РИМСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА
совокупность достижений в материальной и духовной сферах жизни Римской республики и римской империи с V в. до н.э. по V в. н.э. Ее возникновение относится к 753 г. до н.э., когда древ-нейшие поселения латинян и сабинов на холмах Палатин, Эсквилин, Квиринал и Виминал слились в единый город, которым управляли высшие должностные лица — рексы и басилеи — совет старейшин. В начальный период римской истории и культуры — эпоху правления семи легендарных и исторических царей, пять из которых этрусского происхождения, произошел переход от первобытно-общинного к раннеклассовому обществу. Он совершался в условиях ожесточенной борьбы против горных италийских племен и этрусских торговоремесленных полисов. Вот почему в отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и рас-цвета римской культуры. К своим богам, которых они переманивали у враждебных народов с помощью определенной формулы и учреждали им культ (боги италийских и этрусских племен, позднее — древних греков), римляне относились уважительно: их боялись, им приносили жертвы. Но главным для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности. Древний Рим не знал материнского начала: женщины были похищены в ходе войны, и легендарных основателей Рима, сыновей Марса Ромула и Рема, воспи-тала капитолийская волчица. Ромул стал основателем политических установлений Рима. С ранних лет рим-скому гражданину внушались идеи конкора — согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемые в ходе развития римского права и его покровительницы — богини Юстиции, верности неписаным законам, обыча-ям предков, доблести, способности совершать героические поступки. Реальные исторические деятели Древнего Рима стали образцами для подражания: Юний Брут, юноши-близнецы Горации, Муций Сцевола, Курций и др. В этот период наибольшее государственное и культовое значение приобрел Капитолийский холм: на нем, по преданию, находился дом Ромула, храм Юпитера и Юноны, Кастора и Поллукса, видимо, построенные этрусками, храм-арка двуликого Януса. Одним из древ-нейших скульптурных памятников была прямоугольная стела над могилой Ромула. На ней в VI в. до н.э. была высечена латинская надпись. Этрусским царям Тарквинию Древнему и Сервилию Туллию приписывается сооружение цилиндрического свода Большой клоаки, водоотводного канала, и городской стены. Древняя римская литература представлена произведениями устного народного творчества: трудовыми песнями, заклинания-ми, гимнами богам, фесценнинами — песнями пародийного характера, зачатками народной драмы (сценкисатуры, ателланы — фарсы из города Ателлы). Римское жречество заимствовало у этрусков форму составления жреческих книг, куда заносились важные события и пророчества.
Второй период римской истории и культуры начался с 510 г. до н.э., когда после изгнания Тарквиния Гордого Рим стал республикой, которой управляли сенат в количестве 300 человек и народные собрания (комиции) во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на один год. Римским гражданам внушалась мысль о том, что они и их государство превосходят все остальные народы, и весь мир должен быть преобразован по римскому образцу. Все зрелищные формы и виды художественной культуры были использованы как средства политического и идеологического воздействия: пышные церемониальные шествия, учрежденные в честь многочисленных побед над этрусками, италийскими племенами (середина III в. до н.э.) и над Карфагеном (264–241, 219–202), празднества по греческому образцу — триумфы и овации, военные парады, литература и ораторское искусство, архитектура и скульптура. Каждое празднество сопровождалось сенатскими речами, застольными песнями и театральными представлениями. Консул Аппий Клавдий Слепой первым записал свою речь в начале III в. до н.э. и под своим именем составил первый сборник сентенций, написанных сатурнийскими стихами.
К литературным и сценическим занятиям Древний Рим относился пренебрежительно, все поэты и драматурги республиканского периода происходили из средних и низших слоев общества. Представители высших сословий занимались ораторским искусством. Римский театр не стал частью внутреннего мира, как у древних греков. Первые театральные спектакли по гре-ческому образцу были поставлены в Риме в 240 г. до н.э. греком из Тарента Ливием Андроником. Г. Невий стал создателем национальной эпопеи «Пунийская война», и ряда комедий аристофановского типа. Выдающийся римский комедиограф Тит Макций Плавт, взяв за основу новоаттическую комедию Менандра, преобразовал ателлану и создал древнеримскую «коме-дию плаща» — паллиту (лат.palliata — одетый в плащ), насыщенную музыкой, пением, танцами, сочным гру-боватым комизмом.
С покорением Западного Средиземноморья и начавшимся завоеванием Восточного средиземноморья (первая половина II в. до н.э.) усилились связи с Грецией. В римской культуре утверждается новый тип гражданина-ученого, непринужденного и остроумного собеседника, развиваются риторика и история. Крупнейшим философом, оратором, политическим деятелем и писателем этого периода был Цицерон. Авторами исторических трудов были представители сенатской знати, стремившиеся восславить деяния римлян. Первым крупным рим-ским прозаиком был Катон Старший, автор семи книг «Происхождение».
