РОДЕН
РОДЕН
Рене Франсуа Огюст (1840–1917) — французский скульптор, считающийся лучшим мастером своего времени. Уже ранним работам Родена были присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в переда-че сложных движений («Бронзовый век», 1876; «Иоанн Креститель», 1878). Его значение в искусстве скульпту-ры состояло в том, что путем реалистической трактовки человеческой фигуры он освободил скульптуру от идеализирующих условностей своего времени, привнес в свои работы смелость и дерзость стиля и обновленную экспрессию. С 1880-х гг. и до конца жизни Роден работал над горельефной композицией «Врата ада», символически воплощавшей мир человеческих страстей, навеянной «Божественной комедией» Данте. От-дельные сюжеты этой композиции он создавал как самостоятельные произведения («Поцелуй», 1886; «Мыслитель», 1888). С середины 1880-х гг. в творчестве Родена развивается стремление к усложненным символическим образам, к выражению всей гаммы человеческих эмоций — от ясной гармонии до полного отчая-ния. Произведение этого периода приобретают как бы незаконченный, эскизный характер. Это позволило Родену стать одним из основоположников импрессио-низма в скульптуре. Работы Родена дали мощный им-пульс для художественного творчества целой плеяды скульпторов XX в. (Э. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспью и др.)
РОДЕН
rodin) Огюст (1840, Париж – 1917, Медон, Франция), французский скульптор. Работал в 1857–58 гг. каменотесом у А. Каррье-Беллеза, затем начал заниматься скульптурой. Первое значительное произведение Родена «Человек со сломанным носом» (1864), представленное на выставку Парижского салона, было отвергнуто жюри. В 1875–76 гг. посетил Италию. Под впечатлением от произведений Микеланджело была создана статуя «Бронзовый век» (1876), воспринятая современниками как излишне натуралистичная. В 1880 г. получил заказ на создание монументальных дверей для Музея декоративного искусства, который предполагалось возвести в Париже. Вдохновляясь сюжетами произведений Данте, Ш. Бодлера, скульптурой Л. Гиберти, автора «Райских врат» баптистерия Флорентийского собора, создал «Врата ада», включавшие ок. 190 фигур и композиций, но закончить работу над ними не успел. Многие скульптуры, которые Роден предполагал поместить на «Вратах ада», стали существовать как самостоятельные композиции («Адам», «Ева», «Мыслитель», «Уголино», «Поцелуй», «Данаида»). В 1884–86 гг. создал бронзовый памятник «Граждане Кале» (установлен в 1895 г.), посвященный событиям 1347 г., когда шестеро жителей г. Кале согласились добровольно принять смерть, чтобы английские войска сняли осаду.
Лучшие монументальные и портретные произведения Родена представляют людей творчества (бюст В. Гюго, 1889; памятник О. Бальзаку, 1891–97). Бальзак представлен в момент творческого озарения. Скульптор оценивал памятник писателю как итог своего творчества, однако Общество деятелей литературы, заказавшее памятник, отвергло работу (установлен в 1939 г. в Париже).
Творчество Родена оказало огромное влияние на развитие европейской скульптуры второй пол. 19 в. Он разрушил многие академические условности, ввел в скульптуру фрагментарные композиции, в частности форму торса, как самостоятельное законченное произведение. Манера Родена близка импрессионизму, но вместе с тем его работы не лишены психологизма, им присуща строгая архитектоника объемов. Творчество Родена оказало влияние на А. С. Голубкину, А. Бурделя, Д. Эпстайна, Ж. Липшица.
Лучшие монументальные и портретные произведения Родена представляют людей творчества (бюст В. Гюго, 1889; памятник О. Бальзаку, 1891–97). Бальзак представлен в момент творческого озарения. Скульптор оценивал памятник писателю как итог своего творчества, однако Общество деятелей литературы, заказавшее памятник, отвергло работу (установлен в 1939 г. в Париже).
