РОКОТОВ
РОКОТОВ
Федор Степанович (ок. 1735–1808) — талантливый русский художник-портретист, который первым утвердил в русском изобразительном искусстве человечность и лирическую глубину, особую одухотворенность и тонкий лиризм, создал в нем новый образ русской женщины, полный внутренней силы и достоинства. Новаторский характер творчества Рокотова про-явился уже в первых его парадных портретах (Г. Орлова, 1762; В. Майкова, 1765; А. Сумарокова, 1777; В. Суровцевой, 1788; В. Новосильцевой, 1780 и др.), которые отличались индивидуальностью, глубоким про-никновением во внутренний мир изображаемого персо-нажа, естественностью и выразительностью. Во многих женских портретах Ф. С. Рокотов использовал овальный формат, требовавший сложного композиционного и ритмического построения. Новшеством было также освещение лица прямым светом, как бы выхватывающим его из темного фона картины, особая палитра, состоявшая из серебристо-пепельных, зеленоватожелтых и розовых тонов, с помощью которых художнику удавалось передать обаяние и нежность, мечтательность и насмеш-ливость, беспокойство и смятение. Интерес Рокотова к людям с индивидуальной судьбой отвечал эстетическим вкусам последних десятилетий XVIII в. — времени по-явления сентиментализма.
РОКОТОВ
Федор Степанович (ок. 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы – 1808, Москва), русский живописец, портретист. Происходил из крепостных крестьян князей Репниных. В юности получил вольную. Пользовался покровительством графа И. И. Шувалова – могущественного вельможи, первого президента Петербургской академии художеств, – «по словесному приказанию» которого был принят в АХ. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось, однако, как следует из «Записок Якоба Штелина», известно, что он учился «при Лорене, Лагрене и фон Тобассо. Многому научился у Ротари и Токке».
Молодой художник быстро обрел известность в столице. По словам современника, в 1760-х гг. «он был уже столь искусен и знаменит, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами». Исполненный им коронационный портрет Екатерины II (1763) чрезвычайно понравился императрице. Художник выразил в традиционной композиционной схеме парадного портрета с присущими ему величием и представительностью новый идеал просвещенного монарха. Вскоре после создания этого портрета Рокотов был удостоен звания академика АХ.
Во второй пол. 1760-х гг. художник переехал из Санкт-Петербурга на постоянное жительство в Москву, где начал работать по частным заказам, лишь изредка выполняя работы, предлагавшиеся АХ. В Москве Рокотов входит в круг образованных, близких ему по духу людей, многие из которых стали героями его портретов. С «Портрета В. И. Майкова» (1775) на зрителя насмешливо смотрит барин-сибарит, жизнелюб, известный литератор екатерининской эпохи, сатирической поэмой которого «Елисей, или Раздраженный Вакх» восхищался А. С. Пушкин. Образам героев лучших произведений Рокотова 1770-х гг. (портреты графа А. И. Воронцова, не ранее 1765 г.; А. П. Струйской, 1772; неизвестного в треуголке, нач. 1770-х гг.; неизвестной в розовом платье, 1770-е гг.) свойственна сложность, многозначность и красота внутреннего мира. Герои рокотовских портретов чем-то неуловимо схожи между собой. Для художника было важно показать не столько портретное сходство с оригиналом, сколько отблески интенсивной духовной жизни, отразившейся на их лицах. Впервые в русском искусстве обратившись непосредственно к духовной стороне человеческой личности, Рокотов намного опередил свое время, предвосхитив веяния романтизма.
В 1770-е гг. Рокотов писал в основном на прямоугольных холстах, портреты следующего десятилетия имеют преимущественно овальный формат. Образы, созданные художником в 1780-е гг., эмоционально более сдержанны, в них сильнее проступает декоративное начало. Изысканный колорит «Портрета В. Е. Новосильцовой» (1780) построен на игре прозрачных жемчужно-белых и голубых тонов, что придает образу молодой дамы, воспитанницы Смольного института благородных девиц, особое изящество и выразительность.
Рокотов до конца своих дней жил в Москве, где у него был собственный дом-мастерская. Ныне улица, где находится этот дом, носит имя Рокотова. Художник не оставил после себя сколько-нибудь значительных учеников и последователей. Его творческая манера была настолько индивидуальна, что не поддавалась «тиражированию».
Молодой художник быстро обрел известность в столице. По словам современника, в 1760-х гг. «он был уже столь искусен и знаменит, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами». Исполненный им коронационный портрет Екатерины II (1763) чрезвычайно понравился императрице. Художник выразил в традиционной композиционной схеме парадного портрета с присущими ему величием и представительностью новый идеал просвещенного монарха. Вскоре после создания этого портрета Рокотов был удостоен звания академика АХ.
Во второй пол. 1760-х гг. художник переехал из Санкт-Петербурга на постоянное жительство в Москву, где начал работать по частным заказам, лишь изредка выполняя работы, предлагавшиеся АХ. В Москве Рокотов входит в круг образованных, близких ему по духу людей, многие из которых стали героями его портретов. С «Портрета В. И. Майкова» (1775) на зрителя насмешливо смотрит барин-сибарит, жизнелюб, известный литератор екатерининской эпохи, сатирической поэмой которого «Елисей, или Раздраженный Вакх» восхищался А. С. Пушкин. Образам героев лучших произведений Рокотова 1770-х гг. (портреты графа А. И. Воронцова, не ранее 1765 г.; А. П. Струйской, 1772; неизвестного в треуголке, нач. 1770-х гг.; неизвестной в розовом платье, 1770-е гг.) свойственна сложность, многозначность и красота внутреннего мира. Герои рокотовских портретов чем-то неуловимо схожи между собой. Для художника было важно показать не столько портретное сходство с оригиналом, сколько отблески интенсивной духовной жизни, отразившейся на их лицах. Впервые в русском искусстве обратившись непосредственно к духовной стороне человеческой личности, Рокотов намного опередил свое время, предвосхитив веяния романтизма.
В 1770-е гг. Рокотов писал в основном на прямоугольных холстах, портреты следующего десятилетия имеют преимущественно овальный формат. Образы, созданные художником в 1780-е гг., эмоционально более сдержанны, в них сильнее проступает декоративное начало. Изысканный колорит «Портрета В. Е. Новосильцовой» (1780) построен на игре прозрачных жемчужно-белых и голубых тонов, что придает образу молодой дамы, воспитанницы Смольного института благородных девиц, особое изящество и выразительность.
Рокотов до конца своих дней жил в Москве, где у него был собственный дом-мастерская. Ныне улица, где находится этот дом, носит имя Рокотова. Художник не оставил после себя сколько-нибудь значительных учеников и последователей. Его творческая манера была настолько индивидуальна, что не поддавалась «тиражированию».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007