистской литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Метафорическая объективация концепта ночь в поэзии Р.М. Рильке

Ерофеева Л. А.
В статье рассматриваются метафорические репрезентации темпорального концепта «Nacht» («ночь») в индивидуально-авторской картине мира австрийского поэта Р.М. Рильке.
Читать PDF
0.00 байт

Традиция романтической мифологизации в «Новых стихотворениях» Р. М. Рильке

Лилеев Ю. С.
Рассматривается специфика «Новых стихотворений» Р. М. Рильке в контексте мифологических построений немецкого романтизма. Выдвигается положение о том, что мифологизация есть выражение сакрального в поэтическом слове.
Читать PDF
0.00 байт

О собирательности слова у Рильке

Павлова Нина Сергеевна
В статье рассматриваются слова, часто встречающиеся в стихотворениях Райнера Марии Рильке, роль повторов и амбивалентности слов.
Читать PDF
0.00 байт

Орфический дискурс Р. М. Рильке и русских символистов: контактные и типологические связи

Белова Д. Н.
Рассматривается вопрос изучения контактных и типологических связей австрийского поэта Р. М. Рильке ирусских символистов, которые наиболее ярко проявились в орфическом дискурсе.
Читать PDF
0.00 байт

Концепции времени в поздних поэтических циклах Р. М. Рильке и Б. Пастернака: возвращение к мифологич

Малеваная-митарджян Дарья Александровна
Представлены основные результаты анализа концепций времени в лирических циклах / книгах Р. М. Рильке и Б. Пастернака. Показана изоморфность путей эволюции представлений о времени в позднем поэтическом творчестве поэтов.
Читать PDF
0.00 байт

Прага как композиционный центр сборника Р. М. Рильке «Жертвы ларам»

Разумовская Е. А.
Статья посвящена анализу образа города в «пражском» сборнике выдающегося немецкоязычного поэта Р.М. Рильке «Жертвы ларам». Разбор отдельных приемов создания образа (циклизация, обращение к римской мифологии, персонификация и пр.
Читать PDF
0.00 байт

История переводческой рецепции «Дуинских элегий» Р. М. Рильке в странах английского языка

Ершова Екатерина Александровна
Поэзия и проза Р. М. Рильке переводились и переводится на многие языки мира.
Читать PDF
0.00 байт

Образная характеристика адресатов в письмах М. Цветаевой к Б. Пастернаку и Р. М. Рильке как отражени

Щитова Н. В.
Статья посвящена выявлению изобразительно-выразительных средств создания образа адресата в письмах М. Цветаевой. На основе анализа писем к Б. Пастернаку и Р. Рильке доказывается жанровая специфика текстов М.
Читать PDF
0.00 байт

Семантические константы «Сон» и «Творчество» в лирике P. M. рильке

Белова Дарья Николаевна
Рассматриваются семантические константы «сон» и «творчество», которые лежат в основе сквозных мотивов лирики P.M. Рильке, пробуждения и преодоления.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Орфея в переписке М. И. Цветаевой и Р. М. Рильке

Пахомова Ия Васильевна
В статье представлена история эпистолярного «романа» русской поэтессы М.И. Цветаевой и австрийского поэта Р. М.
Читать PDF
0.00 байт

Размышления о любви в лирико-исповедальном эссе Р. М. Рильке «Завещание»

Пахомова Ия Васильевна
Рассматривается осмысление темы любви в лирико-исповедальном эссе «Завещание» австрийского поэта Р.М. Рильке. Он вспоминает Россию, утверждая, что именно она научила его любви к миру.

Похожие термины:

  • Райнер Мария Рильке

    (1875-1926), австрийский поэт и писатель. Один из самых выдающихся немецкоязычных поэтов XX в. После неудачной учебы в военном училище, куда его послали родители, он предпочел вообще не получать формальн