Творчество Родена оказало огромное влияние на развитие европейской скульптуры второй пол. 19 в. Он разрушил многие академические условности, ввел в скульптуру фрагментарные композиции, в частности форму торса, как самостоятельное законченное произведение. Манера Родена близка импрессионизму, но вместе с тем его работы не лишены психологизма, им присуща строгая архитектоника объемов. Творчество Родена оказало влияние на А. С. Голубкину, А. Бурделя, Д. Эпстайна, Ж. Липшица.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Роден
, Рене Франсуа Огюст (Rodin Auguste) 1840, Париж — 1917, Медон, близ Парижа. Французский скульптор, график. Происходил из простой малообеспеченной семьи, далекой от искусства. Художественные способности проявились в раннем детстве: "Сколько себя помню, я рисовал — углем на оберточной бумаге, мелом на мостовой и стенах домов" (Роден). В 1854—1857 учился в бесплатной Школе математики и рисунка, преобразованной в Школу декоративного искусства, у талантливого педагога Лекока де Буабодрана, который стремился развивать у художников творческую зрительную память. Модель ставилась на несколько минут, и затем ее надо было рисовать по памяти. Этот метод оказал плодотворное воздействие на формирование Родена, приучив его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали. Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари. Пользуется советами Ж. Б. Карпо. Не сумев поступить в Школу изящных искусств, начинает работать помощником в скульптурных мастерских, постигая все подсобные профессии ремесла: форматора, отливающего скульптуры в гипсе, резчика по камню, лепщика орнаментов и т. д. Все это стало основательной базой в овладении "наукой лепки". Выполняет ряд самостоятельных работ: Портрет отца (1860), бюст П. Ж. Эймара (1863), ряд изящных композиций и женских головок в терракоте в духе XVIII в. (Девушка в шляпке с цветами; Флора; Мать и дитя, все — 1865—1870-е, Париж, Музей Родена). "Я люблю изящество XVIII в. ...как не любить эту красоту... если она помогает моему таланту" (Роден). Яркий, независимый характер передан в бюсте Миньон (1869, Париж, Музей Родена), для которого позировала молодая белошвейка Роза Бере, ставшая подругой скульптора на всю жизнь. Самым значительным произведением раннего периода был Человек со сломанным носом (1864, Париж, Музей Родена) — первая работа, открывающая не только истинного Родена, но и обозначившая новый этап в развитии пластики. Некрасивое лицо, изборожденное глубокими морщинами, которые словно возникают на глазах у зрителя (столько в них динамики и экспрессии), поражает трагизмом. Каждая пядь поверхности источает напряжение духа, каждый поворот раскрывает новую грань образа, новый след, запечатленный судьбой. Лицо оживает в чередовании планов, объемов, линий, обнажающих драматизм духовной жизни. Это новая пластика, воплощающая внутренний мир человека в развитии и изменчивости. Работа была отвергнута жюри Салона, как и многие работы современников Родена — импрессионистов, молодых живописцев, ищущих новые пути в искусстве. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Роден работает в Бельгии, в Брюсселе, над украшением декоративной скульптурой здания Биржи, дворца Академии, многих особняков, декорирует фонтан в Антверпене, лепит камерные статуэтки. Зарабатывая подобной скульптурой на жизнь, Роден мечтает о создании значительного произведения, где бы он смог в полную силу реализовать свои творческие возможности. Это желание окрепло после поездки в 1875 в Италию. "В Италии я... увлекся великим флорентийским мастером, и эта страсть, без сомнения, отразилась на моем творчестве... Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни...". Скульптура Микеланджело открыла Родену, насколько выразительной может быть пластика человеческого тела. Передать ощущение "дыхания жизни" — эта мысль вдохновляла Родена во время работы над Бронзовым веком (1876—1880, Париж, музей Opce). Вначале мастер хотел создать статую раненого воина, опирающегося на копье, и назвать ее Побежденный в память о недавней войне. Затем его захватила идея зарождения личности в человеке, пробуждение сознания, переход от первобытного существования к осознанному бытию. В скульптуре воссоздан ряд сложных промежуточных состояний перехода от сна к бодрствованию в прямом и переносном смысле. Неподвижные, словно "дремлющие" формы как бы пробуждаются, наливаются жизнью. Об этом красноречиво говорит здесь сама пластика тела: "...