РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
(1844-1908) - российский деятель культуры, композитор, дирижер, общественный деятель. По окончании Морского корпуса (1862) участвовал в экспедиции вокруг Европы, Северной и Южной Америки. Ранее (1861) стал членом творческого содружества «Могучая кучка». С 1871 г. — профессор Петербургской консерватории (воспитал более 200 учеников). В 1873—1884 гг. — инспектор духовых оркестров военно-морского ведомства, в 1874—1881 гг. — директор Бесплатной музыкальной школы, помощник управляющего Придворной певческой капеллой. Многие годы выступал в качестве дирижера оперных спектаклей и симфонических концертов. В своем творчестве продолжал классические традиции, заложенные М. И. Глинкой, особенно интересовался русским фольклором и красотой народных обрядов, что отразилось во всех его произведениях. Автор 15 опер (в том числе: «Псковитянка», 1872; «Майская ночь», 1878; «Снегурочка», 1881; «Садко», 1896; «Царская невеста», 1898; «Сказка о царе Салтане», 1900;«Кащей бессмертный», 1901; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904; «Золотой петушок», 1907), симфоний и сюит («Шахерезада», 1888 и др.), более 20 романсов. Составил сборник «100 русских народных песен» (1876). Завершил и отредактировал оперы: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина. Написал учебники гармонии и оркестровки. Оставил автобиографическую «Летопись моей музыкальной жизни» (опубл. 1909).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
6.03.1844 - 7.06.1908), русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Во время учебы в петербургском Морском корпусе занимался музыкой под руководством Ф.А. Канилле. С 1861 Римский-Корсаков - член балакиревской группы "Могучая кучка", с 1871 - профессор Петербургской консерватории, в 1883-94 - управляющий Придворной певческой капеллой.
Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в гармонии. Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них: "Псковитянка" (1872) - первая его опера, имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, "Майская ночь" (1879) и "Ночь перед Рождеством" (1895) - по одноименным произведениям Н.В. Гоголя, опера-сказка "Снегурочка" (1896, по пьесе А.Н. Островского), опера-былина "Садко" (1896), опера-балет "Млада" (1892), оперы "Царская невеста" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Кащей Бессмертный" (1902), опера-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие - "Золотой петушок" (1907). Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения ("Испанское каприччио", "Шехеразада"), сочинения для оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского. Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М.А. Балакиреву . Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" - симфоническая музыкальная картина, и "Сербская фантазия"; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 году - "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина , поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году - в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", "Испанское каприччио", "Воскресная увертюра". Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь" Бородина и в оркестровке "Каменного гостя" Даргомыжского . Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Новые его произведения оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди", по Пушкину (1900); "Сервилия", по Мею (1902); "Кощей Бессмертный" (1902) - осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (в настоящее время директор Петербургской консерватории), Лядов , Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А.К. Глазунов . Н. С.

Источник: Биографический словарь. 2008

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
(18 III 1844, Тихвин - 21 VI 1908, Любенск под Петербургом, ныне Псковская обл.)
Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко» и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка»). Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.
Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского- Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882). Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение. Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями: «Сказка» (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). В то же время Римекий-Кореаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.
К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу» (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством» (1895), «Садко» (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста» (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1901), «Пан воевода» (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) и «Золотой петушок» (1907).
На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне. Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка, Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста, Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар, Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).
Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный» (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.
Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет -русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар, Шехеразада, Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко, Шехеразада, Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги. /Е. Гордеева/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич


Римский-Корсаков Николай Андреевич (1893)


Римский-Корсаков Николай Андреевич (1898)


— известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 г. — "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь", Бородина, и в оркестровке "Каменного гостя", Даргомыжского. Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.


Н. С.


{Брокгауз}





Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье)


— Новые его произведения: оперы — "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" по Пушкину (1900); "Сервилия" по Мею (1902); "Кощей бессмертный" (1902) — осенняя сказочка; "Пан воевода" в 4 действиях; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".


