РИСУНОК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РИСУНОК
изображение, начертанное на плоскости, основной вид графики.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РИСУНОК
древнейший вид изобразительного искусства, представляющий собой линеарное воспроизведение объектов внешнего мира на какой-либо по-
 верхности обычно твердым материалом — каранда-шом, пером, углем, иглой, штихелем. Рисунок — первичное, простейшее изобразительное средство, которое лежит в основе всех видов художественных изображений. Он составляет начальную стадию художественного процесса, играет важную роль в опреде-лении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Основными видами рисунка являются: станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РИСУНОК
вид графики, в котором изображение наносится на плоскость с помощью процарапывающего или пишущего инструмента. В отличие от печатной графики, рисунок уникален, он существует в единственном экземпляре. Чаще всего рисунок создается художником для самого себя и остается в альбоме для эскизов. В нем художник фиксирует свои непосредственные жизненные впечатления, зарисовывая какой-то предмет или создавая целую композицию – эскиз будущей картины, скульптуры, архитектурного сооружения. Реже создаются специальные рисунки для выставок. Только начиная с 17 в., рисунок стали воспринимать как своеобразный, обладающий своими яркими особенностями вид художественного творчества.
Рисунки известны уже с эпохи палеолита – процарапанные на кости, на сводах и стенах пещер первобытного человека. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах). Изображение на них процарапывалось острой палочкой. В Европе эпохи Раннего Средневековья мастера использовали для рисунка загрунтованные деревянные дощечки. До изобретения бумаги главным материалом для рисования в Европе был пергамент, который изготовляли из различных сортов кожи, затем грунтовали и полировали. Согласно легенде, бумага была изобретена в Китае во 2 в. до н. э. Для ее изготовления использовали древесный луб. В Европе бумага, которую изготавливали из льняных тряпок, появилась только в 11–12 вв. Она была довольно толстая и шершавая, поэтому художники ее грунтовали и проклеивали, прежде чем начать рисовать. Позже появилась цветная бумага – голубая, синяя, серая, светло-коричневая, розовая.
Инструменты для рисования делятся на сухие (карандаш, уголь) и жидкие (кисть, перо). Линия и светотень – главные выразительные средства рисунка. Линия в рисунке не только дает зрителю возможность «узнать» предмет, но и обладает собственной выразительностью: создает настроение, доносит до нас переживания художника. Линия может плавно и размеренно очерчивать формы, а может быть резкой, «порывистой», и тогда зрителю передается ощущение силы и энергии. В рисунке очень важно, как чередуются линии, какие интервалы между ними. Особенности самих линий и паузы между ними создают особый ритм, подобный ритму музыки. Чтобы выделить темные пятна в рисунке, художник-график использует штриховку – плотные ряды линий, которые могут быть параллельными, перекрещивающимися и т. д. Штриховка может быть энергичной или, наоборот, легкой, «мягкой». Рисунок – самый быстрый и «непосредственный» вид графики, поэтому именно в нем наиболее ярко проявляется индивидуальный почерк художника.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.28 мб

Портрет лесного кота, поймавшего мышь (неолитический сюжетный рисунок на плитке песчаника)

Бродянский Д. Л.
In Primorye (the Far-Eastern Territory) there is a new neolithic relic named Gvozdevo-3 where the archaeologists found a thin slab of sandstone with a subject drawing representing a cat that caught a mouse.
Читать PDF
832.58 кб

Рисунок Каштакского острога и рудника из «Хорографической чертежной книги» С. У. Ремезова

Добжанский Виктор Николаевич, Ермолаев Алексей Николаевич
Первым отождествил острожек на рисунке с Каштакским острогом барнаульский историк В. Б. Бородаев. В 2011 г. в письме А. Н.
Читать PDF
442.57 кб

Рисунок приема польского посольства Лжедмитрием i в Грановитой палате 3 (13) мая 1606 г. В рукописи

Малыгина Алла Александровна
В статье приводится сравнительный источниковедческий анализ изображения приема польского посольства Лжедмитрием I из рукописи Филиппа Хайнхофера с картиной аналогичного сюжета из собрания Будапештского Национального музея и ее коп
Читать PDF
383.09 кб

СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ РИСУНОК ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ

Ларионов Владимир Евгеньевич
Происхождение и символическое значение трех полос белого, синего и красного цветов на государственном знамени более столетия являются предметом неутихающих споров историков.
Читать PDF
284.16 кб

Русский рисунок второй половины хх В. Заимствование, цитата, реплика, плагиат. К проблеме дефиниций

Рунова Екатерина Александровна
Читать PDF
158.91 кб

Рисунок в дизайне среды

Папшева Любовь Владимировна
Читать PDF
159.55 кб

Изучение студентами-дизайнерами основ формообразования в рамках дисциплины «Академический рисунок»

Лугина Яна Александровна
В статье рассматриваются вопросы изучения основ формообразования на занятиях по «академическому рисунку».
Читать PDF
957.19 кб

Рисунок на занятиях по скульптуре (к вопросу «о художественном методе»)

Сухарев Андрей Иванович, Бородавкин Андрей Викторович
В данной статье рисунок рассматривается как самостоятельный вид искусств, и как подготовительный, поисковый этапа в создании любого другого произведения изобразительного искусства.
Читать PDF
725.28 кб

Рисунок интерьера с натуры

Савинов Андрей Михайлович, Нейфельд Вероника Андреевна
В статье рассматриваются особенности компоновки и построения интерьера. Обращается внимание на соблюдение правил и законов перспективы, а также затрагиваются вопросы тональной проработки рисунка интерьера.
Читать PDF
193.17 кб

Иконописный рисунок: традиция и современность

Туминская Ольга Анатольевна
Анализируется современный взгляд на традиционный вид изобразительного искусства средневековой Руси графический подготовительный рисунок, определяемый как "иконописный рисунок".
Читать PDF
235.02 кб

Академический рисунок в россии нового времени. Научно-практическая конференция. Москва, 23 июня 2016

Акимов Сергей Сергеевич
Читать PDF
185.34 кб

Академический рисунок в России (XVIII-XXI вв. ). Всероссийская научно-практическая конференция, Моск

Акимов Сергей Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Характеристика понятия «Декоративный рисунок» в профессиональном художественном образовании: термино

Ломакин М.О.
В статье рассматривается один из этапов формирования содержания и понятийного поля учебной дисциплины «Декоративный рисунок», приводится исторический очерк преподавания этой дисциплины в России, в различных учебных заведениях высш
Читать PDF
0.00 байт

Рисунок в современной подготовке студента-архитектора

Осмоловская Ольга Валерьевна
Архитектурный рисунок неотъемлемый элемент творческого архитектурного процесса.
Читать PDF
158.19 кб

Рисунок и акварель в творчестве и педагогической деятельности В. А. Серова (1865-1911 гг. )

Псурцев Д.П.
В статье отражается творчество В. А. Серова русского живописца и графика. В педагогической деятельности Серова ставится акцент на те приемы и методы, которые активизируют учебную и творческую деятельность молодых художников.

Похожие термины:

  • РАННЕОРИНЬЯКСКИЙ РИСУНОК

    исходное в плоскостном анимализме верхнего палеолита каноничное изобразительное решение, характеризующееся обязательным комплексом признаков. Изолированная статичная «двуногая» фигура перед