каждая точка была устами, говорящими по-своему... В жилы этого человека словно лилась мощь из глубины земли..." (Э. М. Рильке). Бронзовый век — символ пробуждения не только телесного, но и духовного. Передача формирования духовного образа во времени знаменовала суть новаторства Родена. Роден не идеализировал натуру, а стремился как можно выразительнее воссоздать красоту обнаженного тела. "Обнаженное тело кажется мне прекрасным. Для меня оно — чудо, сама жизнь". Его главная задача — уловить ритм живого развивающегося организма, внутреннее движение, одухотворяющее материю. Статуя была настолько жизненна, что скульптора обвинили в том, что он сделал гипсовый слепок с живой модели. Однако многие известные художники выступили против абсурдного обвинения. Роден верил в высокое предназначение художника: "Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает смысл бытия" (Роден). В Салоне 1880 мастер показал одно из своих самых вдохновенных творений — Иоанна Крестителя (Париж, музей Орсе), идущего в мир, к людям, с проповедью великих и вечных истин. Творческим подвигом стала работа Родена над Вратами ада (1880—1917, Париж, музей Родена). Это был заказ на парадные двери для будущего Музея декоративного искусства; мастер трудился над ним до последних дней своей жизни. Створки врат представляли собой гигантский рельеф, заполненный фигурами и группами на темы Божественной комедии Данте, античной мифологии, Священного Писания, творчества поэтов разных веков: Вийона, Бодлера, Верлена и др. Композиционное решение Врат созвучно терцине Данте из Пятой песни поэмы: "То адский ветер, отдыха не зная, мчит сонмы душ среди окрестной мглы и мучит их, крутя и истязая". Поверхность рельефа кажется подвижной, она словно пульсирует, то вздуваясь, то опадая; стремительный поток подхватывает сотни фигур и уносит их в бездну. Главная тема Врат ада — страдающий и грешный человек, возвышенно-великий в своих помыслах и презренный в своей низости, его мятущаяся душа. Основным средством выражения стало красноречие пластики человеческого тела. Створки Врат венчают Три тени, в безнадежной тоске склонившиеся над бездной; под ними Мыслитель — одно из самых известных произведений мастера. Это ключевая фигура рельефа, олицетворение стремления человеческого разума проникнуть в тайны мироздания, постичь смысл жизни и предназначения человека. Души мучеников вызывают у Мыслителя не гнев, а сострадание, стремление понять. "У Родена не ад возмездия, это ад нежности и сострадания" (Анатоль Франс). В процессе работы над Вратами возникли идеи многих композиций, которые затем (в увеличенном масштабе) стали самостоятельными произведениями. Таковы Адам, Ева, Тень, Мыслитель, Прекрасная Омьер, Данаида, Уголино и многие др. Одновременно с Вратами Роден выполняет заказ на памятник гражданам Кале (1884—1895, Кале). Скульптура была заказана муниципалитетом города Кале в память о подвиге далекого прошлого: во время Столетней войны, в 1347, шесть самых уважаемых жителей города добровольно вызвались принять смерть, чтобы спасти своих сограждан от гибели, а город от разграбления. Памятник и поныне высится на площади старинного города. Со времен готики в Европе не создавалось ничего равного по скорбной красоте, трагизму и мощной пластике. Роден представил шествие на казнь. Тема монумента — чувства, мысли, переживания человека на грани жизни. Скульптор взялся за труднейшую задачу — создать композицию из шести фигур, добиваясь цельности группы и в то же время стремясь раскрыть характер каждого персонажа. Ему это удалось. Это не бронзовые истуканы, а страдающие люди. Перед лицом смерти обнажается душа человека: один встречает ее с мудрым достоинством; другой — с непреклонным мужеством, бросая вызов врагу; третий охвачен сомнениями и рефлексией; четвертый полон недоумения и упрека; пятый, заслонив лицо рукой, словно отгоняет