Романы

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Романа

игум. Страстного девичьего монастыря в Москве, упом. в 1675, 76, 89, 90 гг.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

РОМАНЬЯ
ист. обл. на С.-З. Италии. Назв. «Р.» носит с 6 в. (так назыв. визант. владения в Италии, прежде всего Равеннский экзархат). После падения визант. господства (8 в.) терр. Р. попала под власть лангобардов.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

РОМАН
литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Роман
фр. roman) – литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее отношении к окружающему миру, становлении и развитии ее характера и самосознания.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

РОМАН
   • Rom?nus,
         прозвание нескольких людей из низшего сословия:
       1. Servius Romanus, бывший раб, получил свободу в награду за передачу артепского замка римлянам. Liv. 4, 62;
       2. Hispo Romanus, доносчик во времена Тиберия, считался знатоком своего дела и пытался особенно вредить доносами Сенеке. Tac. ann. 1, 74. 14, 65. Судя по известию ритора Сенеки (Controv. 17. 26), он также был ритором;
       3. Romanus, был в правление Иовиана и первого Валентиана наместником в Африке, где заслужил всеобщую ненависть своими притеснениями и был причиной мятежа. Amm. Marc. 28, 6.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Роман

Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского . Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий удалился из обители с учеником своим Р. и основал в лесу, близ р. Киржача, малый монастырь. Возвращаясь, по воле святителя Алексия , в свой монастырь, преподобный Сергий поручил Р. окончить устроение новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков. Р. устроил Благовещенский монастырь и был образцом подвижнической жизни для своей братии. Скончался в 1392 году; мощи его почивают под спудом в храме, ныне приходском, заштатного города Киржача, Владимирской губернии, Покровского уезда. Память Р. - 29 июля.

Источник: Биографический словарь. 2008

РОМАНЬЯ
Romagna) - историч. обл. на С.-З. Италии. Осн. города - Равенна, Форли, Римини. Название "Р." носит с 6 в. (так назывались византийские владения в Италии, прежде всего Равеннский экзархат). После падения византийского господства (8 в.) территория Р. попала под власть лангобардов, затем пап; с 962 - в составе "Священной Римской империи". В 1278 императоры признали сюзеренитет папства над Р. Однако прочно папская власть укрепилась в Р. только с начала 16 в. В 1796 была оккупирована французскими войсками, входила в Циспаданскую республику, а затем и в другие гос. образования периода франц. господства в Италии. В 1815-59 - вновь в составе Папского гос-ва, кроме 1831, когда в ходе революции 1831 в Центр. Италии в Р. была свергнута папская власть и Р. вошла в Соединенные итал. провинции; во время революции 1848-49 Р. примкнула к образовавшейся в ходе ее Римской республике. В 1860 в результате референдума 1859 вошла в Сардинское (с 1861 - Итальянское) королевство. По конституции Итал. республики 1947 терр. Р. включена в состав адм. обл. Эмилия-Романья.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Роман
(франц. rornan), первоначально в средние века — лит. произведение на народном романском яз. в отличие от произведений на лат. яз.; позднее — вообще всякое прозаич. эпич. повествование. Для античности характерно соединение любовного и приключенч. Р. Сюжет строился на судьбе пары влюбленных, которых постигает внезапная разлука; далее они претерпевают многочисл. приключения и в конце концов находят друг друга. Основой образов героев античною Р. служат, как правило, человеч. типы, а не индивидуумы. Произведениям зачастую свойственна грубая эротика и черты буколики, нередко сказывается влияние вост. оргиастич. культов. Лит. технику (рамочный сюжет, перипетии, техника диалога), а гакже некоторые мотивы (разлука, cтранствия, узнавание и ттр.) Р. заимствовал у других лит. жанров. Генезис Р. как лит. жанра не выяснен. Р. предшествовали прозаич. рассказы логографов и до некоторой степени новеллы в «Истории» Геродота, а позднее — милетские рассказы. Под влиянием соприкосновения с Востоком с 4 в. до н. э. появляются произведения значительного объема, приближающиеся к co6cib. Р., — «Воспитание Кира» Ксенофонта, «Персия» Ктесия и «Александрия» Псевдо-Каллисфена. Древнейший дошедший до нас Р., сохранившийся во фрагментах, — «Роман о Нине», повествующий о любви основателя ассирийской державы Нина и Семирамиды. Широкую популярность жанр Р. завоевал, однако, только в императорскую эпоху. Его наиболее выдающимися представителями были Хари тон, Ксенофонт Эфесский, Лонг, Гелиодор, Ахилл Таций, у римлян — Апулей; наивысшего художеств, мастерства достиг Петроний, «Сатирикон» которого соединяет пародийное использование традиционных мотивов жанра с сатирич. изображением современности. Жанр Р. продолжал свое существование и в христианскую эпоху и особенно культивировался в Византии. К числу значительнейших памятников жанра Р. в христианской литературе принадлежат Псевдо-Клементины и апокрифич. Евангелия. В произведениях этого круга легко распознается влияние мотивов светских приключенч., любовных и историч. Р.; они не всегда свободны от вульгарности. Заметным явлением для средневековья были лат. пер. «Александрии», сделанный Юлием Валерием. Этот Р. наряду с «Историей Александра» Курция Руфа и Р. Филострата о жизни пророка и чудотворца Аполлония Тианского послужил образцом для многочисл. Р. об Александре.

