РИМСКИЙ ЖИЛОЙ ДОМ

Найдено 1 определение
РИМСКИЙ ЖИЛОЙ ДОМ
жилище римлян, представленное несколькими типами: частный дом, городской или сельский; многоквартирный и многоэтажный городской дом (инсула); императорский дворец. Архитектурные формы, планировка, убранство римских домов менялись с течением времени, но основные принципы, восходящие к культуре этрусков, сохранялись веками. Главной (а долгое время и единственной) частью частного дома был атриум – обширное помещение, над центральной частью которого в потолке было прямоугольное отверстие (комплювий), а под ним бассейн (имплювий) для дождевой воды. Крышу атриума обычно поддерживали четыре колонны, стоявшие по углам бассейна. Перпендикулярные стенам перегородки или занавеси создавали подобие отдельных помещений для членов семьи. Позднее они превратились в самостоятельные комнаты, выходившие в атриум. Атриум был центром семейной жизни: здесь встречали гостей, отправляли религиозный культ (в атриуме находился домашний алтарь). Атриум могла предварять прихожая. Рядом с ней порой размещали конюшни и торговые лавки. Жилые помещения выходили на улицу обычно глухими стенами, особенно в первом этаже: оконное стекло было редким и дорогим. К атриуму примыкали таблиний (кабинет хозяина дома) и алы (гостиные). Здесь хранились изображения предков и военные трофеи.
Со 2 в. до н. э. под влиянием греческого типа жилища в римских домах появился перистиль – внутренний дворик, окруженный открытыми галереями. Вход в дом, атриум, таблиний и перистиль располагались друг за другом на одной оси. В перистиле разбивался сад с цветами, редкими растениями, фонтанами, бассейнами с рыбками. Сюда выходили спальни и комнаты для дневного отдыха, столовые-триклинии. В триклинии стояли невысокие столы, подле которых, образуя букву «П», стояли три ложа – клинэ. На них возлежали пирующие, на каждом – по три человека. С четвертой стороны подходили рабы, подававшие кушанья. В богатых домах рядом с перистилем могли быть залы для бесед, библиотека, где на специальных полках хранились свитки, картинная галерея, ванная комната. За перистилем шел зал ойкос, большой и нарядный, в котором могли принимать гостей, а за ним – сад с беседками, гротами, фонтанами, клумбами и аллеями, скульптурами, затейливо стриженными деревцами и нимфеями. После военных походов в греческие земли и на Восток у римлян вошло в моду окружать себя красивыми изящные вещами и комфортом. В домах появились скульптуры, вазы из поделочного камня, дорогие ткани, мебель с богатой отделкой.
Мебель, стоявшая в комнатах, была разнообразна по формам и отделке (кровати, кресла, скамьи, табуреты, столики). Ножки мебели часто делались в виде лап животного или птицы. Вещи хранили в сундуках, а в шкафах находились изображения обожествленных умерших предков. Помещения освещались масляными лампами. Для них делали различные канделябры, но могли и подвешивать к потолку, помещать на богато украшенной колонне. Обогревались помещения обычно с помощью переносных жаровен с горячими угольями. Стены часто украшали росписями, сюжетными или орнаментальными (см. ст. Помпеи), терракотовыми рельефами, морскими раковинами. В богатых домах для отделки интерьеров использовали мрамор. Полы украшала мозаика– сложные композиции, выложенные из цветных камешков, или простые узоры из гальки.
Кухня находилась в дальнем конце дома. Уже тогда существовали терки, дуршлаги, половники. Посуду делали из металла, глины, стекла, украшали ее росписью и гравировкой. К кухне примыкали различные хозяйственные помещения. На крыше порой устраивали беседку, увитую растениями.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007