18.10.1882, Москва- 27.8.1962, Париж) аэро- и гидродинамик, один из основоположников экспериментальной аэродинамики в России. Из известной семьи московских промышленников и банкиров, брат В. и П. Рябушансках. После окончания 5-й московской гимназии он, по семейной традиции, поступил в Московскую Практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 с золотой медалью и званием кандидата коммерции. Курс механики в этом среднем специальном учебном заведении читал профессор Н.Жуковский. Знакомство с «отцом русской авиации» определило дальнейшую жизнь Р. Осенний семестр 1901 он провел в Гейдельбергском университете. Посетив затем «дышавшую воздухоплаванием» Францию, отправился в кругосветное путешествие, во время которого наблюдал за полетом морских чаек. Домой Р. приехал с твердым намерением вместо коммерции заняться постройкой летательных аппаратов, о чем сообщил профессору Жуковскому; тот посоветовал начать с создания аэродинамической лаборатории для изучения законов полета.
В 1904 в имении Рябушинских в Кучино под Москвой было возведено здание Аэродинамического института, являвшегося по своему оснащению и широте постановки исследований первым в мире научным заведением подобного типа (за рубежом аналогичные учреждения возникли лишь 5-6 лет спустя). Как само строительство, так и первые исследования в институте велись под общим руководством Жуковского. Кучинский Аэродинамический институт сыгру большую роль в становлении не только отечественной, но и мировой науки о теории полета летательных аппаратов. Наряду с Жуковским в проводимых исследованиях участвовали его. соратники и ученики: В.Кузнецов, Б.Бубекин, С.Неждановский и др.
Правда, через год-полтора большинство учеников Жуковского и он сам покинули институт. Дело в том, что Р. не пожелал ограничиться ролью директора института и богатого мецената и захотел лично проводить научные исследования, зарекомендовав себя вскоре талантливым экспериментатором. Начав свою работу под непосредственным руководством Жуковского, он постепенно стал проявлять все большую самостоятельность и вскоре подчинил почти всю исследовательскую деятельность института своим личным научным интересам; возможности для работы других сотрудников оказались резко ограниченными.
Кучинский институт стал уникальным учреждением, владелец которого был, за исключением оставшегося профессора В.Кузнецова, единственным научным работником. В исследованиях Р. опирался на работу своих лаборантов, в первую очередь, В.Ковалева, П.Гусева и И.Смирнова (Ковалев в дальнейшем последовал за Р. в эмиграцию и остался там его постоянным помощником). Впрочем, несмотря на свой уход из института, Жуковский продолжал оказывать Р. необходимую помощь, широко используя в своей научной и педагогической деятельности результаты исследований института.
Для восполнения пробелов в теоретической подготовке Р. с 1907 посещал в качестве вольнослушателя занятия в Московском университете, а в следующем году поступил на математическое отделение физико-математического факультета. По окончании в 1912 университета был оставлен Жуковским при возглавляемой им кафедре теоретической механики для подготовки к профессорскому званию. В начале 1916 выдержал экзамен на степень магистра и был зачислен приват-доцентом университета; начал читать курсы теории упругости и аэродинамики.
В тематике первых научных работ Р. прослеживается влияние Жуковского, который в то время интересовался проблемами вертолета, в первую очередь характерными режимами работы несущего винта. С этой точки зрения, важное значение имело исследование Р. влияния косой обдувки винта. Мировую известность принесло ему изучение авторотации винта, что было частью исследований, проводившихся в Кучинском институте.
Многие эксперименты в этой области (изучение вихрей и поля индуктивных скоростей под винтом) были проведены в столь полном объеме впервые в мире. В 1910-х Р. уделял все большее внимание совершенствованию методов экспериментальной аэродинамики, улучшению характеристик лабораторного оборудования. Была проведена большая работа по изучению поля трубы и обеспечению его равномерности, анализировалось влияние стенок трубы и величины моделей на их обтекание потоком. Значительный вклад был внесен ученым в развитие теории подобия. В 1911 Р. впервые была установлена частная формулировка ТГ-теоремы для механических явлений, получившей в дальнейшем широкую известность под названием теоремы Букингема, В Кучинском институте велась большая работа по изучению ламинарного и турбулентного потоков, спектров обтекания разных тел, в том числе разрезных крыльев, исследованию вихрей, образуемых несущими поверхностями в потоке. Под руководством Р. в институте создавались и совершенствовались новые экспериментальные установки, многие из которых отличались большой оригинальностью конструкции. На базе построенной в 1911 при институте специальной лаборатории Р. начал свои исследования в области гидродинамики.
Исследования Кучинского института, издававшиеся в виде бюллетеней на французском языке, были широко известны как в России, так и за рубежом. Труды Р. печатались в отечественных и зарубежных сборниках, выходили отдельными изданиями. Они принесли заслуженную славу Р. и русской авиационной науке. Августейший покровитель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович наградил ученого особым знаком отличия, «даруемым за заслуги, оказанные отечественному воздухоплаванию». Ученик и сподвижник Жуковского по праву может считаться одним из основоположников отечественной экспериментальной аэродинамики. В апреле 1914 научный мир России и других стран торжественно отметил 10-летие Кучинского института. Во время празднований Р. заявил о выдвижении новой, «гораздо более трудной и грандиозной» задачи - разработки теории «перелета на другую планету».