Источник: Словарь античности. 1989

Роман
прозаич. жанр, возникший на исходе античности. Термин Р. появился в ср. века для обознач. бытовавшего в Европе повествования на «романском» (народном), яз., в отличие от ученой латыни, а затем был перенесен на близкие по содержанию произв. др.-гр. лит. Зарождение Р. относится, no-вид., еще ко II в. до н. э. или к более раннему вр., если первым его образцом считать беллетризованные «Деяния Александра». Для древ. Р., известных только в папирусных отрывках, число к-рых постоянно пополняется, характерна также прикрепленность авантюрного сюжета к ист. лицам - ассирийскому царевичу Нину, сыну афинского полководца Мильтиада Метиоху, египет. фараону Сесонхосису. Гр. Р., сохранившийся полностью, охватывает время с I до III в. н. э.: это произв. Харитона, Ксенофонта Эфесского, Ахилла Татия, Лонга, Гелиодора. Только в пересказе Фотия (IX в.) известны «Вавилоника» Ямвлиха и «Приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена, а «История Аполлония Тирского» дошла лишь. в переводе на лат. яз. В Греции подобные соч. носили разные назв.: «любовная повесть», «драма», «драматич. соч.» и т. д. Точных данных об авторах гр. Р. мы не имеем. Датировка сохран. Р. приблизительна. Самым ранним считается «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н. э.). Как жанр Р. формировался в то время, когда Греция, утратив независимость, стала частью огромного гос-ва, в к-ром события развивались независимо от воли граждан того или иного полиса. Сознание этого привело к утрате идеала гражданственности, уходу в мир частной жизни и личных чувств. Предшественником гр. Р. можно считать ист. повествование, в к-рое нередко вкрапливались любовные мотивы. В Р. постепенно ист. события становятся лишь фоном для приключений пары влюбленных. В лит. плане Р. явл. неким синтетическим жанром, вобравшим в себя черты ист. повеств., интригу из последних пьес Еврипида, приключения любовной пары из новой комедии, занимательный сюжет эпоса, любовные переживания, игравшие значит, роль в александрийской поэзии, нек-рые черты науч. прозы, мн. приемы оратор, иск-ва. Появившись как жанр низовой лит. и со временем подвергшись влиянию 2-й софистики, Р. становится в нек-рых своих образцах полезным чтением и для искушенного читателя. Имеющиеся материалы позволяют говорить о двух распространенных типах Р. - авантюрно-любовном и авантюрно-бытовом. При этом гр. Р. представлен авантюрно-любовной, а рим. - авантюрно-бытовой разновидностью. Гр. любовный Р. характеризуется рядом общих черт. Сюжет развивается по стандартной схеме. Двое прекрасных молодых людей, встретившись и сразу полюбив друг др., разлучены гневом божества. На пути к воссоединению они претерпевают многочисл. приключения: плен у разбойников, продажу в рабство, заключение в тюрьму, кораблекрушение, посягательство на их честь, мнимую смерть и т. п. Во всех Р. необычайно велика роль случая. В кон. Р. всегда торжествуют любовь и верность. Герои, как и их чувство, не изменяются, оставаясь такими же прекрасными и юными, какими они были в нач. Р., т. е. время для них как бы останавливается. Неск. особняком стоит Р. Лонга «Дафнис и Хлоя», в к-ром авантюрные черты сведены к минимуму, а гл. явл. показ зарождения и развития любви юных героев. Р. Ямвлиха и Антония Диогена отличались значит, элементом фантастики и магии. Авантюрно-бытовой Р. представлен двумя сохран. соч. рим. писателей Петрония (I в. н.э.) и Апулея (II в. н.э.). Оба произв. столь оригинальны, что делать выводы об общих закономерностях этого вида Р. весьма затруднительно. Общим можно считать сатир, изображение совр. автору жизни, а отсюда и несравненно больший, чем в любом гр. Р., реализм. Близко также композ. строение Р. как серии эпизодов, единств, связующим звеном к-рых явл. присутствие гл. героя. Р. Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», рассказывающий о жизни реал, лица, мага и проповедника I в. н. э., можно отнести еще к одной, видимо, существовавшей ветви Р. - к филос. Р., единственным образцом к-рого это соч. явл.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

