РОЧ (РОШ) ПАСКУАЛЬ
РОЧ (РОШ) ПАСКУАЛЬ
Испанский гитарист, преподаватель и композитор. Родился в Валенсии в 1860 году. С юности занимался гитарой как скромный любитель, но основным его занятием, которому он посвятил большую часть жизни, было изготовление гитар на экспорт. Это занятие было очень распространенным в Валенсии во второй половине половине прошлого века. Его фирма носила название “Фабрика гитар, бандуррий и лютен Паскуаля Роча. Валенсия, Сан Висенте, 146”. Это можно было прочесть с одной стороны визитных карточек этого коммерсанта; с другой стороны был портрет великого артиста из Валенсии с надписью внизу: “Дону Франсиско Таррега. Выдающемуся гитаристу”. Как изготовителя инструментов его уважали; этого нельзя сказать о нем, как об исполнителе, правда, Роч на это и не претендовал. Но он был безусловным почитателем артиста из Вильяреаля. Его земляки, изготовители гитар, которые помнили о нем с Кубы, сказали, что Роч отправился на Кубу с энтузиазмом, жил в Гаване, делал гитары и давал уроки, и скоро стал известен наряду с Хуаном Мартином Сабио. Ветра, дующие на этот остров из страны доллара, подвигли его на создание “Школы игры на гитаре” в духе Тарреги. Он осуществил вскоре эту мечту и создал свое Руководство. Оно вышло в издательстве Г. Ширмера в Нью–Йорке под названием “Современная школа игры на гитаре. Школа Тарреги в трех томах (23х30) из 395 страниц с испанским, французским и английскими текстами”. Все посвященное преподаванию посредством пояснений или в форме упражнений, заслуживает уважения, и мы все это рекомендуем. Многие из упражнений руководства мы применяем в занятиях с учениками на протяжении 25 лет. Что касается остального материала, мы считаем, что он не подходит для дидактических целей. Его произведение “Четыре прочувствованных ноты” (руководство, том 2, стр. 140), посвященные “Священной памяти маэстро” – верное зеркало его оригинальности. Эти прочувствованные ноты с нежным сердцем представляют нам если не нулевого, то по крайней мере музыканта, достойного сожаления. Если бы Паскуаль Роч в этой “Школе” не вывалил свой “ящик портного” из архива оригинальных произведений для инструмента, свои собственные или других авторов, и избегал бы прежде всего переложений, в частности, из опер, сарсуэл и куплетов, мы могли бы критиковать с точки зрения гитары. Дидактическое пособие должно быть задумано как таковое, в противном случае усилия будут затрачены зря. Мы не можем, или, точнее сказать, не должны воспринимать серьезно три тома Роча. В подтверждение наших слов следует отметить, что в них включена “Дурной характер” (том 1, стр. 144), мелодия–куплет Мартинеса Абадеса, в переложении Роча и “Картахенка” (на народные испанские мелодии). Первые три сочинения составляют начальное произведение “Четырех прочувствованных нот”. Второе произведение пустое и тривиальное, а последнее имеет сомнительную структуру. В них не видно музыкальности, и поэтому формально их не следует помещать в дидактическое пособие. Возможно, автор это предчувствовал, поместив их на последней странице соответственно в каждом из томов. Возвращаясь к практической обучающей части, мы должны сказать, что не можем составить себе впечатление о Роче, т.к. он сочетает советы и упражнения, которые не называет своими, с другими, которые заставляют предположить, что это его сочинения, среди которых есть и интересные. Мы отдаем на суд читателей “Школы игры”; мы скажем только, что в эту “Школу” включены “Шотландский танец”, “Хабанера”, “Полька”, “Вальс”, “Хор пелегринов” из “Тангейзера”, “Романс для тенора из “Мефистофеля” Бойто и т.д. По сведениям, представленным его учеником, гаванским гитаристом Северино Лопесом (см.), Паскуаль Роч умер в Гаване в 1921 году.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998