, Хуан де (Ruelas, Juan de) Ок. 1560, Севилья — 1625, Оливарес. Испанский живописец. Был священником и лиценциатом, т. е. бакалавром, получившим право читать лекции, не имея ученой степени. Первое упоминание связано с созданной Роэласом гравюрой, датированной 1597. С 1598 работал в Вальядолиде, с 1602 жил в Севилье и близ нее, в местечке Оливарес. В 1616 побывал в Мадриде, безуспешно пытаясь стать королевским капелланом и придворным художником. Вернувшись в Севилью, он занял место капеллана соборной церкви. Большое внимание на творчество Роэласа оказала венецианская живопись, которую он изучал в художественных собраниях Мадрида и Эскориала. Исследователи высказывали предположения, что художник был в Венеции, но пребывание его в Италии источниками не подтверждается. Легкие краски, пластичность форм и прозрачные светотеневые переходы в произведениях Роэласа были, несомненно, связаны с традициями венецианского искусства. Вместе с тем в его огромных, перегруженных фигурами, тяготеющих к декоративной условности полотнах сохраняется зависимость от приемов изживавшего себя романизма. Усвоенная итальянская классическая основа сочетается в творчестве мастера с чертами нового нарождающегося в Испании национального искусства; поэтому Роэлас обычно рассматривается среди основоположников реалистического направления в испанской живописи XVII в. Основные произведения: алтарные картины Обрезание (1606, Севилья, Университет), Сант Яго — победитель мавров (1609, Севилья, собор), Непорочное зачатие (1615, Вальядолид, Музей), Детство Девы Марии (Севилья, Музей изящных искусств), Смерть св. Исидора (Севилья, церковь Сан Исидоро; композиция особенно интересна портретами севильской знати, монахов, ученых); алтарь в церкви Мерсед в Севилье (1619). Лучшие качества Хуана Роэласа как выдающегося живописца раскрылись в самой известной его картине Мученичество апостола Андрея, написанной для коллегии Сан Томе в Севилье (1612, Севилья, Музей изящных искусств). Традиционное деление полотна на небесную и земную сферу, на идеально-условные и реальные образы мастер умело соединяет в великолепной, тяготеющей к симметрии и вместе с тем свободной композиции. В нижней зоне изображены всадники, плотники, палачи, знатные горожане, нищий с мальчиком. Они написаны без прикрас, их характерный облик придает декоративной композиции оттенок неожиданной свежести. Господствуют золотисто-желтые, насыщенно-красные, глубокие розовые тона, призрачен далекий пейзаж, залитый светом.
Лит.: Valdivieso Gonzalez E. Juan de Roelas. 1560—1625. Sevilla, 1978.
Т. Каптерева