Поэзия периода гражданских войн, кризиса и гибели республики была проникнута духом удаления от общества. Поэты-«неотерики» («новейшие поэты») искали об-разец в эллинистической литературе, обратились к эпиграммам, элегиям, дидактическим поэмам. Их произведения отличались ученостью содержания и тщательной отделкой формы. Крупнейшими из «неотериков» были Лукреций (поэма «О природе вещей») и Катулл, воспевший любовь и дружбу как антипод общественной жизни. Архитектуре республиканского периода характерно органическое соединение италийского, этрусского и греческого зодчества: свойственное этрусским религиозным представлениям соответствие двух главных улиц направлениям на стороны света, заимствованные из Греции и эллинистического Востока амфитеатры, арки, купола, своды, термы, колонны сочетались со специ-фическими римскими постройками — виллами и трехнефными базиликами, которые использовались как торговые или судебные залы (Порциева базилика, Эмилиева базилика, базилика Семпрония и др.). В рес-публиканский период ведется интенсивное строительство на Римском форуме: храм Сатурна, храм Конкор-дии в честь окончания внутриполитических распрей и др. При Юлии Цезаре началось строительство форума, носившего его имя и завершенного в период принцип ата.
В 27 г. до н.э., после ста лет гражданских войн, вну-чатый племянник и приемный сын Юлия Цезаря Гай Октавий, получивший титул Августа, утвердил империю. Его правление называли принципатом, а самого Августа — принцепсом, т.е. первым человеком в рес-публике. Авторитет принцепса держался на общественном мнении, организации которого Август уделял большое внимание. Римские зодчие обратились к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой выражали идеи могущества государства и императорской власти: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, предназначенные для боев гладиаторов, травли диких зверей и других массовых зрелищ и др. В ансамбль форума входили мемориальные колонны и памятники, прославлявшие деяния императора, храмы, библиотеки, базилики, площади для массовых собраний. В эпоху принципата было завершено строительство форума Юлия Цезаря, Юлиевой базилики с храмом Венеры Родительницы и начато сооружение форума Августа с храмом Марса Мстителя, святилища Аполлона в Палатинском дворце и «алтаря мира» с многочисленными рельефами на Марсовом поле. В этот период создаются героизированные статуи Августа Октавиана в виде республиканского полководца или в позе Юпитера со статуей Виктории в одной руке и жезлом в другой. Важнейшие темы и идеи эпохи нашли воплощение в литературном эпосе Вергилия «Энеида», в котором поэт проводит параллель Юпитера с Августом, знаменующую победу порядка над бес-порядком. В одах и эподах Горация прославление Ав-густа сочетается с почтением к «надломленной доблести» павшей республики и ее поборника Катона. Впервые в истории мировой литературы Гораций об-ратился к теме поэзии-памятника в оде «К Мельпо-мене». Назначение каждого человека он видел в том, чтобы быть полезным обществу, а задачу поэта — в том, чтобы знать жизнь, владеть философией и трудиться над словом («Послание Пизонам»). Их современник Назон Публий Овидий раскрыл мир частной жизни во всех его проявлениях, главным из которых была любовь («Героини», «Искусство любви» и др.). В мифологической поэме эпического характера «Метаморфозы» главным мотивом является мотив превращения, вечного обновления мира, в котором «разнообразится все», «изменяется всегда, постоянно». Вольноотпущенник Августа, грек из Македонии Федр ввел в римскую литературу басню, осуждавшую пороки сильных мира сего. Ведущим прозаиком эпохи принцип ата был историк Тит Ливий, автор «Истории Рима от основания города» до 9 г. н.э., в которой материал излагается по годам.
В эпоху империи при преемниках Августа Тиберии, Калигуле, Клавдии, Нероне, Веспасиане и др. усиливается тенденция к демонстрации мощи Римской империи, создаются грандиозные архитектурные ансамбли, на площадях и форумах возводятся статуи, арки, мону-ментальные колонны. Одним из самых посещаемых мест в Риме, начиная с позднереспубликанского периода, были термы. Наиболее замечательными сооружениями являлись дом Нерона, занимавший склоны трех из семи римских холмов, дворец Флавиев на Палатине и Колизей — самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира, аркадные этажи которого были укра-шены тремя типами ордеров: тосканским, ионическим и коринфским. В этом сооружении использовалась новая архитектурная разновидность — крестовый свод. Во времена Траяна и его преемника Адриана (
II в. н.э.) греческим архитектором Аполлодором был посторен самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Ри-ма — форум Траяна со сквозными колоннадами и дву-мя полукружиями — «лавками», обращенными в сторо-ну главной площади. В центре небольшого перистильного двора возвышалась 38-метровая колонна Траяна. Во всех остальных форумах был только один двор. Аполлодором был заново возведен грандиозный римский купольный «храм всех богов» - Пантеон (построен при Флавиях в 80 г. н.э.). По проектам Адри-ана был сооружен один из крупнейших храмов в Ри-ме — храм Венеры и Ромы (48х105 м) с типично рим-ской системой перекрытий (целлы и пронаосы завершаются сводами) и архитектурный ансамбль Ад-рианополь (город Адриана) в Афинах. Во II в. был разработан также новый тип жилых домов — инсулы — состоявших из одинаковых помещений упро-щенной планировки с длинными коридорами.
