Рогов (Павел Игнатьевич, 1833 - 1892) - педагог. Окончив курс в Санкт-Петербургском университете, преподавал историю в разных учебных заведениях Санкт-Петербурга; много сделал для педагогического музея, в котором был товарищем председателя. Главные его труды: народные чтения "Татарский погром и св. благоверный великий князь Александр Невский" (Санкт-Петербург, 1872 и 1874), "О Смутном времени на Руси" (Санкт-Петербург, 1873; 3-е изд., 1880), "Святые Кирилл и Мефодий" (Санкт-Петербург, 1874 и 1885), "Императрица Екатерина II" (Санкт-Петербург, 1874), "Памяти В.П. Коховского" ("Русская Школа", 1891, № 12). Ср. некролог в "Библиографических Записках", 1892, № 9.
Рогов Павел Игнатьевич
Источник: Биографический словарь. 2008
— педагог, воспитатель, инспектор классов 1-го Кадетского Корпуса; происходил из обер-офицерских детей, родился 11 марта 1833 г., умер 21 мая 1892 г., в Петербурге. Учился первоначально в Благовещенском Приходском, а затем в Сампсониевском Уездном Училищах, среднее образование получил в Третьей Петербургской Гимназии, откуда поступил в С.-Петербургский Университет, на разряд естественных наук физико-математического факультета, и пробыл там до 1855 г., когда окончил курс со степенью кандидата. Тогда было время возбуждения педагогических вопросов в нашем передовом обществе, и Рогов, чувствуя стремление к деятельности педагогической, бросил свою специальность и стал учителем русского языка и истории в частных учебных заведениях, преимущественно женских. В самом начале его учительской деятельности, по словам самого Рогова, руководителем и наставником его сделался К. И. Май, директор частной Гимназии в Петербурге. Под обаянием этой школы из Рогова выработался прекрасный учитель-воспитатель, который умел пробудить в учениках сознание собственного достоинства, умел и сам быть человеком в отношении их и их учил быть людьми. Гуманность проявлялась у него во всем. В то время умели ценить преподавателей и выдвигали их. Качества молодого учителя стали известны Императрице, и 2 января 1865 г. он был назначен инспектором классов во вновь открытый Александровский Орловский Институт. Здесь Рогов всецело отдался работе. Столкнувшись лицом к лицу с практикой воспитательного дела, он в это время и выработал в себе тот взгляд на воспитание молодежи, которому оставался верен до гробовой доски. По своим убеждениям и по своему образу действий Рогов был горячим поборником гуманного воспитания. Он принадлежал к той плеяде педагогов-новаторов,, которые воспитывались под влиянием статей Пирогова, Редкина, Ушинского, Стоюнина и других педагогов, до конца жизни оставаясь верным симпатичным заветам своих учителей. В Орле Рогов оставался недолго: 18 августа 1866 г. он, по прошению, был уволен от должности в Институте и назначен инспектором классов в Орловский Бахтина Кадетский Корпус. Бывший помощник генерал-адъютанта Исакова, генерал Корсаков, объезжая провинциальные кадетские корпуса, обратил внимание на Рогова и пригласил его на службу по военно-учебному ведомству в Петербург. С тех пор, в продолжение 26 лет, Рогов отдался воспитательной деятельности в военно-учебных заведениях. 10 сентября 1866 г. он поступил воспитателем в 1-ую С.-Петербургскую Военную Гимназию, где тогда был директором К. И. Баумгартен, 2 октября 1867 г. был утвержден в должности помощника инспектора классов, с августа 1871 г. преподавал там же историю, а 26 августа 1873 г. назначен на службу в 3-ю С.-Петербургскую Военную Гимназию инспектором классов. Здесь Рогов работал вместе и под руководством Ф. К. Дитерихса; с 8 июня по 15 августа 1875 г. он исправлял должность директора Корпуса, 6 августа 1878 г. назначен был чиновником для поручений VII класса при начальнике Главного Управления военно-учебных заведений, а 1 октября 1878 г. снова назначен в 1-ую Военную Гимназию инспектором классов, в каковой должности и состоял до самой смерти. 