фонетически организованная проза с ощутимым для слуха закономерным чередованием звуковых элементов. Одна из форм, соединяющих приемы поэзии и прозы. В. М. Жирмунский выделил в ритмической прозе повестей Н. В. Гоголя различные формы анафоры, грамматико-синтаксический параллелизм, наличие нерегулярных звуковых повторов, тенденцию к «выравниванию числа слов, слогов или ударений и к отбору окончаний определенного типа», связав ритмизацию прозы с ее «эмоционально-лирическим содержанием», напр.: Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит (Н. В. Гоголь, «Страшная месть»). К ритмической прозе в узком смысле слова относят метрически упорядоченную прозу, в которой присутствует деление на стопы, обычно трехсложные, напр.: Широкий, дородный, короткий, пререзво пронесся он махами рук… (А. Белый, «Между двух революций»).
414.15 кб
Коми проза 1920-1930 гг. : особенности ритмической организации
Статья посвящена вопросу ритмической организации прозаических произведений коми писателей В.Т. Чисталева и В.А. Савина, выявлению и анализу основных способов организации ритма в коми прозе 1920-1930 гг.