Род

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Род
         см. Генс.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

РОД
основанная на кровных связях форма общности людей.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Род
группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Род
общность кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Род
коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя, которые объединялись в племена , которые распадались при образовании государства.
 

Источник: Краткий исторический словарь

РОД

Группа близкородственных организмов (видов). Например, Homo (человек) — это род, к которому принадлежат современный вид человек разумный и вымерший вид человек неандертальский.

Источник: Краткая история планеты земля: глоссарий. 2001

РОД
коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни. Дух предков, покровитель семьи, дома. Ср. Рожаницы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РОД

термин, употребляемый для обозначения разнообразных унилинейных родственных объединений (см. Унилинейность), члены которых ведут свое происхождение от единого предка и которые типичны для доиндустриальных обществ.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

РОД
в грамматике, грамматическая категория, для имен существительных постоянная, для имен прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени – переменная (словоизменительная). В русском языке три рода: мужской, женский и средний. У каждого свой набор окончаний, определяющий тип склонения существительного.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Род
Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII–XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети.
Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог-творец.
Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень «род» означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, красный цвет (рдяной) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Источник: Славянская энциклопедия.

РОД
литературный, наиболее общая единица в классификации литературных произведений. Выделяется всего три рода: эпос, изображающий события в их развитии, отличающийся сюжетностью; лирика, задача которой – передать чувства, эмоции, ощущения; драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене, оформляющее развитие действия в виде реплик героев и авторских ремарок. Литературный род выделяют по организации текста и его направленности: слово может быть направлено на объект речи (эпос), субъект речи (лирика) или саму речь (драма), т. е. изображать предметный мир, внутренний мир говорящего или общение. Границы рода совпадают с разделением на поэзию и прозу: большинство эпических произведений написаны в прозе, а лирических – в стихах, но встречается эпос в стихах (напр., «Илиада» и «Одиссея» Гомера) и лирика в прозе (напр., стихотворения в прозе И. С. Тургенева). То, что называют лиро-эпическим родом (поэмы и баллады), на самом деле – эпические произведения с ярко выраженным авторским началом.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РОД
в древнерусской языческой мифологии бог, творец вселенной, создатель всего видимого и невидимого мира. Представление о нем принадлежит к древнейшему слою славянской религиозности. Поклонение Роду фактически представляло собой культ единобожия, ибо все остальные языческие божества считались производными от единого Бога. Как отмечал Прокопий Кесарийский (VI в.), славяне считают, что "один только Бог, Творец молний, является владыкой надо всем".
В своей идее понятие о Роде приближалось к христианскому представлению о Боге Саваофе - Боге Отце, Создателе всего сущего. Род выражал светлое, доброе первоначало, производными от которого были Сварог и его сын Дажьбог, прародитель русского племени. Со словом "Род" связано все самое значительное для русского человека. Род (семья, племя, династия), Народ, Родина, Природа, Родить, Урожай. К Роду у русских были особые чувства. Считая себя как бы правнуками главного Бога, они олицетворяли в нем свой род, его единство и неразрывную преемственность.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Род
(лат. gens), «родовой союз, который гордится общим происхождением (...от одного общего родоначальника) и образует в силу связывающих его известных общественных и религиозных учреждений особую общность...» (Ф. Энгельс). Первые Р. возникли после распада первобытной орды, вероятно, во времена позднего палеолита. Первоначально они были организованы на основе материнского права (матриархат). С разделением труда и появлением частной собственности развился патриархат (отцовское право). Р. регулировал совместную жизнь людей, он был экзогамным, имел верховного главу, общее владение землей, культовые места, кладбище. С переходом к классовому обществу Р. стал заменяться семьями. Мн. задачи Р. отныне переходили к государству. У греков и римлян еще существовали мн. остатки родовых порядков. Целые группы населения, военные объединения в ранние времена функционировали по родовому принципу. Право гражданства строилось не по территориальному, а по родовому принципу (принадлежность к родовым объединениям). Афиняне подразделялись на 4 филы, каждая из которых в свою очередь на 3 фратрии. Фратрия делилась на 30 Р., а каждый Р. исчислялся 30 мужчинами. Из-за недостатка данных мн. частные вопросы остаются неясными, тем более что в отдельных племенах существовали значительные отклонения от привел, схемы (сев.-зап. греки не знали фил). В классич. Афинах члены одного Р. в общем были приравнены к аристократам. В Италии первобытные обществ, отношения существовали дольше, здесь прослеживаются также мн. остатки тотемизма. Рим. Р. длительное время обладали политич. влиянием. Крепкие связи каждого индивида с Р. выражались также в наследовании родовых имен. 10 Р. образовывали курию, 10 курий — трибу, 3 трибы (тации, рамны и луцеры) — рим. народ. Величина курий была различной. Так, Фабии в 500 до н. э. насчитывали 300 мужчин, а Клавдии — 5000 мужчин. Члены Р. имели право наследства после ближайших родственников.

