исторический журнал, издается с 1989 в Москве. Статьи и публикации по истории России с древнейших времен. Богато иллюстрирован.
РОДИНА
РОДИНА
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
РОДИНА
отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РОДИНА
отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, общественным устройством, особенностями языка, культуры, быта и нравов.
Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля - таков образ Родины в сознании русского человека.
Для русского народа характерно раннее осознание своего национального "я". Это осознание начинается с чувства принадлежности человека не просто к племени или месту рождения, но к государству или большой территории, которая понимается им как его земля, земля его предков, за которую он готов положить свою голову.
Уже в "Повести временных лет" отчетливо проявляется патриотическое сознание наших предков. Это осознание единства славянского народа (под которым подразумевается русский народ), стремление к единению Руси, а также провозглашение богоизбранности славянского народа (но не в плане противопоставления другим народам, а в моральном смысле первенства борьбы с мировым злом).
Русские князья в XII в. клянутся именем земли Русской. Даниил Паломник в Иерусалиме возжигает на Гробе Господнем лампаду "за всех христиан земли Русской". Лучше на Родине костьми лечь, чем на чужбине быть в почете, - говорит Ипатьевская летопись.
Родина есть живой дух народа, пребывание в котором дает твердое ощущение его блага и правоты. Любить Родину - значит любить не просто "душу народа", но национальный характер его духа (И. Ильин).
Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений - немеркнущее духовное ядро, живое сердце - вот интуиция Родины" (Б. Зайцев). Мать, мать родная, Родина-то наша, мы птенцы, так мы ее и сосем (Ф. Достоевский).
О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя? (В. Жуковский). В минуты унынья, о Родина-мать, я мыслью вперед улетаю, еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю (Н. Некрасов). Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!", я скажу: "Не надо рая, дайте Родину мою" (С. Есенин). Я на нее, на Родину, глядела, я знала: это все мое - душа моя и тело (А. Ахматова).
См. также: Патриотизм.
О. Платонов
Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля - таков образ Родины в сознании русского человека.
Для русского народа характерно раннее осознание своего национального "я". Это осознание начинается с чувства принадлежности человека не просто к племени или месту рождения, но к государству или большой территории, которая понимается им как его земля, земля его предков, за которую он готов положить свою голову.
Уже в "Повести временных лет" отчетливо проявляется патриотическое сознание наших предков. Это осознание единства славянского народа (под которым подразумевается русский народ), стремление к единению Руси, а также провозглашение богоизбранности славянского народа (но не в плане противопоставления другим народам, а в моральном смысле первенства борьбы с мировым злом).
Русские князья в XII в. клянутся именем земли Русской. Даниил Паломник в Иерусалиме возжигает на Гробе Господнем лампаду "за всех христиан земли Русской". Лучше на Родине костьми лечь, чем на чужбине быть в почете, - говорит Ипатьевская летопись.
Родина есть живой дух народа, пребывание в котором дает твердое ощущение его блага и правоты. Любить Родину - значит любить не просто "душу народа", но национальный характер его духа (И. Ильин).
Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений - немеркнущее духовное ядро, живое сердце - вот интуиция Родины" (Б. Зайцев). Мать, мать родная, Родина-то наша, мы птенцы, так мы ее и сосем (Ф. Достоевский).
О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя? (В. Жуковский). В минуты унынья, о Родина-мать, я мыслью вперед улетаю, еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю (Н. Некрасов). Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!", я скажу: "Не надо рая, дайте Родину мою" (С. Есенин). Я на нее, на Родину, глядела, я знала: это все мое - душа моя и тело (А. Ахматова).
См. также: Патриотизм.
О. Платонов
РОДИНА
русский патриотический клуб любителей памятников истории и культуры. Основан в 1962 архитектором-реставратором П.Д. Барановским и художником И.С. Глазуновым. Создание клуба поддержали целый ряд выдающихся деятелей русской культуры, и в частности, художники П.Д. Корин и А. Коробов, академики Н.Н. Воронин и Б.А. Рыбаков, писатель Л.М. Леонов, архитектор П. Ревякин. Председателем клуба был А. Садов. "Одной из важнейших задач клуба, - писал впоследствии Глазунов, - была пропаганда отечественного культурного и исторического достояния, привлечение как можно большего числа людей к его защите от окончательного большевистского разгрома. Эта тема постоянно звучала на наших вечерах, в организуемых нами газетных и журнальных публикациях. С этой же целью совершались экскурсии по историческим местам и древним русским городам". Кроме лекционной и экскурсионной работы члены клуба участвовали в реставрации памятников, и в частности Крутицкого подворья в Москве и Болдинского монастыря под Смоленском.
При клубе возникла первая в советской России общественная комиссия по охране памятников, председателем которой стал главный редактор журнала "Техника - молодежи" В.Д. Захарченко. Клуб имел свой герб - на червленом щите сияла взятая из древней церковной рукописи буква "Р", которую, как свечу или меч, крепко держала рука. "Р" - Родина, Россия.
Клуб воспитал целую плеяду замечательных русских патриотов, сыгравших в будущем большую роль в возрождении русского национального сознания, среди них В.Н. Ганичев, Ю.А. Бычков, Н.Д. Глушенко, Ю.П. Копосов, Н.И. Розов, В.Д. Ляпков. "Эти люди, - вспоминает Глазунов, - стали тогда основной ударной силой нашего, нового для тех лет патриотического движения, вдохновляясь и загораясь ежедневно от все более и более открываемого нами мира русской культуры, а также встречаясь, как они говорили, с "последними из могикан", исповедующими беззаветную стойкость не только в охране памятников, но и в каждом живом проявлении русской души". Клуб "Родина" просуществовал до августа 1968 и был закрыт советскими властями во время событий в Чехословакии. Однако к тому времени его эстафету перехватили другие, еще более мощные патриотические организации, и прежде всего ВООПИК и "Русский клуб".
О. Платонов
При клубе возникла первая в советской России общественная комиссия по охране памятников, председателем которой стал главный редактор журнала "Техника - молодежи" В.Д. Захарченко. Клуб имел свой герб - на червленом щите сияла взятая из древней церковной рукописи буква "Р", которую, как свечу или меч, крепко держала рука. "Р" - Родина, Россия.
Клуб воспитал целую плеяду замечательных русских патриотов, сыгравших в будущем большую роль в возрождении русского национального сознания, среди них В.Н. Ганичев, Ю.А. Бычков, Н.Д. Глушенко, Ю.П. Копосов, Н.И. Розов, В.Д. Ляпков. "Эти люди, - вспоминает Глазунов, - стали тогда основной ударной силой нашего, нового для тех лет патриотического движения, вдохновляясь и загораясь ежедневно от все более и более открываемого нами мира русской культуры, а также встречаясь, как они говорили, с "последними из могикан", исповедующими беззаветную стойкость не только в охране памятников, но и в каждом живом проявлении русской души". Клуб "Родина" просуществовал до августа 1968 и был закрыт советскими властями во время событий в Чехословакии. Однако к тому времени его эстафету перехватили другие, еще более мощные патриотические организации, и прежде всего ВООПИК и "Русский клуб".
О. Платонов