РОМАН
(фр. roman — первоначально означало литературное произведение, написанное на романском, а не на латинском языке) — жанр эпической художественной литературы, в произведениях которого повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее психологических переживаниях и взаимоотношениях с окружающим миром. Принято считать, что этот жанр возник в Греции во II в. до н.э. Древние греки называли романы «повествованиями», сказами или просто книгами, представлявшими собой бытовые варианты изложения традиционных мифических сюжетов. Ранние греческие романы сохранились лишь в папирусных отрывках кон-ца I в. до н.э. или начала I в. н.э. До наших дней дошли целиком романы: «Херей и Калироя» Харитона (I–II вв. н.э.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II–III вв.), «Эфиопика» Гелиодора (III в.), «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского (II в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Тития (II–III вв.), построенные как испытания юных влюбленных в ходе различных авантюр. Следующий этап развития романного жанра был связан с римскими писателями Петронием, создавшим сатирико-бытовой приключенческий роман («Сатирикон») и Апулеем, включившим в повествование о странствиях героя риторические отступления, описания, многочисленные вставные новеллы («Метаморфозы, или Золотой осел»). В средневековых куртуазных романах бретонского цикла, связанных с именем французского трувера Кретьена де Труа, впервые была поставлена проблема места человека в обществе, его нравственного совершенствования в процессе испытаний. Новое качество приобретает роман в эпоху Возрождения. И содержание, и художественная структура, и стиль романа французского писателя Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» носят синтетический характер. В этом произведении содержатся зачатки плу-товского, философского романа, романа воспитания, романа-путешествия и утопического романа. Испанский писатель М. Сервантес не только ввел героя, обобщившего существенные черты человеческого характера, но и создал синтетический романный жанр, способный охватить жизнь своего времени в ее противоречиях, много-образии и развитии. С
XVI в. оформляется плутовской роман, вводящий в литературу стихию частной жизни и повседневных житейских ситуаций, связанных с судьбой предприимчивого человека из низших слоев. Первым романом, в котором главный интерес был сосредоточен на «правде страстей», на раскрытии внутреннего мира человека, создании его психологического портрета, был роман французской писательницы XVII в. госпожи де Лафайет «Принцесса Клевская». Начиная с XVIII в., ро-ман становится одним из ведущих жанров, пополняясь такими разновидностями, как семейно-бытовой (С. Ричардсон «Кларисса» и др.), социально-бытовой (Г. Фильдинг «История Тома Джонсанайденыша») и философский (Ш. Монтескье «Персидские письма») ро-маны. Основоположником подлинно исторического ро-мана стал В. Скотт («Уэверли, или 60 лет назад», «Айвен-го», «Квентин Дорвард» и др.), обратившийся к переходным эпохам, раскрывший жизнь частного человека на фоне исторических событий, невольным участником которых он становится. Развитие романа XIX–XX вв., приобретающего наибольшее сюжетное разнообразие, широко охватывающего жизнь в ее различных проявлениях, тесно связано с развитием реа-лизма. Крупнейшими мастерами реалистического романа на Западе были Стендаль, О. Бальзак, создатели «экс-периментального» и натуралистического романов Г. Флобер и Э. Золя, Ч. Диккенс, В. Теккерей, Т. Гарди, А. Франс, Р. Роллан и многие другие. Непревзойденные образцы романа дали русские писатели Л. Н. Толстой, создавший роман-эпопею и раскрывший «диалектику души», И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, обратившийся к «последним» вопросам бытия и сознания, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. В их творчестве определились такие особенности русского реалистического романа, как народность, патриотический пафос, обличительная сила, социально-психологическая глубина.
