Rolland) Ромен (1866, Кламси – 1944, Везеле), французский писатель. В 1855 г. защитил в Сорбонне диссертацию по истории музыки. Литературное наследие Роллана многогранно, ему принадлежит серия биографий великих людей: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Под впечатлением пьес У. Шекспира и немецких романтиков Роллан написал цикл «Драмы о революции» – восемь драм о французской революции 1789 г., о ее развитии, ее народе и народных вожаках Марате, Дантоне, Робеспьере, Сен-Жюсте. Одна из самых сильных пьес «14 июля» (1902). Среди других произведений Роллана – роман «Очарованная душа» (1922–33; о положении женщины в обществе), сборник антивоенной публицистики «Над схваткой» (1915); мемуары «Внутреннее путешествие» (1942). Роллан с сочувствием наблюдал за жизнью СССР, принимал активное участие в антивоенном и антифашистском движении, был президентом ряда международных антифашистских конференций и организаций. Лауреат Нобелевской премии (1915).
Через творчество Роллана проходит образ героя, мятежника, не сгибающегося перед препятствиями. Эпопея «Жан-Кристоф» (10 т., 1904–12) изображает 3-ю Французскую республику в восприятии немецкого музыканта Жана-Кристофа Крафта. Эпопея сопоставима с «Доктором Фаустусом» Т. Манна, также повествующим о судьбе гениального композитора. Понимая необходимость социальных изменений, действий, Жан-Кристоф не знает, под чьими знаменами ему сражаться и за что бороться. Одно из центральных мест в романе занимает символ могучего Рейна, течение которого вдохновляет композитора. «Жан-Кристоф» – это «роман-поток», соответствующий художественному приему «потока сознания», который впоследствии использовали М. Пруст и др. писатели. Действие повести «Кола Брюньон» (1914) происходит в Кламси в 1616 г. Резчик по дереву Кола Брюньон рассказывает о своей жизни с веселой иронией, языком, изобилующим притчами, поговорками, прибаутками. Воспоминания о прошлом свидетельствуют о его любви к жизни, труду и творчеству. Герой – плоть от плоти своего народа: это веселый, неунывающий мятежник, способный дать отпор всем, кто захочет у него отнять этот мир. В повести переплетены традиции Ф. Рабле и барокко.
РОЛЛАН
РОЛЛАН
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
РОЛЛАН
Rolland), Ромен (28.I.1866 - 30.XII.1944) - франц. писатель, обществ. деятель, музыковед. Род. в г. Кламси в семье нотариуса. По образованию историк; преподавал историю музыки. Лит. деятельностью стал заниматься с конца 90-х гг. В поисках ответов на поставленные современностью вопросы Р. обращается к истории Великой франц. революции ("Драмы революции", 1898-1902; это и др. произведения Р. переведены на рус. яз.). В начале 20 в. Р. сближается с социалистами, начинает понимать, что движущей силой истории является народ (драма "Четырнадцатое июля", 1901), но массы еще внушают ему страх. В романе "Жан Кристоф" (1904-12) Р. резко критически рисует солдафонско-полицейский режим в Германии, цинизм и продажность многих деятелей республики во Франции. В образе нем. музыканта Жана Кристофа Р. воплотил свою мечту о "настоящем человеке", о творч. гении, формирующемся в борьбе с миром собственников и его болезненно рафинированным иск-вом. Герой повести Р. "Кола Брюньон" (1919) взят из гущи народной жизни нач. 17 в. Он олицетворяет жизнелюбие и оптимизм трудовой Франции. С самого начала 1-й мировой войны 1914-18 Р. включается в активную политич. деятельность, стремится объединить в борьбе за мир всю передовую интеллигенцию Европы. В. И. Ленин высоко ценил антивоен. статьи Р., позднее вошедшие в сборник "Над схваткой" ("Au-dessus de la m?l?e", 1915). В конце войны начинается переписка Р. с М. Горьким. К Октябрьской революции Р. отнесся с глубочайшей симпатией. Он сотрудничал в созданном в 1919 междунар. объединении писателей "Кларте". В 1922-33 Р. публикует роман "Очарованная душа". Р. приходит к пониманию, что только социализм и коммунизм являются "гарантией подлинной независимости духа", что СССР стоит во главе борьбы против реакции и фашизма. В эти годы Р. усиленно изучает труды Ленина. Он становится одним из крупнейших деятелей антифаш. движения и борцом за мир. Вместе с М. Горьким и А. Барбюсом Р. был организатором Амстердамского антивоенного конгресса (1932), конгресса в зале Плейель (1933), Парижского конгресса в защиту культуры (1935). В 30-е гг. он поднимает свой голос в защиту респ. Испании, поддерживает связь с Франц. коммунистич. партией ("Обращение к национальной конференции ФКП", 1937). В 1935 Р. посетил Советский Союз. В период 2-й мировой войны Р. уже больной переписывается с участниками Движения Сопротивления, радуется успехам антифаш. борьбы, победам Советской армии. Соч.: Cahiers, 1 - 16, Р., (1948-663; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-20, Л., 1930-1936; Собр. соч., т. 1 - 14, М., 1954-58; Дневник военных лет, "Новый мир", 1955, No 3. Лит.: Балахонов В. E., R. Роллан в 1914-1924 гг., Л., 1958; Мотылева Т. Л., Творчество Р. Роллана, М., 1959; Cheval R., R. Rolland, l´Allemagne et la guerre, P., 1963; Romain Rolland, "Europe", 1955, No 109-110; 1965, No 439-40. Ю. И. Хаинсон. Москва.