Высшим достижением римского художественного гения является скульптурный портрет, ведущий свое начало от восковых масок умерших. Его развитие было  связано с изменениями в жизни общества и в миро-ощущении древних римлян. Скульптурные портреты республиканского периода отличаются суровым реа-лизмом, не стесняющимся грубости и некрасивости (портреты Цицерона, Помпея, Ю. Цезаря). На смену им приходят идеализированные парадные портреты эпохи Августа и его ближайших преемников. Беспристрастность, натуралистичность и даже своеобразная беспощадность отличают портреты-бюсты императоров Калигулы, Нерона, Вителлия. В эпоху Траяна возрождается стиль республиканских портретов и в одухо-творенности образов, и в технических приемах. При Адриане усиливается подражание лучшим образцам классического греческого искусства
V–IV вв. до н.э. (бюсты, статуи Адриана и его любимца Антиноя). Портретное искусство III в. н.э. отличает интерес к личности человека, к раскрытию важных черт его характера. Меняется и техника изображения: глубокие линии, грубые насечки коротко остриженных волос и бороды, создающие игру света и тени, асимметрия (портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина, Бальбина и др.). В поздних скульптурных портретах римских императоров лица ожесточаются, намеренно огрубля-ются, расширяются глаза, цепенеет взгляд (портреты Константина, Максимина Дазы и др.)
В живописи Римской империи один декоративный стиль сменял другой. Первоначально расписывались все архитектурные детали стены: пилястры, карнизы, цоколь. Затем стали использоваться перспективные принципы. На фоне величественных пейзажей развер-тывались большие многофигурные композиции на сюжеты древнегреческой мифологии (вилла Мистерий и вилла Фания Синистра близ Помпей, вторая пол. I в. до н.э.). Живопись времени Августа Октавиана отмечена памятниками разных направлений: пейзажи оформлялись в виде фриза или отдельной картины (росписи виллы Ливии близ Прима Порта), создающих иллю-зию увеличения пространства. Появляются и первые римские живописные портреты, созданные греческими художниками (Майя, Саполис, Дионисад). Их отличительной особенностью является использование формы тондо — круга. Стиль середины
I в. н.э. отличается особой пышностью и замысловатостью (росписи в Золотом доме Нерона, выполненные римским живопис-цем Фабулом), своеобразная картинная галерея на стенах дома Веттиев в Помпеях, картины, помещенные на стенах домов Помпей и Геракуланума). Эти росписи напоминают пышные театральные декорации. Живо-пись II в. — это преимущественно росписи гробниц, фрески жилых домов и нимфейонов (бассейнов в Ри-ме), отличающиеся строгостью и бесстрастностью об-разов, статичностью фигур. В III в. н.э. появляются первые христианские росписи в римских катакомбах.
Отличительной особенностью литературы периода Империи является сближение прозы с ритмической поэзией, господство риторического стиля, обращение к жанрам поэмы, романа, сатиры, эпиграммы, трагедии с мифологическими сюжетами. Время процветания империи, рост провинций, процесс обнищания образованных людей нашел отражение в романе Петрония «Сатирикон». Новые черты — риторические отступления, описания, многочисленные вставные новеллы — свойственны роману Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (II в.). В трагедиях Сенеки («Медея», «Федра», «Тро-янки», «Агамемнон» и др.), оказавших влияние на разви-тие европейской драмы, действие заменяется рассуждениями героев или наставлениями хора в соединении со сценами колдовства, появления призраков («Октавия»). Марциал прославился как автор эпиграмм, раскрывавших нищенское существование клиентов — бедных людей, критиковавших врачей-шарлатанов, светских ще-голей, развращенных богачей. Такой же обличительный характер имели сатиры Ювенала. Яркая картина крова-вой истории императорского Рима воссоздана в трудах Тацита «История» (от смерти Нерона до убийства Доми-циана) и «Анналы», посвященные правлению Юлиев-Клавдиев. Особняком стоит книга Тацита «Германия», подробно описывающая быт и нравы германских племен I в. н.э. В I в. н.э. в недрах Римской империи зародилось и окрепло христианство, провозглашавшее свободу вы-бора между добром и злом, равенство всех людей перед лицом единого Бога, обещавшее вечное блаженство в загробном мире. Миланским эдиктом 313 г. христианство было признано официальной религией наряду с язычеством. Начало монументальной христианской церковной архитектуры было положено императором Константином I. При нем была возведена Латеранская церковь. Самым выдающимся памятником раннехристианской литературы является сборник «Новый завет», в котором сформулированы основные положения христианства, разрабатываемые во II–IV вв. и окончательно утвержденные в V в. Идеи христианства оказались созвучными новой эпохе — феодализму. В условиях тяжелых внутренних и внешних потрясений, под натиском варварских племен Рим пал в 476 г. н.э. Но древнеримская культура, ее идеи и образы, ее язык, ставший официальным языком средневекового законодательства, школы, церкви, философии, историогра-фии и литературы, продолжали оставаться источником и вдохновителем новых школ и направлений наряду с древнегреческой культурой.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012