{Брокгауз}





Римский-Корсаков, Николай Андреевич


— наиболее выдающийся из живых русских композиторов, род. 6 марта 1844 в г. Тихвине Новгород. губ. в помещичьей семье. В этом захолустном уголке, похожем на деревню, Р. К. прожил до 12 лет и, таким образом, имел возможность с детства наблюдать народную жизнь со всеми ее обрядами, песнями и т. п. Все это впоследствии несомненно отразилось на его творчестве. Мальчика стали обучать игре на фп. в 6—7 лет, а к девятилетнему возрасту относятся уже первые его попытки к сочинению. В 1856 Р.-К. отдали в СПб. Морское училище, курс которого он окончил 1862. Будучи в училище Р.-К. также занимался музыкой, сперва у виолончелиста Улиха, затем у хорошего пианиста Фед. Андр. Канилле. Под руководств. последнего производились также и относящиеся к тому времени юношеские композиторские опыты Р.-К. Знакомство (также через Канилле) с Балакиревым (1861) и его кружком (Кюи, Мусоргский, позднее Бородин) имело весьма важное значение для Р.-К., ибо склонило последнего к более серьезным музык. занятиям и определило его дальнейшую деятельность. Еще до своего отъезда в продолжительное заграничное плавание (1862—65), во время которого Р.-К. был произведен в офицеры (1864), он успел пользоваться советами Балакирева; во время плавания он кончил симфонию op. 1, начатую еще в СПб. По возвращении Р.-К. в СПб. эта первая русская симфония была исполнена Балакиревым с крупным успехом в концерте Бесплатной музык. школы (1865). Тогда же Р.-К. поселился в СПб., занимаясь сочинением и работая над музыкальным самообразованием, чему значительно способствовала близость с балакиревским кружком. Морскую службу Р.-К. оставил только в 1873, но в том же году был назначен инспектором военных оркестров флота, в каковой должности оставался до ее упразднения (1884). В 1871 Р.-К. приглашен был при директоре Азанчевском в качестве профессора инструментовки и композиции в СПб. консерваторию; место это он с честью занимает и поныне, отказавшись от предложенных ему в разное время должностей директора консерваторий в Москве и СПб. Из многочисленных учеников Р.К. выдаются: Аренский, Глазунов (частный ученик), Лядов, Ипполитов-Иванов, Сакетти, Гречанинов, Бернгард, Витоль, Лисенко, Черепнин и др. В то же время Р.-К. в 1883—94 состоял (при Балакиреве) помощником управляющего придворной певческой капеллой (его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы Капеллы) и 1874—81 директором Бесплатной Музыкальной школы и дирижером ее концертов (см. Балакирев). Кроме того, Р.-К. выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, "Concerts populaires", посвященный русским авторам), Одессе (1894, концерты И. Р. М. О.); 1886—90 он управлял "Русскими Симфоническими концертами" в СПб. (1898 в Москве). После симфонии и ряда романсов Р.-К. написал фантазию для оркестра "Садко" — первую русскую симфоническую поэму, за которой последовали две других симфонии, опера "Псковитянка" (1873) и другие сочинения, скоро выдвинувшие Р.-К. на одно из первых мест в русском музык. мире. Тем не менее, сознавая некоторый недостаток систематичности в своей композиторской подготовке, Р.-К. в первой половине 70-х годов подвергнул себя строгому и продолжительному искусу самообразовательной технической работы (особенно в области контрапункта и фуги). Сделавшись "мастером", Р.