Родченко, Александр Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РОДЧЕНКО Александр Михайлович
(1891-1956) Художник, фотограф, архитектор. С 1923 сотрудничал как график и фотограф в ж. "Кино-фото", «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Огонек», «Смена», в 1933-41 – «СССР на стройке». Учился в Казанской худ. школе (1911-14) у Н.Фешина, Г.Медведева, в 1914-17 - в Строгановском уч-ще в Москве. С 1913 участник выставок. С 1916 и до конца жизни - в личном и творческом союзе с художницей В.Ф.Степановой. В 1918-21 сотр. ИЗО, зав. музейным бюро, член коллегии Наркомпроса РСФСР. Один из лидеров конструктивизма и производственного искусства. В 1921-24 работал в моск. ИНХУКе. В 1917-18 секр. Левой федерации союза художников, в 1923-30 участник АСНОВА, член Левого фронта искусств (ЛЕФ), в 1928-32 член худ. об-ия «Октябрь». Преподавал прикладное искусство, с 1920-30 профессор ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. С 1924 занимался фотографией, проводник идей конструктивизма в фотоискусстве, мастер портрета, репортажной съемки, фотомонтажа. В 1940-50 фоторепортер и художник в Музее Революции и Доме техники в Москве. Живописные композиции ("Конструкция", 1917; "Черное в черном", 1918; «Композиция», 1920; «Гладкие доски», 1921), портреты ("Спортсменка", 1938), станковая и кн. графика, оформление театр. спектаклей и др. работы.
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

Родченко, Александр Михайлович

Родченко Александр Михайлович


Род. 1891, ум. 1956. Живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Стоял у истоков конструктивизма и дизайна как самостоятельного вида искусства. Ученик Н. И. Фешина. Был близок с яркими представителями нового российского искусства — В. Татлиным, К. Малевичем, Л. Поповой и др. Участвовал в создании профессионального союза художников-живописцев, был его секретарем (1917). Сотрудник отдела ИЗО Наркомпроса (1918—1921), общества "Живскульптарх" (с 1919), Института художественной культуры (1921—1924). Один из создателей фотогруппы "Октябрь" (1930). В ранних работах Р. заметно влияние супрематизма Казимира Малевича, но позднее (1918—21) художник примыкает к конструктивистам и переходит от плоскостной живописи к созданию объемных пространственных конструкций. Названия картин этого периода говорят сами за себя — "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", "Композиция и конструкция", "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет", "Чистый синий цвет" и др.


Создал ряд архитектурных проектов (здания принципиально нового типа — Дома Советов — 1920). Много работал в области полиграфического искусства, отдавая предпочтение агитационному и производственному. Разработал образцы типографских шрифтов для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др. Был оформителем журналов "ЛЕФ" (с 1923 г.), "Новый ЛЕФ" (1927—28), "СССР на стройке" (1933—41), юбилейных альбомов, фотоальбомов (после 1934 г.). Стоял у истоков фотомонтажа (оформление поэмы Маяковского "Про это", плакаты, вывески, упаковка, значки, марки). Фотография обязана Р. появлением понятий "перспектива Родченко", "ложная перспектива Родченко". Оформлял театральные спектакли. В 1951 г. исключен из Союза советских художников за отход от социалистического реализма, в 1954 г. восстановлен.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008