РЯЖЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЯЖЕНИЕ

ритуальное переодевание у народов Европы, особенно на святки и масленицу. Часто сопровождает театрализованные представления, игры, колядование и т.п. См. также КУКЕР.

Источник: Словарь этнографических терминов

РЯЖЕНИЕ
обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя "личины" и "скураты", участвующие в игрищах с "дьявольскими обличьями", с косматыми козьими "харями". Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.
Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Поминовение усопших, ряжение и обильная еда как акциональные блоки в масленице

Демченко Полина Николаевна
Данная статья посвящена исследованию акциональных блоков феномена праздника Масленицы с позиций методологии философии имяславия.
Читать PDF
0.00 байт

Образ зверя в традиционном ряжении (в помощь преподавателю народной культуры)

Кайманаков Александр Геннадьевич
Рассматривается мужской компонент в фольклорном театре. Он дается в контексте сопоставления античной и древнерусской культуры и определяется как доминантный.
Читать PDF
0.00 байт

СЕМАНТИКА КОСТЮМА РЯЖЕНОГО: ИСТОКИ ТРАДИЦИИ РЯЖЕНИЯ МЕДВЕДЕМ

Шигурова Татьяна Алексеевна
В статье рассмотрены функции ряжения медведем на мордовской свадьбе.