30 августа 1880 г. Рогов был награжден орденом св. Владимира 3-й степени, 15 мая 1883 г. произведен в действительные статские советники, около 1890 года принимал участие в Комиссии по составлению общей программы ведения внеклассных занятий. — Помимо деятельности по военно-учебным заведениям, Рогов много работал на пользу Фребелевского Общества, состоявшего под покровительством Великой Княгини Екатерины Михайловны: в продолжение 11 лет, с 1876 по 1887 г., он состоял членом Совета, а последние семь лет и вице-председателем этого Общества, основанного в 1870 г. по инициативе Редкина, Воронова и Паульсона; шесть лет Рогов заведовал педагогическими курсами фребеличек, десять лет под его непосредственным руководством рассматривались рукописи детских рассказов, представляемых на конкурс фребелевского Общества, и издавались премированные рассказы. Он же составил исторический очерк первого десятилетия деятельности Общества и последующего затем пятилетия. — Еще раньше, в 1873 г., будучи членом Императорского Русского Технического Общества, Рогов собрал между фабрикантами и заводчиками средства на школу для рабочих и их детей и организовал учебную часть в открытых Техническим Обществом школах для рабочих и их детей при Васильевском гильзовом заводе и в течение года заведовал этими школами. В 1874 году он устроил учебную часть в приюте Литейно-Таврического Кружка и три года руководил учебными занятиями в приюте. Немало работал он и для Патриотического Общества; в качестве члена Совещательного Комитета, Рогов, по желанию Великой Княгини Екатерины Михайловны, в течение 14 лет, с 1878 г. до самой смерти, объезжал все школы Общества, присутствовал на экзаменах, писал отчеты об учебном деле, в заседаниях Общества, в отсутствие председателя, заменял его место. Наконец, имя Рогова тесно связано с процветанием Педагогического Музея Военно-Учебных Заведений — этой общенародной русской аудитории. Начиная с 1872 г.,—с открытия и народных чтений и Соляном Городке, он был правой рукой В. П. Коховского. По 1886 г. Рогов исполнял обязанности товарища председателя Постоянной Комиссии Музея, принимая самое деятельное участие по составлению, произношению народных чтений в аудитории Музея и по их изданию и сам читал публичные лекции по культуре древнего Египта; председательствовал, когда Коховский был болен или отсутствовал, участвовал в прениях, в Комиссиях, в Комитетах. По его инициативе в течение трех лет (1876—1878 гг.) издавался педагогический журнал "Педагогический Музей", посвященный обзору книг и учебников, а также педагогических журналов как русских, так и иностранных. Один год Рогов был редактором этого журнала, а последние два года и издателем, — но, под влиянием громовых статей Леонтьева и Каткова, интерес ко всяким педагогическим новшествам в русском обществе ослабел, и "Педагогический Музей" не пошел.—Во всю свою жизнь Рогов оставался верным самому себе, тем взглядам и убеждениям, с которыми он выступил на тяжелое педагогическое поприще. Необыкновенная энергия, последовательность в проведении тех или других принципов, всегда проникнутых гуманностью и любовью к истине, строгая требовательность к самому себе, прямота и честность в отношениях к окружающим людям—таковы характерные черты личности Рогова. Вот как он говорит о себе в своей речи в день празднования его 25-летней служебной деятельности в 1882 г.: "Как идеалист и теоретик, я предъявлял к жизни и людям требования неосуществимые, я глубоко и искренне верил в прогресс, преклонялся перед уважением в каждом человеке его человеческой личности; я твердо убежден, что где нет законности, нет успеха, — там не уважается личность; где не уважается личность, там нет последовательного, постепенного прогресса, необходимого для благополучной жизни общества, для здорового его развития".... "Я обладаю крупным недостатком: я не умею относиться рассудочно к моим обязанностям; я отношусь к ним чувством". Рогов не был только добросовестным исполнителем своих обязанностей: в каждое дело, за которое он брался, он вкладывал свою душу, сроднялся с ним, принимал близко к сердцу его интересы. Как учитель и