Романов Дмитрий Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Романов Дмитрий Иванович

Романов (Дмитрий Иванович, умер в 1873 год) - инженер-полковник, писатель. Окончил курс в офицерских классах главного инженерного училища; долго служил в Восточной Сибири; во время Хивинской экспедиции, которую совершал вместе с великим князем Николаем Константиновичем, лишил себя жизни. Главной заслугой его было устройство амурского телеграфа. Много содействовал проложению торговых путей из внутренней России к азиатским рынкам; хлопотал о проведении Сибирской железной дороги и целой сети дорог по берегу Каспийского моря и от Кавказа к Туркестану. Многие из проектов Р. впоследствии получили осуществление. Написал множество географических, этнографических, экономических статей, большая часть которых касается Амурской области: "Присоединение Амура к России" ("Русское Слово", 1859 год, № 4, 6 - 8), "Очерк местностей между зал. де Кастри и р. Амуром" ("Вестник Императорского Русского Географического Общества", 1859, № 3), "Амур" ("Морской Сборник", 1860, № 6), "С русского берега Японского моря" (ib., 1862, т. XI), "Глубина Байкала" ("Записки Сибирского Отделения Русского Географического Общества", 1863, № 6), "Последние события в Китае и значение их для России" (Иркутск, 1861), "О сибирской железной дороге" ("Иркутские Губернские Ведомости", 1858, № 49 и 50 и "Голос", 1870, № 16), "Сибирско-уральская железная дорога" ("Варшавский Дневник", 1868, № 18), "Сибирский телеграф" (Санкт-Петербург, 1860) и другие. В "Голосе" (1873) помещены последние его корреспонденции: "С дороги в Хиву" и "Из лагеря при колодцах Иркибай". См. некрологи в "Голосе", 1873, № 168, 198 и 211 и "Записках Императорского Русского Технического Общества", 1874, № 2.

Источник: Биографический словарь. 2008

Романов, Дмитрий Иванович

инженер-полковник, писатель; родился в 1828 г. Получив инженерное образование, он был произведен в офицеры 12-го августа 1846 г. и был отправлен в Восточную Сибирь для исследования реки Амура и для проведения Амурской телеграфной линии. Обе задачи Р. исполнил прекрасно, выказав себя способным и трудолюбивым инженером. Он сделал несколько путешествий по Восточной Сибири и прошел пешком почти всю линию Амурского телеграфа. О своих наблюдениях Р. сообщал в периодических изданиях: "СПб. Ведомостях", "Иркутских Губернских Ведомостях", "Северной Пчеле", "Русском Вестнике", "Русском Слове" и других. Во время пребывания своего в Сибири Р. пришел к мысли о необходимости проведения Сибирской железной дороги; мысль эту он развивал в журнальных и газетных статьях, приводя ряд доказательств в ее подкрепление. Вернувшись из Сибири, Р. отправился путешествовать по Европе, а затем побывал и в Северной Америке, изучая везде техническую сторону интересовавших его вопросов о телеграфе и железных дорогах. По возвращении в Россию, Р. был командирован на Кавказ для исследования лучшего направления Ростово-Владикавказской железной дороги. Награжденный в 1862 г. орденом св. Владимира 4-й степени, а в 1863 г. (13-го июля) произведенный в полковники, Р. в 1867 г. получил орден св. Анны 2-й ст. с Имп. короною. В 1873 году, во время Хивинского похода, Р. был прикомандирован для исследования устьев Аму-Дарьи к войскам Туркестанского отряда. В Среднеазиатских степях он построил укрепление Благовещенское и затем предпринял труднейшую часть Хивинского похода — через безводные степи. Прежние его путешествия по Восточной Сибири значительно расстроили его здоровье. Особенно страдал Р. от ревматизма в ногах, но, несмотря на часто повторявшуюся острую боль, решил предпринять это трудное путешествие. Р. ехал в небольшой кибитке, которую тащили верблюды. По дороге в Аристан-бель-кудук Р. еще больше простудился и с ним сделалась лихорадка; но он все-таки продолжал идти дальше с отрядом, то в повозке, то верхом. Последний способ передвижения окончательно ослабил его организм, так что в урочище Каракаша Р. прибыл уже в бессознательном состоянии. Вечером Р. очнулся; нестерпимая боль заставила его покуситься на самоубийство: он выстрелил себе в рот из револьвера и через 10 часов умер — 19-го апреля 1873 г.; он похоронен около урочища Каракаша, в Бухарских владениях.