-К. впоследствии исправил и переделал почти все крупные сочинения предшествовавшего периода (см. ниже). В своих симфонических сочинениях Р.-К., не теряя самостоятельности, примыкает к Берлиозу Листу; таланту его более родственны свободные формы программной музыки, чем классические симфонические формы. Превосходно владеет Р.-К. красочной, изобразительной стороной музыки; в области оркестра он может считаться наиболее совершенным представителем той индивидуально-тонкой, монографической школы оркестровки, родоначальником которой является у нас Глинка. Гармонии его отличаются необыкновенной оригинальностью и свежестью, идут ли они в сторону сложных хроматико-энгармонических образований, или не выходят за пределы простых трезвучий и старинных ладов. Менее ярко оригинальное мелодическое дарование Р.-К., что, впрочем, вполне искупается тем неподражаемым мастерством, с которым композитор умеет пользоваться народными мелодиями и, творчески перерабатывая их, подымать музыкальную этнографию до художественной высоты. Последнее особенно ценно, если принять во внимание, что почти все оперы Р.-К. написаны на русские сюжеты. Вообще в области русской музыки, да пожалуй и восточной, Р.-К. сильнее всего; простота, легкость и ясность творчества являются, впрочем, постоянными чертами его творчества — особенно в последнее время. Большая часть опер Р.-К. написана в последние годы (для Московской Частной оперы); для многих либретто составлено самим композитором. Оперы Р.-К. отличаются крайним разнообразием стилей: тут и дитя Новой русской школы "Псковитянка", где при господстве речитатива, немалую роль играют и более широкие, законченные формы; и "Садко", где последние царят и даже речитативы получают симметричное и мелодиеобразное строение; и "Царская невеста", написанная совсем в старинных оперных формах; и "Моцарт и Сальери" — сплошь речитативная, в духе "Каменного гостя", опера; и "Салтан", почти весь построенный на небольших ариозо; и "Кощей бессмертный", крайне оригинальное и не лишенное декадентских черт произведение, представляющее собою новую ступень в развитии вагнеровской системы лейтмотивов. Системой этой Р.-К. вообще пользуется в большинстве своих опер, не доводя ее, однако, до таких крайностей, но и не давая ей такого широкого полифонического развития, как Вагнер; последнему Р.-К. — как, впрочем, и почти все современные композиторы — немало обязан и в области оркестра и гармонии. Наиболее популярны из опер Р.-К. "Снегурочка" и особенно "Садко". Одним из отличительных свойств Р.-К. является его склонность и способность к искренней и светлой радости в музыке; в связи с этим находится и та любовь, с которою Р.-К. так или иначе воспевает в большинстве своих опер светлый культ солнца, игравший такую важную роль в славянской мифологии. Вообще, фантастический и бытовой элементы наиболее ярко выражены в операх Р.-К.; он в своей музыке охотнее всего живописует, рассказывает, и меньше всего (в противоположность, например, Чайковскому) говорит о себе. Вообще, почти во всем противоположный Чайковскому (см.), Р.-К. в то же время делит с ним гегемонию во влиянии на все современное русское музык. творчество. В то же время Р.-К. представляет собою редкий в России пример человека, сумевшего сочетать необыкновенную композиторскую плодовитость с разносторонней иною музык. деятельностью (см. выше).



