РОКОКО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Рококо
фр. rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты, интимные и эротические ситуации. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны и декоративны.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Рококо
(от фр. rokaille — камень, скала, раковина, завиток) — стилевое направление в европейском искусстве, проявившееся в архитектуре, скульптуре, живописи и прикладном искусстве в первой половине XVIII в. Зародилось во Франции. Характерными для рококо являются идеи утончённой роскоши, игры, маскарада, что проявляется в избыточности и дробности декора, облегчённости форм и изяществе. В этом состоит главное отличие рококо от барокко. В России представителями этого направления являлись А. Ринальди, В. В. Растрелли и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

РОКОКО
осколки камней, раковины — стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в. Для Р., связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротики. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РОКОКО
(фр. rococo, от орнаментального мотива ro-caille — рокайль, осколки камней, раковины) — направление в европейском искусстве и архитектуре XVIII в., которое отличается стремлением к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментально-му ритму. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). Этот стиль отличается применением изги-бов и спиралевидных форм, а также использованием фантастического орнамента и прелестных натуралистических деталей. В силу этих отличительных черт стиль рококо проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах. Изобразительное искусство рококо отличает асиммет-рия композиции, демонстративное легкомыслие, изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. К стилю рококо относится живопись Ватто, скульптура Лемуана, пред-меты майссенского и севрского фарфора и др. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РОКОКО
франц. rococo, от rocaile – мелкие камешки, ракушки), художественный стиль, получивший развитие в изобразительном искусстве и литературе первой половины 18 в. Поэтический стиль рококо характеризуется изящностью, игрой слов, галантностью, граничащей с фривольностью, намеками и значимыми умолчаниями. Поэты рококо проповедуют гедонизм и чувственную радость, жизнь для них – упоительный праздник, галантная игра, заключающаяся в погоне за любовными наслаждениями. Создателями поэзии рококо были Г. А. Шолье и Ш. О. де Лафар, авторы небольших дружеских посланий, часто адресованных друг другу. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). В творчестве поэтов рококо преобладали малые жанры: послания, экспромты, мадригалы, эпиграммы. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Крупнейшим представителем рококо конца 18 в. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РОКОКО (
франц. rococo, от rocaille – осколки камней, раковины), художественный стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах и литературе первой пол. 18 в. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18 в. Его родиной стала Франция. Стиль бытовал прежде всего в придворно-аристократической среде, в живописи и декоративно-прикладном искусстве дворцов и особняков, широко использовался также для украшения церквей. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах).
На смену грандиозному размаху и парадному великолепию барокко пришли стремление к уюту и комфорту, камерность и изящество. В домах наибольшее внимание уделялось личным покоям – спальне, будуару; помещения, рассчитанные на узкий круг близких людей, стали меньше размером. Из предметов мебели приобрели особую популярность кресла и диваны с мягкими сиденьями и удобными спинками, изящные комоды с ящичками. Изысканный, сложный орнамент оплетал зеркала, двери и деревянные панели на стенах, стелился по ножкам мебели. В узорах сочетались мотивы причудливых растений, птиц, фигурки крылатых младенцев-путти, женских головок, раковин. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39).
Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). На картинах П. Ротари (т. н. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Часто модель показывается в повседневной обстановке, мастер словно приподнимает завесу, скрывающую ее частную жизнь, но не забывает при этом подчеркнуть ее социальный статус. Художники любят работать в технике матовой и нежной пастели, особенно в женских портретах, где она придает образам особенное очарование.
Стиль рококо характеризуется высокими достижениями в области декоративно-прикладного искусства. Обитые шелком и украшенные резьбой диваны и кресла, отделанные инкрустацией столы, комоды и секретеры, шпалеры и ткани, изделия из фарфора отличались изяществом, совершенством в деталях, мягкой текучестью форм и сложностью рисунка. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Секрет изготовления фарфора был раскрыт в Европе как раз в 18 в., почти одновременно в Германии и в России.
В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68, и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
559.77 кб

Католик луи Каравак: к вопросу о религиозности художника эпохи рококо

Андреева Юлия Сергеевна
В статье исследуются религиозные параметры личности и церковная сторона биографии живописца Луи Каравака, одного из самых известных представителей россики XVIII в.
Читать PDF
307.06 кб

ПОЗДНЕЕ РОКОКО. СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

Э. Ж.
Читать PDF
846.42 кб

Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классици

Панов Алексей Анатольевич, Розанов Иван Васильевич
В статье обсуждается одна из важнейших и не изучавшихся ранее в комплексе российскими исследователями проблем влияние предписанной композитором итальянской терминологии на темп и аффект в интерпретации.
Читать PDF
206.92 кб

Музыкальная культура рококо: терминологические, хронологические и сущностные аспекты

Воротько Ирина Андреевна
Читать PDF
2.69 мб

Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма

Панов Алексей Анатольевич, Розанов Иван Васильевич
В статье обсуждается одна из важнейших и не изучавшихся ранее в комплексе российскими исследователями проблем влияние предписанной композитором итальянской терминологии на темп и аффект в интерпретации.
Читать PDF
298.99 кб

Маскарад рококо

Гудимова С. А.
В статье рассматривается эстетика и поэтика стиля рококо.The article is about the aesthetics and poetics of the Rococo style.
Читать PDF
73.86 кб

О некоторых особенностях формирования стиля рококо

Пантыкин А. С.
Читать PDF
255.41 кб

Елена Борщ. Восприятие книжной гравюрой иконографии живописи рококо в первой половине - середине XVI

Душенко К.В.
Читать PDF
2.17 мб

Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и класс иц

Панов Алексей Анатольевич, Розанов Иван Васильевич
В статье обсуждается одна из важнейших и не изучавшихся ранее в комплексе российскими исследователями проблем влияние предписанной композитором итальянской терминологии на темп и аффект в интерпретации.
Читать PDF
6.83 мб

Французская мягкая мебель эпохи рококо. Типологические, терминологические и художественно-конструкти

Никитина Анна Игоревна
Статья посвящена изучению и анализу конструктивно-художественных форм французской мягкой мебели эпохи рококо, а также уточнению ее терминологии.
Читать PDF
504.45 кб

От рококо до Директории. Эволюция стиля мебели на примере мастерской династии Сене

Яо Михаил
Данная статья является опытом анализа и атрибуции нескольких предметов из Большого собрания изящных искусств ASG, созданных мастерами династии Сене одного из самых ярких явлений в искусстве Франции XVIII в.
Читать PDF
293.63 кб

КИТАЙСКИЕ МОТИВЫ РОКОКО

Гудимова С.А.
Читать PDF
0.00 байт

РАННЕЕ РОКОКО. ГАЛАНТНЫЙ ВЕК ФРАНЦИ

Э. Ж.
Читать PDF
631.36 кб

История мебели в стиле рококо

Гарин Вадим Анатольевич, Разиньков Егор Михайлович, Чернышев Александр Николаевич
Архитектура в этот период окончательно теряет все признаки монументальности и тектоничности: уже не существует деления на несущее и несомое.
Читать PDF
0.00 байт

СОМОВСКОЕ РОКОКО: ИГРОВОЕ И СЕРЬЕЗНОЕ

Сомова Светлана Владимировна
В статье ставится вопрос о соотношении в творчестве Константина Сомова его произведений, выполненных в стиле так называемых «галантных сцен» и его искусства портрета и пейзажа.