Ритм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Ритм
термин, определяющий структурные особенности художественного произведения. Р. подразумевает некую повторяемость, чередование некоторых элементов композиции.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

РИТМ
греч. rhythmos, от rheх – теку) в изобразительном искусстве, особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или периодическое повторение каких-либо частей (в архитектуре – колонн, арок, декоративных элементов; в скульптуре – чередование объемов и пустот; в живописи – фигур и предметов, цветовых пятен и линий, освещенных и затемненных мест и т. д.). Ритм усиливает выразительность художественного образа, будучи плавным, круговым (Рафаэль, Андрей Рублев) или динамичным, построенным на диагоналях (Тинторетто, В. И. Суриков), спокойным или тревожным и т. д.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Ритм
ритмичность (греч. равномерность) – равномерное проявление или чередование, размерность повторения каких-то процессов или событий, обычно кратковременных, повторяемость чего-либо через строго определенные интервалы времени. Понятие о Р. широко распространено в геологии. В литологии это Р. осадконакопления, классическими примерами которой могут быть ленточные глины, флиш, некоторые угленосные отложения. В геотектонике и динамической геологии можно говорить о Р. «твердых приливов», некоторых сейсмических процессах, о Р. пульсаций Земли, проявляемых через 25 млн. лет, или Р. структурно-геологических перестроек в фанерозое, происходящих через 75-80 млн. лет. В палеогеографии Р. может устанавливаться для некоторых трансгрессивно-регрессивных процессов, возможно отдельных климатических проявлений (например, крупных оледенений, происходящих в позднем докембрии и фанерозое примерно через 300 млн. лет). Р. трактуется иногда как синоним периодичности или цикличности, что нельзя признать правильным. Главным показателем и критерием выделения Р. является соразмерность и упорядоченность следования, повторяемость каких-либо геологических процессов и явлений через строго определенные интервалы времени. Р. широко используется в стратиграфии (ритмостратиграфия), где обосновывается выделение различного рода ритмокомплексов, ритмопачек и др. подразделений, основанных на более или менее строгих повторениях во времени.

Источник: Историко-геологический словарь-справочник

РИТМ
греч. rhythmОs – мерность), мерное чередование однотипных элементов литературного текста. В узком значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или – чаще – стихотворного сочинения. В прозаической речи ритм может проявляться в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – колонов). Здесь границы ритмических частей могут быть подчеркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т. д.) или параллелизма. В стихотворной речи ритм проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на сильные места (о подобном явлении говорят как о пропуске метрического ударения) и не приходятся ли ударные слоги на слабые места (такое явление называют сверхсхемным ударением); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при трехударном тактовике большинство строк имеет по три ударения, но в отдельных стихах может быть два или четыре ударения). В широком значении слово «ритм» применяется по отношению к единицам других уровней текста: так, иногда говорят о ритме сюжета или ритме повествования, о ритме сцены в драматическом произведении.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Ритм
(греч. rhythmos — движение, такт, от rhein — течь или егуегп — тянуть), первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства, например в пропорциях статуи. Позже слово Р. применяется для обозначения упорядоченности движения, в особенности соотношения отрезков времени в танце, музыке и поэзии. Р. стихов основывался на чередовании долгих и кратких слогов, иными словами, ритмика была квантитативной в отличие от совр. тонической ритмики. Условно принятое соотношение долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5: 2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреч. народных песнях. В качестве мельчайшей единицы Р., ритмич. атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Р. «первое время» («chronos protos»), протяженность которого определялась темпом и не была тождеств, краткому слогу. Аристоксен выделил Р. из среды его существования, т. е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмич. вольностей т. н. «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфич. организации. Поэтому в них в силу музыкального характера др.-греч. ударения мелодия соответствует естеств. внутр. мелодии слова или фразы (ударному слогу может соответствовать только более высокий или по крайней мере не более низкий по тону звук, чем соседним слогам). В отличие от этих памятников дошедший до нас фрагмент трагедии Еврипида «Орест» с музыкальной нотацией, принадлежащей, по всей видимости, самому автору, обнаруживает строфич. организацию. Поэтому в нем соответствие мелодии словесным ударениям не может быть выдержано: мелодия антистрофы должна повторять мелодию строфы вне зависимости от иного расположения ударений в словах.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.49 кб

Квантитативный ритм в татарской музыкально-поэтической традиции

Смирнова Елена Михайловна
Показано соотношение метра и ритма в условиях квантитативной организации. Материалом рассмотрения служат образцы татарской музыкально-поэтической традиции койл п уку.
Читать PDF
749.66 кб

Возможная форма знакомства с понятием «Ритм»

Рябов Н. Ф.
Общекультурное развитие творческого потенциала студента одна из целей первого этапа обучения в архитектурной школе.
Читать PDF
1.64 мб

Метр и ритм: число и энергия. Статья 2. Интерпретация свинга. Комплексный ритмический практикум в ку

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио.
Читать PDF
288.46 кб

Метр и ритм: число и энергия. Статья 1. Комплексный ритмический практикум в курсе сольфеджио

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио. В ней комплексный ритмический практикум рассматривается в своем теоретическом основании, с приложением набора упражнений и методических рекомендаций
Читать PDF
1.31 мб

Ритм как категория квантитативного времяисчисления

Смирнова Елена Михайловна
Читать PDF
191.51 кб

Космический ритм театра Но

Гудимова С. А.
Читать PDF
177.97 кб

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
167.08 кб

Проблемы классификации танцев: ритм и идея пластики

Зейналова О.
Проблема исследования и изучения фольклорных танцев одна из актуальных задач искусствоведения. Классификация танцев впервые была проведена Платоном и Аристотелем.
Читать PDF
421.16 кб

Ритм в системе постоянных и переменных величин татарских традиционных напевов

Смирнова Елена Михайловна
В статье определяется место ритма в системе стабильных и мобильных элементов татарских народных напевов.
Читать PDF
18.28 мб

Ритм в живописной композиции

Костикова Светлана Геннадьевна
В статье рассматриваются особенности живописной композиции и выделяется ритм как основное организующее начало. Определяются стороны живописной композиции, в организации которых применяется ритм.
Читать PDF
286.62 кб

Ритм и метафора в искусстве иконы

Губарева Оксана Витальевна
Посредством историко-культурологического и интерпретационного искусствоведческого методов исследования показано, что важнейшими выразительными средствами художественного языка иконописи следует считать ритм и метафору, взаимодейст
Читать PDF
177.97 кб

Ритм рационального и иррационального как основа творчества в культурфилософском наследии А. Шопенгау

Карцева Г. А.
Читать PDF
0.00 байт

Ритм и смысл: опыт интерпретации романа «Город Эн»

Фоменко Игорь Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

Формальная интонация и реалистический ритм (термины М. М. Бахтина в анализе лирики)

Бройтман Самсон Наумович
Читать PDF
144.11 кб

Разделение и ритм труда в аспекте христианского социально-экономического учения

Лукин Сергей Владимирович
Различие человеческих занятий дает возможность людям служить друг другу тем талантом, который дан каждому, постоянно преумножая его и усиливая тем самым это служение.

Похожие термины:

  • Ритм этнического поля

    та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система.
  • Прозаический ритм

    риторич. прием, который равным образом прослеживается в торжеств, прозе с долитературных времен. В античной художеств, прозе ритмизовались преим. концы колонов и фраз (клаузулы). При этом избегали