Rizi, Francisco) 1614, Мадрид — 1685, Мадрид. Испанский живописец. Младший брат Хуана Риси, принадлежал к новому поколению мастеров поздней мадридской школы живописи, в которой господствовали придворные вкусы и влияние итальянского барокко. Ученик работавшего при испанском дворе итальянского маньериста Висенте Кардуччо, он изучал технику фресковых росписей на произведениях приглашенных в Испанию болонских декораторов А. Метелли и М. Колонна и довольно легко создал собственную быструю манеру работы в области религиозной декоративной живописи. С 1653 придворный художник Филиппа IV. Пользовался большим успехом в аристократических кругах Мадрида. Он сотрудничал с Х. Карреньо де Мирандой в росписях церквей Мадрида и Толедо, исполнял монументальные алтарные композиции, среди которых Дева Мария со святыми Франциском и Филиппом (1650, Мадрид, Прадо), основанная на традиционной ренессансной схеме такого типа изображений, обогащена множеством пышных барочных мотивов. Будучи в известной мере эклектиком, Франсиско Риси создал в испанской живописи 2-й пол. XVII в. свой эффектный вариант барочной церковной картины, которому подражали. Примечательно его полотно Непорочное зачатие (Кадис, Музей изящных искусств), необычный горизонтальный формат которого расширяет пространство вокруг центральной фигуры Марии, осложняет его динамичной гирляндой из ангелочков и клубящихся облаков. Неожиданно в творческой практике Франсиско Риси воспринимается его огромная картина (1683, 4,38 ? 2,17 м, Мадрид, Прадо), изображающая церемонию аутодафе 30 июня 1680 на мадридской пласа Майор в присутствии Карла II и его семьи. Это поистине бесценный документ истории. Сумрачное пространство украшенной коврами площади с помостом в центре заполнено сотнями персонажей на балконах, боковых трибунах, на мостовой. На церемонии присутствуют высшие круги государства и общества. Горизонтальная композиция построена строго фронтально и вместе с тем допускает более высокую точку зрения, что позволило Риси, опытному декоратору, умело использовать пространственные интервалы между группами и отдельными фигурами, достичь разнообразия типов, поз, жестов и одеяний. Многие изображены портретно. Золотистая гамма красок оживлена пятнами белого, красного и золота. Известность Франсиско Риси принесло участие в оформлении роскошных представлений в Королевском театре Буэн Ретиро в Мадриде.
Лит.: Camon Aznar J. La pintura espanola del siglo XVII e Summa Artis. Vol. XXV, Madrid, 1977.
Т. Каптерева