Он приступил к исследованиям по теории ракетного движения, которые продолжил и в эмиграции. Начавшаяся 1-я мировая война внесла свои коррективы в работу института. Глава Московского военно-промышленного комитета П.Рябушинский привлек своего брата к выполнению заданий Главного артиллерийского управления. В Кучино при непосредственном участии Р. строились и испытывались новые виды вооружения: минометы, безоткатные орудия и ракетное оружие.
Октябрьская революция ознаменовалась в Кучино поджогами соседних имений. Опасаясь за семью, Р. отправил жену и трех дочерей за границу, а сам остался, пытаясь сберечь Аэродинамический институт. Он добился национализации института и покровительства над ним Наркомата просвещения. Решением отдела научных учреждений Наркомпроса Р. был оставлен директором Кучинского института. Однако осенью 1918 его арестовали; чудом оставшись в живых, в декабре того же года он уехал в Данию, а оттуда (в 1919) переселился в Париж. Вскоре после эмиграции своего создателя Кучинский институт прекратил свое существование.
Во Франции Р. продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твердых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. В июне 1922 он был удостоен Парижским университетом звания доктора математических наук за две представленные диссертации: «Исследования по гидродинамике» и «Об общих уравнениях движения твердых тел в жидкости». С этого времени ученый начал сотрудничать с техническим управлением министерства авиации и читать лекции в университете. С 1925 по 1953 им было прочитано в Сорбонне 15 курсов лекций.Р. не принимал французского гражданства и до конца жизни сохранил паспорт русского эмигранта, однако на международных конгрессах он представлял французскую науку и высшую школу. Р, выступал с докладами и читал лекции в научных аудиториях США, Великобритании, Югославии и Польши.Р. состоял членом Лондонского Королевского института, Аэронавтического научного института в НьюЙорке, Французского математического общества и т.д.
В 1929 при Институте механики Парижского университета была организована лаборатория механики жидкостей; Р. занял пост заместителя директора лаборатории, стал членом Совета Института механики. Он внес большой вклад в совершенствование методов и оборудования экспериментальных исследований. Созданные Р. приборы с успехом демонстрировались на международных авиационных выставках. В 1929 в Сорбонне было организовано торжественное чествование 25-летия со дня основания Кучинского Аэродинамического института, а его основатель признан «одним из наиболее выдающихся мастеров в гидромеханике».
Основной тематикой исследований Р. в 30-е продолжало оставаться изучение воздушных и гребных винтов, гидроаэродинамических сопротивлений. Ряд его работ был посвящен газогидравлическим аналогиям плоских течений, причем он исследовал структуру как потоков, так и сопротивления. Разработанные ученым аналогии между воздушными и жидкостными течениями получили название «аналогий Рябушинского». В публикациях ученого исследовались задачи дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых течений газа и, в частности, задача истечения газовых струй. В 1932 Академия наук Франции присудила Р.
премию Генри Вазена, а в 1935 избрала ученого своим членом-корреспондентом.
Лаборатория механики оставалась основным местом работы Р. до 1940, когда она была закрыта немецкими оккупационными властями. После 2-й мировой войны он сотрудничал преимущественно с Национальным центром научных исследований Франции. В мае 1954 в Сорбонне торжественно праздновался 50-летний юбилей научной деятельности Р., на котором присутствовали ученые из всех стран, за исключением СССР. Французское министерство авиации выпустило юбилейный сборник с научными статьями его друзей, коллег и учеников. Всего с 1906 по 1962 ученый опубликовал свыше 200 научных работ, посвященных аэродинамике, астрофизике, сверхзвуковой динамике, геометрии, гидродинамике, математике и теоретической физике. Среди его работ по геометрии особенно важными были ис-следования по абсолютным величинам и по прерывистой геометрии.
Р. занимал важное место в научных кругах русской эмиграции. Он был одним из основателей Русского Высшего технического училища во Франции: с 1931 профессор этого института, заведовал кафедрой теоретической механики, в течение многих лет состоял председателем Совета профессоров. Из среды молодых эмигрантов он воспитал много талантливых учеников, в том числе В.Демченко, С.Владимирского, А-Гербильского, И.Воронца и др. Они внесли большой вклад в развитие французской и мировой науки.Р. принимал также активное участие в общекультурной жизни русской эмиграции, оставался большим патриотом России. Он интересовался событиями у себя на родине, развитием советской науки и техники, судьбой своего любимого детища в Кучине.
Всю жизнь ученый защищал и пропагандировал на Западе достижения и приоритеты российских ученых и конструкторов.Р. был основателем и председателем Русского Научно-философского общества во Франции.
Прочитанные там доклады представляют собой настоящую энциклопедию научных достижений русского зарубежья. Он основал и возглавил Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, спасшее от разграбления и гибели многочисленные архивы русских эмигрантов.
Кроме того, он состоял председателем Европейского комитета по изданию Книги о вкладе российской эмиграции в мировую культуру и членом Совета Русской академической группы. Похоронен среди выдающихся русских авиаторов на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.