В XX в. происходит оформление биографического романа как самостоятельного жанра, построенного на сочетании психологического исследования личности и достоверного исторического документа (А. Моруа «Ари-эль, или Жизнь Шелли», «Байрон», «Лелия, или Жизнь Жорж Санд», «Три Дюма» и др.). Роман, являющийся основным жанром реалистической литературы XX в. обогащается новыми формами: роман-памфлет, роман-хроника, роман-антиутопия, научно-фантастический и социально-фантастический роман, связанный с именем английского писателя Г. Уэллса. В отличие от реалистического модернистский роман отказывается от всего со-циального, замыкается в рамках частного мира отдельной личности, изучения ее ощущений, переживаний, ее «потока сознания», углубляется в сферу подсознательного и иррационального (романы Ф. Кафки, В. Вульф, Д. Джойса, «неороман» А. Роб-Грие, Н. Саррот и др.). В модернистском романе начинается процесс разрушения романной формы: отказ от сюжета, интриги, создания характеров, заменяемых зарисовками внутренних состоя-ний различных лиц. Несмотря на обилие жанровых разновидностей, в развитии романа прослеживаются две основные линии: романы, основанные на внешнем действии, на изобра-жении событий, обилии персонажей и сюжетных линий («открытый» или экстенсивный роман); романы, отдающие предпочтение внутреннему действию, раскрытию жизни одного персонажа, его душевного состояния («за-крытый» или интенсивный роман). В зависимости от объема романы могут быть одночастными, двухчастными — дилогия, трехчастными — трилогия, четырехчаст-ными — тетралогия, пятичастными — пенталогия. Они могут складываться в циклы, связанные изнутри единством идей, сквозными персонажами и чисто сюжетно («Человеческая комедия» Бальзака, «Ругон-Маккары» Золя и др.). В зависимости от способов повествования выде-ляются романы, написанные в форме писем (эпистоляр-ный роман), дневника, диалога, мемуаров. Исключительно гибкая форма романа оказывает влияние на другие жанры, способствуя их видоизменению, «романизации» словесного искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РОМАН
фр. roman, нем. Roman, англ. novel – в позднее Средневековье любое произведение, написанное на романском, а не на латинском языке), жанр эпического рода литературы. Роман посвящен судьбе личности, ее становлению и развитию на фоне общественной жизни, что помогает осмыслить личность как часть всего общества. Так, напр., роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» показывает изменения в характере двух центральных персонажей: Евгения Онегина и Татьяны Лариной, – но в то же время развертывает панораму общественной жизни России.
Интерес читателя поддерживается в романе за счет интриги, в которой отражается конфликт между личностью и обществом. Интрига дает толчок действиям героя, обусловливает развитие сюжета, формирует композицию. Интрига реализуется в возникновении, обострении и разрешении какого-либо противоречия. Напр., в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конфликт Раскольникова с обществом начинается с получения им письма от матери, с одной стороны, и с его философских идей, изложенных в его статье, – с другой. Развиваясь, конфликт приходит к высшей точке (убийство старухи-процентщицы и ее сестры), затем продолжает развиваться на том же высоком идейно-эмоциональном уровне (страдания Раскольникова), пока не приходит к развязке: признание и каторга. Не всегда в романе противоречие получает разрешение: авторы часто пользуются «открытым финалом», предполагающим возможность продолжения повествования. Напр., в романе «Евгений Онегин» после объяснения героев следуют «Отрывки из Путешествия Онегина», хронологически предшествующие событиям 8-й главы.
Существуют два типа интриги: интенсивный и экстенсивный. В интенсивном, или «закрытом», романе изображены переживания одного человека. У истоков его – «Принцесса Клевская» мадам де Лафайет. В русской литературе к «закрытым» можно отнести романы И. С. Тургенева, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Обломов» И. А. Гончарова. Экстенсивный, или «открытый», роман сосредоточен не только на переживаниях отдельной личности, но и на обществе, окружающем ее. В нем много персонажей, второстепенных лиц, описаний обстановки, деталей быта, социального устройства жизни и т. д. У истоков этого жанра стоит роман М. Сервантеса «Дон Кихот». В русской литературе образцы «открытого» романа – «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Тематическое разграничение романов: исторический, социально-бытовой, психологический, детективный, фантастический, женский и т. д. – очень условно, т. к. часто в одном произведении соединяются черты психологического, социального и детективного романа («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).
