термин, определяющий структурные особенности художественного произведения. Р. подразумевает некую повторяемость, чередование некоторых элементов композиции.
Ритм
РИТМ
греч. rhythmos, от rheх – теку) в изобразительном искусстве, особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или периодическое повторение каких-либо частей (в архитектуре – колонн, арок, декоративных элементов; в скульптуре – чередование объемов и пустот; в живописи – фигур и предметов, цветовых пятен и линий, освещенных и затемненных мест и т. д.). Ритм усиливает выразительность художественного образа, будучи плавным, круговым (Рафаэль, Андрей Рублев) или динамичным, построенным на диагоналях (Тинторетто, В. И. Суриков), спокойным или тревожным и т. д.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Ритм
ритмичность (греч. равномерность) – равномерное проявление или чередование, размерность повторения каких-то процессов или событий, обычно кратковременных, повторяемость чего-либо через строго определенные интервалы времени. Понятие о Р. широко распространено в геологии. В литологии это Р. осадконакопления, классическими примерами которой могут быть ленточные глины, флиш, некоторые угленосные отложения. В геотектонике и динамической геологии можно говорить о Р. «твердых приливов», некоторых сейсмических процессах, о Р. пульсаций Земли, проявляемых через 25 млн. лет, или Р. структурно-геологических перестроек в фанерозое, происходящих через 75-80 млн. лет. В палеогеографии Р. может устанавливаться для некоторых трансгрессивно-регрессивных процессов, возможно отдельных климатических проявлений (например, крупных оледенений, происходящих в позднем докембрии и фанерозое примерно через 300 млн. лет). Р. трактуется иногда как синоним периодичности или цикличности, что нельзя признать правильным. Главным показателем и критерием выделения Р. является соразмерность и упорядоченность следования, повторяемость каких-либо геологических процессов и явлений через строго определенные интервалы времени. Р. широко используется в стратиграфии (ритмостратиграфия), где обосновывается выделение различного рода ритмокомплексов, ритмопачек и др. подразделений, основанных на более или менее строгих повторениях во времени.
РИТМ
греч. rhythmОs – мерность), мерное чередование однотипных элементов литературного текста. В узком значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или – чаще – стихотворного сочинения. В прозаической речи ритм может проявляться в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – колонов). Здесь границы ритмических частей могут быть подчеркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т. д.) или параллелизма. В стихотворной речи ритм проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на сильные места (о подобном явлении говорят как о пропуске метрического ударения) и не приходятся ли ударные слоги на слабые места (такое явление называют сверхсхемным ударением); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при трехударном тактовике большинство строк имеет по три ударения, но в отдельных стихах может быть два или четыре ударения). В широком значении слово «ритм» применяется по отношению к единицам других уровней текста: так, иногда говорят о ритме сюжета или ритме повествования, о ритме сцены в драматическом произведении.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Ритм
(греч. rhythmos — движение, такт, от rhein — течь или егуегп — тянуть), первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства, например в пропорциях статуи. Позже слово Р. применяется для обозначения упорядоченности движения, в особенности соотношения отрезков времени в танце, музыке и поэзии. Р. стихов основывался на чередовании долгих и кратких слогов, иными словами, ритмика была квантитативной в отличие от совр. тонической ритмики. Условно принятое соотношение долгих и кратких слогов 1:2 в действительности, однако, не могло соблюдаться повсеместно. Напротив, античные свидетельства говорят о соотношении 1,5: 2 для гекзаметра (иррациональные стопы). Возможно, именно соотношения этого типа дожили до наших дней в новогреч. народных песнях. В качестве мельчайшей единицы Р., ритмич. атома, Аристотель рассматривал краткий слог. Его ученик Аристоксен принял за единицу Р. «первое время» («chronos protos»), протяженность которого определялась темпом и не была тождеств, краткому слогу. Аристоксен выделил Р. из среды его существования, т. е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение музыкальной ритмики и языковой метрики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики было необходимо для оправдания ритмич. вольностей т. н. «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных мелизм и удлинение долгих слогов на три и более моры. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфич. организации. Поэтому в них в силу музыкального характера др.-греч. ударения мелодия соответствует естеств. внутр. мелодии слова или фразы (ударному слогу может соответствовать только более высокий или по крайней мере не более низкий по тону звук, чем соседним слогам). В отличие от этих памятников дошедший до нас фрагмент трагедии Еврипида «Орест» с музыкальной нотацией, принадлежащей, по всей видимости, самому автору, обнаруживает строфич. организацию. Поэтому в нем соответствие мелодии словесным ударениям не может быть выдержано: мелодия антистрофы должна повторять мелодию строфы вне зависимости от иного расположения ударений в словах.
Источник: Словарь античности. 1989