воспитатель, он постоянно внушал своим ученикам любовь к знанию, развивал в них чувство долга и предостерегал их от легкомыслия, верхоглядства и стремления к карьере. Как сослуживец, он был живым примером честного отношения к делу, а как общественный деятель, являлся стойким борцом за идею. При всех своих достоинствах Рогов отличался редкой скромностью. Он всегда старался отыскивать всякие пробелы в своем знании и очень удивлялся, если кто-нибудь считал его начитанным, знающим, всесторонне образованным человеком, каким он на самом деле и был. — Рогову принадлежат следующие труды: "О каменноугольной почве и месторождении каменного угля в России", сочинение, написанное им в Университете, на третьем курсе, на заданную тему и удостоенное почетного отзыва; "Описание Костромской губернии в историческом и географическом отношениях", СПб. 1871 г.; "Татарский погром и св. благоверный великий князь Александр Невский". Чтение 2-е и 3-е, СПб. 1872 г.; изд. 2-е, СПб. 1874 г.; изд. 3-е, СПб. 1880 г.; изд. 4-е, СПб. 1890; "Рассказы из Отечественной Истории. Рассказ первый. О смутном времени на Руси", СПб. 1872 г.; изд. 2-е, СПб. 1874 г.; изд. 3-е, СПб. 1880 г.; изд. 4-е, СПб. 1890 г.; "Александр I Благословенный", СПб. 1873 г.; "Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян" ("Труды Комиссии педагогического отделения Музея прикладных знаний по составлению чтений для народа"), СПб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 2 "Народной Библиотеки"), СПб. 1880 г.; изд. 3-е (Н. Г. Мартынова), СПб. 1885 г.; "Начало Руси и Владимир Святой. Рассказ из Отечественной Истории" ("Труды Ком. педагогич. отделения Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа"), СПб. 1874 г.; изд. 2-е (Выпуск 1 "Народной Библиотеки", изд. Н. Г. Мартынова); "Императрица Екатерина II" ("Труды Ком. педагогич. отдел. Музея прикл. знаний по составлению чтений для народа". Рассказы из Отечественной Истории), СПб. 1874 г.; изд. 2-е, СПб. 1890 г.; "В. П. Коховский. Речь, произнесенная в торжественном собрании членов Педагогического Музея 1 декабря 1891 г." (Оттиск из "Русской Старины", 1892 г., январь), СПб. 1892 г.; "Из воспоминаний старого воспитателя" ("Русская Школа" 1892 г., № 9, стр. 54—67),—статья, посвященная памяти А. Я. Герда и представляющая только начало работы, которую Рогов имел в виду продолжить и закончить. Здесь в значительной степени обрисовываются педагогические взгляды и симпатии автора этих воспоминаний. Кроме того, Рогов печатал мелкие рецензии о книгах в названном выше "Педагогическом Музее" и "Педагогическом Листке", издававшемся при "Детском Чтении" (1879 г.).
Послужной список за 1890 г.; Д. Д. Семенов, П. И. Рогов, как воспитатель ("Русская Школа" 1892 г., № 10, октябрь, стр. 32—45); "Всемирная Иллюстрация" 1892 г., № 24 (1220), стр. 435; "Петерб. Листок" 1892 г., № 140; "Исторический Вестник" 1892 г., т. XLIX, июль, стр. 281; "Библиографические Записки", 1892 г., № 9, стр. 650; "Новое Время" 1892 г, № 5831; Н. М. Аничков, Историческая записка 50-летия третьей С.-Петербургской Гимназии, СПб. 1873 г., приложение III, списки окончивших курс в Гимназии, стр. 60; В. В. Григорьев, С.-Петербургский Университет в течение первых 60 лет, СПб. 1870 г., стр. XLIX и С; "Педагогический Листок" (при "Детском Чтении") 1876 г., № 2, стр. 130—131; "Голос" 1873 г., № 328; "Народная Школа" 1876 г., № 11, стр. 75—76, 78.
И. Давидович.
{Половцов}
Рогов, Павел Игнатьевич
(1833—1892) — педагог. Окончив курс в спб. университете, преподавал историю в разных учебных заведениях СПб.; много сделал для педагогического музея, в котором был товарищем председателя. Главные его труды: народные чтения "Татарский погром и св. благоверный великий князь Александр Невский" (СПб., 1872 и 1874), "О Смутном времени на Руси" (СПб., 1873; 3 изд., 1880), "Святые Кирилл и Мефодий" (СПб., 1874 и 1885), "Императрица Екатерина II" (СПб., 1874), "Памяти В. П. Коховского" ("Русская Школа", 1891, № 12). Ср. некролог в "Библиографических Записках", 1892, № 9.
{Брокгауз}