от себя зловещее видение неминуемого; шестой, обхватив голову руками, цепенеет от страха и ужаса предстоящего. Художник показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных. Однако композицию можно воспринимать и как череду психологических состояний одного человека, ибо в душе каждого, перед смертью отвага может сменяться и сомнениями, и страхом. Общность судьбы придает скульптуре необходимую цельность, притом что душевные переживания каждого индивидуальны и неповторимы. Чувства людей переданы мощно: перед нами глыбы человеческих характеров, чувств, темпераментов, отлитых в пластические формы и объемы. Впервые в истории монументальной пластики художник сумел с такой силой, страстью сопереживания воплотить психологию индивидуальной личности. Это своеобразное шествие на Голгофу, посвященное не только жителям Кале, но всем когда-либо невинно осужденным на смерть. Скульптура обретает здесь красноречие и мощь шекспировской трагедии. Памятник общечеловечен и вечен: не случайно бронзовые отливы Граждан Кале поставлены во многих городах мира как призыв к памяти и совести человечества. В 1880—1890-е к Родену приходит известность. К нему обращаются с заказами на памятники выдающимся людям представители различных городов и стран. Он участвует во многих конкурсах на монументы: выполняет статую Даламбера для ратуши в Париже (1880); памятники художникам Бастьен-Лепажу (1885—1889, кладбище в Дамвиллере) и Клоду Лоррену (1883—1892, Нанси); президенту Аргентины Сармиенто (1895, Буэнос-Айрес), Виктору Гюго (1883, Париж; существуют варианты — 1893, 1897, 1909 и др.). Наибольшую известность приобрел памятник Бальзаку (1892—1898), вызвавший в свое время негодование одних и восхищение других. Родену хотелось передать не иконографически точный облик знаменитого писателя, а воссоздать в пластике образ Бальзака в процессе творчества. Это породило необычную, исполненную монументальной экспрессии форму: здесь все живет, движется, колышется, набухает — голову писателя, его лицо можно уподобить мощному вулкану, исторгающему из своих недр потоки лавы. Памятник был отвергнут заказчиками, и выполнение его поручили скульптору Фальгиеру. Монумент же Родена дождался открытия лишь в 1939, в Париже на бульваре Распай. В течение всей жизни Роден работал над портретами современников. Образы, создаваемые мастером, всегда значительны и характерны. Скульптор обладал даром проникать в самые сокровенные глубины человеческой души: Альфонс Легро (1881, Дижон, Музей изящных искусств), Виктор Гюго (1883, Лион, Музей), Жюль Далу (1883, Прага, Нац. галерея), Анри Рошфор (1884, Токио, Музей западного искусства), Шарль Бодлер (1898, Париж, Музей Родена), Бернард Шоу (1906, Филадельфия, Музей Родена), Гюстав Малер (1909, Дрезден, Альбертинум) и др. Особого внимания заслуживают эстетические взгляды мастера. Роден считал, что в природе нет безобразного, что прекрасное в искусстве — это не идеально красивое или правильное, а характерное. Поэтому так остро выразительны его работы. Творчество Родена знаменовало собой новый этап в развитии пластики. Содержанием его скульптуры стали мысли, чувства, страсти человека в их изменчивости, в процессе непрерывных превращений. Формы и объемы его произведений выплескиваются за рамки буквального воспроизведения натуры, тяготея к гиперболе, динамической экспрессии и метаморфозе.
Лит.: Роден О. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913. Терновец Б. Н. Роден. Л., 1936; Рильке Р. М. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971; Стародубова В. В. Огюст Роден. М., 1998; Роден. Сборник статей о творчестве. М., 1960; Rodin. Les Cathedrales de France. Paris, 1914; Jianou J., Goldscheider C. Rodin. Paris, 1964. Vol. 1—2.
В. Стародубова
Лит.: Роден О. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913. Терновец Б. Н. Роден. Л., 1936; Рильке Р. М. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971; Стародубова В. В. Огюст Роден. М., 1998; Роден. Сборник статей о творчестве. М., 1960; Rodin. Les Cathedrales de France. Paris, 1914; Jianou J., Goldscheider C. Rodin. Paris, 1964. Vol. 1—2.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006