Источник: Словарь античности. 1989

Род
, Йорген (Roed, Jorgen) 1808, Копенгаген — 1888, Копенгаген. Датский живописец. Обучался с 14 лет у портретиста Х. Хансена в Академии художеств, дружил с его сыном К. Хансеном, впоследствии известным живописцем. После смерти Хансена занимался у К. В. Эккерсберга. Увлекся изображением памятников архитектуры под влиянием учителя и трудов историка искусства Нильса Лауритц Хойена о зодчестве Средневековья и Ренессанса. Принял участие в конкурсе 1835, организованном "Обществом искусств", получив первую премию за полотно Дворик в замке Фредериксборг (Фредериксборг, Художественные собрания). Писал также соборы в Орхусе (Копенгаген, Гос. музей искусств) и Роскилде (Орхус, Художественный музей), интерьер собора в Рибе в Северном Шлезвиге (1836, Копенгаген, Гос. музей искусств). В 1837 в качестве пенсионера Академии художеств поехал в Италию. Вместе с К. Хансеном путешествовал в Неаполь, Помпеи, Пестум, изучал памятники античности. Исполнил также картину на бытовой сюжет Двор тюрьмы в палаццо Барджелло во Флоренции (1842, Копенгаген, Гос. музей искусств), которую завершил уже на родине. В Италии на заказ писал полотна, копируя алтарные образы в известных церквах. В 1841 возвратился в Данию; был избран в том же году членом Академии художеств. Роду принадлежит копия Сикстинской Мадонны Рафаэля, исполненная для датского заказчика М. Хаммериха. На протяжении всей жизни писал портреты, изображая модели в интерьере (Портрет Генриэтты Туберг, 1833, Шарлоттенбург, Гос. художественное собрание) или пейзаже (Портрет художника, отдыхающего у дороги, 1852, Копенгаген, Гос. музей искусств). В 1862 получил звание профессора Академии художеств Копенгагена. Один из ярких представителей золотого века датской живописи, развивший реалистические традиции искусства К. В. Эккерсберга.
Лит.: Marussen H., Salling E. Akademiet og de skonne kunster. Lungby, 1979; The Golden Age of Danish Painting: Catalogue. N. Y., 1994.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Род
группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Род возникает из первобытного человеческого стада (См. Первобытное человеческое стадо), вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита (См. Палеолит). В силу закона экзогамии (См. Экзогамия) роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (См. Племя). Первоначально племя состояло из 2 связанных брачными отношениями родов. Позднее в племя стало входить большее число родов, объединявшихся во фратрии (См. Фратрия). С развитием производительных сил совершался переход к эпохе отцовского рода. У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Род сохраняет преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относится начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальности. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Все эти изменения приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми. Однако различные родовые структуры часто сохраняются и после возникновения классового общества (в особенности у кочевых и горских народов – туарегов Сахары, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует иерархия родов, с господством одних родов над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократической верхушки кочевых народов. Согласно другой точке зрения, уже на раннем этапе родовых отношений род не был производственной ячейкой, а имел главным образом лишь брачнорегулирующие функции. Экономической ячейкой общества и важнейшими социальным организмом была община, включающая предствителей разных родов. См. Первобытнообщинный строй, Община.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

РОД
коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя; в Р. обычно соблюдалась экзогамия. Для обозначения этого социального института в этногр. лит-ре употребляются также и др. термины - клан, генс, но содержание их но всегда равнозначно понятию Р. Возникает Р. из первобытного человеческого стада, как предполагают, одновременно с возникновением человека совр. вида (Homo sapiens), по-видимому, на рубежа ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов - фратрий. Позднее путем сегментации Р. во фратрию входило неск. Р.

Т. к. ученые имеют возможность непосредственно изучать лишь сравнительно поздние формы родовой организации, в науке по ряду вопросов истории развития Р. существуют различные точки зрения. Большинство сов. ученых (Ю. П. Аверкиева, А. М. Золотарев, М. О. Косвен, С. П. Толстов, Ю. И. Семенов и др.) считают, что в своем развитии родовое общество проходит два последовательных этапа: матриархат и патриархат. В свойственном эпохе матриархата материнском Р. производств. отношения людей в осн. совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризуются коллективным трудом и потреблением, общеродовой собственностью на осн. средства произ-ва, равноправием сородичей в обществ. делах вне зависимости от пола. Т. о., Р. в это время являлся осн. экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Человек еще не был обособленной личностью, он только частица своей обществ. группы, слит с ней во всех проявлениях жизни и деятельности.

С развитием производит. сил совершается переход ко второму этапу родового строя - патриархату. У значит. части народов этот переход был связан с развитием кочевого скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Осн. экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В этот период производств. отношения перестают совпадать с кровнородственными. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Это эпоха сосуществования кровнородственных и терр. связей, остатков первобытного коллективизма, возникающей социальной дифференциации и частного присвоения. Постепенно складывается малая семья, как осн. экономич. ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные терр. объединения - сельские общины), что постепенно приводит к окончат. распаду родовых отношений и формированию клас. отношений (см. Первобытнообщинный строй). Пережиточно различные родовые объединения часто сохраняются и после возникновения клас. общества (в особенности у кочевых и горских народов - бедуинов, туарегов, туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развитая иерархия Р., с господством одних Р. над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократич. верхушки кочевых народов.

