Родченко, Александр Михайлович
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
Род. 1891, ум. 1956. Живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Стоял у истоков конструктивизма и дизайна как самостоятельного вида искусства. Ученик Н. И. Фешина. Был близок с яркими представителями нового российского искусства — В. Татлиным, К. Малевичем, Л. Поповой и др. Участвовал в создании профессионального союза художников-живописцев, был его секретарем (1917). Сотрудник отдела ИЗО Наркомпроса (1918—1921), общества "Живскульптарх" (с 1919), Института художественной культуры (1921—1924). Один из создателей фотогруппы "Октябрь" (1930). В ранних работах Р. заметно влияние супрематизма Казимира Малевича, но позднее (1918—21) художник примыкает к конструктивистам и переходит от плоскостной живописи к созданию объемных пространственных конструкций. Названия картин этого периода говорят сами за себя — "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", "Композиция и конструкция", "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет", "Чистый синий цвет" и др.
Создал ряд архитектурных проектов (здания принципиально нового типа — Дома Советов — 1920). Много работал в области полиграфического искусства, отдавая предпочтение агитационному и производственному. Разработал образцы типографских шрифтов для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др. Был оформителем журналов "ЛЕФ" (с 1923 г.), "Новый ЛЕФ" (1927—28), "СССР на стройке" (1933—41), юбилейных альбомов, фотоальбомов (после 1934 г.). Стоял у истоков фотомонтажа (оформление поэмы Маяковского "Про это", плакаты, вывески, упаковка, значки, марки). Фотография обязана Р. появлением понятий "перспектива Родченко", "ложная перспектива Родченко". Оформлял театральные спектакли. В 1951 г. исключен из Союза советских художников за отход от социалистического реализма, в 1954 г. восстановлен.