Сочинения Р.-К.: А. Оперы: "Псковитянка", 3 действ., 6 карт.; по драме Мея (1870—72; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1 января 1873; передел. 1894); "Майская ночь", 3 д., по Гоголю 1878—79, 1-е предст. СПб. Мариинский театр, 1880); "Снегурочка" весенняя сказка в 4 д. с прологом, по Островскому (1880—81; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр. 1882); "Млада" волшебная опера-балет; 4 д., текст по Гедеонову (директор Имп. театров А. М. Гедеонов заказал 1872 написать 4 акта "Млады" Бородину, Мусоргскому, Кюи и Р.-К., каждому по акту; Млада" была тогда же написана, но не поставлена; музыка ее отчасти вышла в фантастические сцены "Майской ночи"; в 1889—90 Р.-К. написал "Младу" почти заново; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1893); "Ночь перед Рождеством" быль-колядка в 4 д. и 9 карт., по Гоголю (1894; 1-ое предст. СПб. Мариинский театр, 1895; Москва, Большой театр, 1898); "Садко" опера-былина в 7 карт. (1895—96; Моск. Частная опера, 1897; СПб., 1901; музык. материал оперы отчасти заимствован из оркестровой фантазии "Садко", 1867); "Моцарт и Сальери", драматич. сцены Пушкина, музыка Р.-К., в 2 картинах (op. 48, 1898; Моск. Частная опера 1898); "Боярыня Вера-Шелога" музыкально-драматический пролог к "Псковитянке", в 1 д., по Мею (op. 54, 1877—98; 1898 Моск. Частная опера; исполняется с "Псковитянкой"); "Царская невеста", 3 д. и 4 карт., по Мею (1898; 1-ое предст. Моск. Частная опера, 1899; СПб. Мариинский театр, 1902); "Сказка о Царе Салтане, о сыне его Славном и Могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди", в 4 д. с прологом и 7 карт., по Пушкину (1899—900; Моск. Частная опера 1900); "Сервилия", 5 д. по Мею, СПб. Мариинский театр, 1902); "Кощей бессмертный", осенняя сказочка в 1 д. и 3 карт. (1902, Моск. Частная опера); последние оперы Р.-К., еще не поставленные: "Пан воевода", в 4 д., либретто Тюменева, и "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", в 4 д. (на сюжет раскольничьей легенды, либретто Бельского). — В. Для оркестра: 3 симфонии (1-я Es-moll op. 1, 1865, позднее переделана и переложена в E-moll; 2-я "Антар" op. 9, 1868 [на сюжет арабской сказки Сенковского — иначе названа "восточною сюитой", 1897 переделана]; 3-я C-dur op. 32, 1873, переделана 1884); симфониетта на русские темы а-moll op. 31; 2 увертюры (op. 28 "Ha русские темы"; op. 36 "Светлый праздник", воскресная увертюра на темы из Обихода, 1888); "Садко" музык. картина op. 5 (1867, передел. 1891); "Сербская фантазия" op. 6 (на сербские темы); "Сказка" (op. 29, на сюжет пушкинского пролога к "Русл. и Людмиле"); "Каприччио на испанские темы" op. 34, 1887; "Шехеразада" симфоническая сюита по 1001 ночи op. 35, 1888; сюиты: из "Снегурочки", из оперы-балета "Млада"; из "Царя Салтана" (op. 57). — С. Для камерных ансамблей: струнный квартет F-dur op. 12; струн. секстет А-dur (рукопись); 1-я часть струн. квартета на тему В-la-f (Беляев); 3-я часть ("Хоровод") квартета "Именины"; "Allegro" для струнного квартета (в сборнике "Пятницы"); "Серенада" для виолончели с фп. op. 37. D. Для инструментов с оркестром: Фортепианный концерт Cis-moll op. 30; скрипичная "Фантазия на русские темы" op. 33. — E. Для фп.: op. 10 (6 вариаций на тему В-а-c-h); op. 11 (4 №№); op. 15 (3); op. 17 (6 фуг); 8 вариаций на народную тему "Идет коза рогатая" (без op.); 5 вариаций из "Парафраз". — F. Для пения с оркестром: "Стих об Алексее, Божием человеке" для хора (слова и напев народной песни) op. 20; "Слава" подблюдная песня для хора op. 21; "Свитезянка" кантата для сопрано, тенора и хора, на слова Мицкевича-Мея op. 44, 1897; "Ель и пальма" для баритона (из op. 3); 2 ариозо для баса "Анчар" и "Пророк" op. 49; "Стрекоза" для 3 женских голосов op. 53; "Песнь о вещем Олеге" кантата для голосов-соло и хора на слова Пушкина op. 58, 1899; "Из Гомера", прелюдия-кантата для 3 женских голосов, хора и оркестра. — G. Хоры: op. 13 (2 3-голосных женских хора); op. 14 (4 вариации и фугетта на тему "Надоели ночи" для 4-глсн. женского хора); op. 16 (6 а capella, для однород. и разнородн. голосов); op. 18 (2 смешан. хора, премированы 1867 на конкурсе И. Р. М. О.); op. 19 (15 русских народных песен, переложенных а capella на народный лад, для однородн. и разнородн. голосов); op. 23 (4 3-голосных мужск. хора). — Н. Романсы (около 80): op. 2 (4), op. 3 (4), op. 4 (4), op. 7 (4), op. 8 (6), op. 25 (2), op. 26 (4), op. 27 (4), op. 39 (4), op. 40 (4), op. 41 (4), op. 42 (4), op. 43 (4 под общим заглавием "Весной"), op. 45 (4 под общ. заглавием "Поэту"), op. 46 (5 под общ. заглавием "У моря"), op. 47 (2 дуэта), op. 50 (4), op. 51 (5), op. 52 (2 дуэта), op. 55 (4 для тенора), op. 56 (2), "Пока не требует поэта" (без op.). — I. Духовные песнопения: op. 22 (8 №№ из литургии Иоанна Златоуста; 1884); op. 22-bis (6 переложений, м. пр. псалом "На реках Вавилонских", 1886); "Тебе Бога хвалим" двойной хор (рукопись, 1883). Р.-К. изданы также: "Сборник 100 русских народных песен" op. 24 (1877) и "40 народных русских песен", собранных Т. Филипповым (1882); "Практический учебник гармонии", отличающийся своей систематичностью (СПб. 1886 и позже; немецк. издание — 1893; см. Лядов А.); "Подробная программа регентского класса придворной капеллы (СПб. 1884). В литературной борьбе за Новую русскую школу Р.-К. принял участие только одною статьей "Вильям Ратклиф" Кюи (СПб. Ведомости, 1869, № 52). Кроме того, Р.-К. выказал еще особого рода самоотверженную и энергичную деятельность: он оркестровал "Каменного гостя" (1870), оставшегося неоконченным после смерти Даргомыжского (см.), значительную часть "Князя Игоря" (1887) Бородина (см.), два антракта "Вильяма Ратклифа" (Кюи), а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Мусоргского "Хованщину" (1882) и "Бориса Годунова" (1892—86) и привел в их теперешний вид чуть ли не все оркестровые и хоровые сочинения этого композитора (см. Мусоргский). См. В. Стасов, "Р.-К." (Северный Вестник", 1890, № 12); Трифонов, "Р.-К. ("Вестник Европы", 1891, № 5—6), "Рус. Муз. Газ.", 1900, № 51 (по поводу 35-летнего юбилея Р.-К.).