Нек-рые сов. ученые (Н. А. Бутинов и др.) считают, что уже на раннем этапе родовых отношений Р. как таковой был лишь экзогамным кровнородств. коллективом, имевшим брачно-регулирующие функции. Экономич. ячейкой общества была родовая община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р. (при матрилокальном браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном - женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли представители одного Р., причем разные члены общины в процессе обществ. произ-ва выполняли различные функции и имели различные права и обязанности. Т. о., по мнению этих ученых, Р. и родовая община были разными, но сосуществующими коллективами. Однако эта точка зрения в науч. лит-ре не получила еще достаточного обоснования.

Фактич. сведения о Р. у древних семитич. народов встречаются в Библии; сведения о Р. греков, римлян, галлов, германцев сохранились в антич. лит-ре (Аристотель, Т. Ливий, Ю. Цезарь, К. Тацит и др.). Сведения о родовых делениях и экзогамии у нек-рых народов Азии (у китайцев и др.) сообщает Масуди. В 18 в. были описаны родовые отношения у индейцев Сев. Америки Ж. Ф. Лафито. Теоретич. постановка вопроса о Р. относится к 1-й пол. 19 в., когда возникла т. н. родовая теория, впервые поставившая вопрос о роли Р. в древней истории греков, римлян, славянских, германских и нек-рых др. народов. В 60-х гг. 19 в. Фюстель де Куланж рассматривал рим. Р. как естественно возникшую группу семей (в противоположность Б. Г. Нибуру, к-рый в нач. 19 в. высказал мнение, что генс - искусственно созданный семейный союз). В 60 - 70-х гг. 19 в. Дж. Мак-Леннан высказал точку зрения, что в развитии общества Р. предшествует семье.

Новый этап в развитии учения о Р. начинается с выхода книги Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер., Л., 1934). "В этом роде, организованном согласно материнскому праву, он открыл первичную форму, из которой развился более поздний род, организованный сообразно отцовскому праву, - тот род, какой мы находим у культурных народов античности" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Марксистская теория родового строя, согласно к-рой Р. в своем развитии прошел два последовательных этапа - матриархат и патриархат, была создана Ф. Энгельсом (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", там же, т. 21, с. 23-178) на основе исследований Моргана. Сов. наука на данных самых различных народов подтвердила правильность осн. положений марксистского учения о Р. и разработала ряд кардинальных вопросов истории Р.: становление и разложение родового строя, формы перехода от материнского к отцовскому Р. и др.

Бурж. этнография 20 в. чаще всего отвергает учение об универсальности родовой организации и значение Р. как осн. ячейки первобытного общества. Ф. Гребнер, напр., считал, что в основе первобытного общества лежала малая семья, а В. Шмидт признавал такое значение и за большой семьей, но только не за Р. Р. Лоуи рассматривал семью и терр. общину как древнейшие универсальные социальные институты, а Р. как институт, имевший лишь ограниченное распространение и только на поздних этапах развития первобытного общества. Совр. бурж. этнографы - неоэволюционисты считают, что родовая организация лишь одна из многих параллельных линий развития общества (Дж. Стьюард). Среди многих амер. бурж. этнографов распространена также теория о том, что Р. присущ только обществам определенного среднего размера и потому его нет ни в малочисл. общинах, таких, как у эскимосов, ни у крупных народов Зап. Европы (К. Оберг, П. Боханнан). Все эти построения, в конечном итоге, имеют одну общую цель: доказать первичность семьи, а тем самым извечность частной собственности и других институтов буржуазного общества.

См. также Первобытнообщинный строй, Матриархат, Патриархат, Община, Семья.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, (М.), 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Энгельс Ф., К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки, Тр. Ин-та этнографии, т. 70, М., 1961; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, "СЭ", 1965, No 3; Золотарев A. M., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ковалевский М. М., Первобытное право, в. 1-2, М., 1886; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; Кнышенко Ю. В., История первобытного общества и основы этнографии, Ростов н/Д., 1965; Першиц А. И., Проблемы истории первобытного общества в советской этнографии, М., 1956; его же, Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, Тр. Ин-та этнографии, т. 54, М.-Л., 1960; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобытного общества, "СЭ", 1946, No 1; Mac Lennan J. F., Primitive marriage. An inquiry into the origin of the form of capture in marriage ceremonies, Edin., 1865; Lowie R. H., Primitive society, N. Y., 1920; Murd?ск G. R., Social structure, N. Y., 1949; Steward J. H., Theory of culture change. The methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955; Kirchhof, The principles of clanship in human society, "Davidson Journal of anthropology", 1955, v. 1; Bohannan P., Social anthropology, N. Y., 1965; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.

Л. А. Файнберг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976