Из его статей назовем следующие: "О Сибирской железной дороге" — "С.-Петербургские Ведомости" 1858 г., №№ 226—228; "Железная Софиевско-Александровская дорога" проект с картой, СПб. 1859 г.; "Сибирский телеграф", СПб. 1860 г.; "Вопрос о телеграфе через Сибирь, между старым и новым светом" — "С.-Петербургские Ведомости" 1861 г., № 48; "Город Албазин", отрывок из дневника, — "С.-Петербургские Ведомости" 1857 г., №№ 269 и 270; "Мезенские пути сообщения" — "Вестник Русского Географического Общества", ч. ХVII (кн. 3), отд. II, стр. 39—66; "Проект железной дороги от Амура к заливу Де-Кастри" — "Иркутские Губ. Ведомости" 1858 г., №№ 38 и 40 и "Северная Пчела" 1858 г., №№ 249 и 251—253, стр. 1052, 1059, 1060, 1063, 1064, 1068; "Армия Соединенных Штатов" — С.-Петербургские Ведомости" 1858 г., №№ 2 и 3; "Поездка на прииски Лазоревого камня и окрестности Байкала" — "Русский Вестник" 1859 г., т. ХХІV (№ 22, кн. 2), стр. 117—138; "Присоединение Амура к России" — "Русское Слово" 1859 г., №№ 4, 6—8, отд. І, стр. 179—200, 329—388, 93—136, 107—171; "Из Японии" — "Русское Слово" 1859 г., № 4, стр. 221—257; "Ангарские пороги" — "Морской Сборник" 1863, т. LXVII, № 7, отд. III, стр. 87—107; "Глубина Байкала" — "Записки Сибирского Отделения Императорского Русского Географического Общества" 1863 г., кн. VI, отд. II, стр. 7—15; "Железные дороги и каналы" — "Отечественные Записки". 1860 г., т. СХХХ, отд. І, стр. 479—582; "Амур" — "Морской Сборник", т. LXVII, № 6—7, отд. III, стр. 173—187 и 87—107 за 1863 г.; "Устье Амура" — "Русское Слово" 1860 г., № 4, отд. 3, стр. 116; "Господину Густаву Радде (по поводу Уссурийской экспедиции)" — "Русское Слово" 1860 г., № 5, отд. III, стр. 18—40; "Последние события в Китае и значение их для России", Иркутск. 1861 г.


"Русский Архив" 1875 г., кн. 3, стр. 465; "Петербургская Газета" 1873 г., №№ 40 и 190; "Голос" 1873 г., №№ 168, 193 и 211; А. Н. Пыпин, "История Русской Этнографии", СПб. 1891 г.,т. 2-й, стр. 71; "Записки Имп. Русск. Технич. Общества" 1874 г., № 2, стр. 124—142; "Петербургские Ведомости", 2-го августа 1873; Г. Геннади, Словарь, т. III, М. 1908, стр. 264.



Н. М.


{Половцов}





Романов, Дмитрий Иванович


(† в 1873 г.) — инженер-полковник, писатель. Окончил курс в офицерских классах главного инженерного училища; долго служил в восточной Сибири; во время хивинской экспедиции, которую совершал вместе с великим князем Николаем Константиновичем, лишил себя жизни. Главной заслугой его было устройство амурского телеграфа. Много содействовал проложению торговых путей из внутренней России к азиатским рынкам; хлопотал о проведении Сибирской железной дороги и целой сети дорог по берегу Каспийского моря и от Кавказа к Туркестану. Многие из проектов Р. впоследствии получили осуществление. Написал множество географических, этнографических, экономических статей, большая часть которых касается Амурской области: "Присоединение Амура к России" ("Русское Слово", 1859 г., №№ 4, 6—8), "Очерк местностей между заливом де Кастри и рекой Амуром" ("Вестник Имп. Р. Географического Общ.", 1859, № 3), "Амур" ("Морской Сборник", 1860, № 6), "С русского берега Японского моря" (ib., 1862, т. XI), "Глубина Байкала" ("Записки Сибирского отд. Русского Географического Общ.", 1863, № 6), "Последние события в Китае и значение их для России" (Иркутск, 1861), "О сибирской железной дороге" ("Иркутские Губернские Ведомости", 1858, №№ 49 и 50 и "Голос", 1870, № 16), "Сибирско-уральская железная дорога" ("Варшавский Дневник", 1868, № 18), "Сибирский телеграф" (СПб., 1860) и др. В "Голосе" (1873) помещены последние его корреспонденции: "С дороги в Хиву" и "Из лагеря при колодцах Иркибай".


См. некрологи в "Голосе", 1873, №№ 168, 198 и 211, и "Записках Императорского Русского Технического Общества", 1874, № 2.


{Брокгауз}





Романов, Дмитрий Иванович


инженер-полковник, писатель и публицист; † 19 апр. 1873 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008