Жена Р.-К. — Надежда Николаевна (урожденная Пургольд), род. в СПб. 19 октября 1848, вышла замуж 1873. Талантливая пианистка, вместе со своей сестрой А. Н. Молас (см.) принимала деятельное и близкое участие в музыкальных вечерах композиторов Новой русской школы. Ею удачно сделаны фортепианные переложения (в 2 и 4 руки) многих крупных сочинений Р.-К., Даргомыжского и др. Собственные композиции ее (оркестровые и фортепианные пьесы) находятся в рукописи.


(Э.).


{Риман}





Римский-Корсаков, Николай Андреевич


(род. 18.III.1844 в Тихвине Новгородской губ., ум. 21.VI.1908 в усадьбе Любенск, близ Луги) — рус. композитор, педагог, дирижер, муз. деятель. Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856—62). Музыкой начал заниматься в детстве (с 6 лет уроки фп., с 9 — первые попытки сочинять). В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, найдя способного руководителя пианиста-педагога Ф. Канилле (с 1859); последний поощрял его творческие опыты, познакомил с М. Балакиревым (1861). В 1861—62 занимался под рук. Балакирева и примкнул к Могучей кучке. С 1862 по 1865 находился в кругосветном плавании, из которого вернулся автором Первой симфонии. В 1871 был приглашен в Петербургскую консерваторию, проф. которой состоял до конца жизни. В 1873 вышел в отставку и был назначен инспектором военных орк. флота (до 1884). В 1874—81 директор и гл. дирижер Бесплатной музыкальной школы, 1883—94 пом. управляющего придворной Певческой капеллой, где организовал регентский и оркестровый классы. В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок, с 1886 по 1900 руководил организованными меценатом М. Беляевым Русскими симфоническими концертами (в 1899 выступил с исполнением рус. музыки в Париже) и принимал участие в делах основанного Беляевым муз. издательства. В 1905 за выступление в защиту прав учащихся был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значит. части профессорско-преподавательского состава во главе с А. Глазуновым и А. Лядовым. В дек. 1905, после предоставления консерватории автономии, вернулся туда по приглашению художественного совета. В 1907 дирижировал концертами рус. музыки в Париже. Р.-К. — один из классиков рус. музыки и выдающихся мастеров мирового муз. искусства. Основные черты его творческого облика — прогрессивность мировоззрения, патриотизм, неразрывная связь с рус. национальной культурой и искусством, реализм, глубокая этическая содержательность творчества, оптимизм, высокая поэтичность, первоклассное мастерство в области инструментовки. В основе творчества Р.-К. — синтез народно-сказочной фантастики, образов реальной народной жизни, образов природы. Он завершил развитие рус. классической оперы, умножив ее жанровое разнообразие, обогатил отечественную и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями, создал классические муз.-научные труды. Историческое значение имела многолетняя педагогическая деятельность Р.-К., воспитавшего св. 200 композиторов и муз. деятелей, в числе которых А. Аренский, М. Баланчивадзе, Я. Витол, А. Глазунов, М. Гнесин, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, А. Лядов, Н. Лысенко, Н. Мясковский, С. Прокофьев, О. Респиги, А. Спендиаров, И. Стравинский, М. Штейнберг и др. Творчество Р.-К. оказало большое влияние на развитие рус. классической, зарубежной (в частности, франц., итал.) и сов. музыки.


Соч.: оперы "Псковитянка" (1873, оконч. ред. 1894), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), опера-балет "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895), "Садко" (1897), "Моцарт и Сальери" (1898), пролог к "Псковитянке" — "Боярыня Вера Шелога" (1898), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1902), "Кащей Бессмертный" (1902), "Пан воевода" (1904), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907), "Золотой петушок" (1909); кантата "Свитезянка" (1897), прелюдия-кантата "Из Гомера" (1901) для сол., жен. хора, "Песнь о вещем Олеге" (1899), "Дубинушка" (1905) и др.; 3 симфонии (1865, 1869, 1873), Увертюра на рус. темы (1866), Фантазия на серб. темы (1867), муз. карт. "Садко" (1867), "Сказка" (1880), Испанское каприччо (1887), "Светлый праздник" (Воскресная увертюра, 1888), сюита "Шехеразада" (1888), 7 сюит из опер и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1883), Концертная фантазия на рус. темы для скр. с орк. (1886); соч. для камер.-инструм. анс., в т. ч. Секстет, Квинтет для дух. инструм. и фп., 2 квартета, Фп. трио; пьесы для фп.; хоры без сопр., 79 романсов, в числе которых "Пленившись розой, соловей", "Звонче жаворонка пенье", "На холмах Грузии", "То было раннею весной", "Дробится и плещет", "Не ветер, вея с высоты", "О чем в тиши ночей", "Октава", "Анчар", "Пророк", "Редеет облаков летучая гряда"; 2 сб. обр. нар. песен; ред., дописыв. и оркестр. соч. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; книги "Практический учебник гармонии" (1886), "Основы оркестровки" (посмертн. изд. заверш. его ученик М. Штейнберг, 1913), "Летопись моей музыкальной жизни" (изд. 1909), статьи.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008