Роман как жанр возник в античной литературе. Первые романы представляли собой вариации на мифологические темы с участием обычных людей с анализом чувств и переживаний героев: «Повесть о любви Херея и Каллирон» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Позднее появились приключенческо-юмористические романы («Золотой осел» Апулея). В Средние века развивался, прежде всего, рыцарский роман – роман из жизни рыцарей со множеством переживаний и приключений, в нем появились диалоги и психологические портреты персонажей. Герои стали более индивидуализированными, у них появился характер («Сказание о Тристане и Изольде»). В эпоху Возрождения был создан один из самых знаменитых романов – «Дон Кихот» М. Сервантеса, в котором впервые поставлена проблема разлада личности и общества, ставшая впоследствии главной проблемой реалистических романов. Кризис гуманизма привел к появлению в эпоху позднего Возрождения авантюрно-бытового, плутовского романа, с одной стороны, и пасторального романа – с другой. В плутовском романе герой-пройдоха попадает в комичные ситуации и всегда ловко из них выпутывается. В пасторальном романе изображена идиллия, идеальная жизнь любящих друг друга молодых людей (часто пастухов и пастушек, откуда и название). В эпоху Просвещения оформляется жанр психологического романа («Принцесса Клевская» мадам де Лафайет). Психологическая тенденция сливается с авантюрной в романе А. Ф. Прево «Манон Леско». Создание психологически богатых характеров продолжили С. Ричардсон в сентиментальных семейно-бытовых романах «Памела» и «Кларисса Гарло» и Ж. Ж. Руссо в эпистолярном романе «Юлия, или Новая Элоиза».
Создание социально-психологического романа совершалось в английской литературе. Г. Филдинг, Т. Смоллетт, В. Скотт изображали судьбу героев на фоне детерминирующего ее социального фона. В. Скотт показывал судьбу человека на фоне исторического потока. Романы Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Ч. Диккенса и У. Теккерея проникнуты пафосом познания и объяснения закономерностей, который соединялся с логически построенной и драматизированной композицией. В последней трети 19 в. роман пишется в традициях натурализма: цикл «Ругон-Маккары» Э. Золя, «Жермини Лассерте», «Актриса» братьев Гонкур.
В русской литературе роман как жанр начинает формироваться в конце 18 в. (Н. М. Карамзин, М. Д. Чулков, В. Т. Нарежный и др.). Формирование социально-психологического детерминизма началось в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и продолжилось в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова. Два открытия, важных для поэтики романа вообще, принадлежат Ф. М. Достоевскому и Л. Н. Толстому. Особенность романов Достоевского – так называемая «полифония», т. е. самостоятельность и смысловое равноправие наряду с авторским голосом голосов героев. У Достоевского нет одного носителя истины, каждый герой (также и автор) в какой-то мере обладают ею. Отсутствие единой точки зрения делает восприятие читателя объемным, противоречивым, заставляя его тем самым размышлять и самому искать истину. Л. Н. Толстой показывает в своих романах «диалектику души» (Н. Г. Чернышевский), т. е. развитие личности как спонтанный психический процесс. Подчеркивая текучесть и неопределенность этого процесса, автор останавливает внимание читателя на важных для эволюции героя моментах: напр., эпизод с дубом в «Войне и мире», важный для развития князя Андрея.
В литературе 20 в. роман продолжает играть заметную роль – Дж. Голсуорси, Т. Манн, Г. Манн, Дж. Лондон ищут новые пути разрешения конфликта между личностью и обществом. Формируется роман «потока сознания» (М. Пруст, Дж. Джойс), происходит разрушение социально-психологического детерминизма Ф. Кафка). Жанр романа становится более размытым, события изображаются с разных точек зрения (У. Фолкнер) или с позиций фольклорного сознания (Г. Гарсия Маркес).
В России 20 в. появляется модернистский роман (А. Белый, Ф. К. Сологуб). Но с наступлением советской власти роману навязывается догматика социалистического реализма, иногда сознательно приемлемая авторами (А. А. Фадеев, Н. А. Островский, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов). Развивались сатирический (авантюрный, плутовской) роман (И. Ильф и Е.Петров, М. Булгаков), историко-биографический роман (Ю. Н. Тынянов). Отказ от детерминизма наиболее ярко проявился в творчестве А. П. Платонова.
В современной литературе появляется много детективных, приключенческих, любовных романов, поддерживающих интерес читателя за счет постоянной смены событий и драматических положений, такие романы относятся к массовой литературе и создаются для отдыха и развлечения. Наряду с ними появляются постмодернистские романы (М. Павич, У. Эко, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, И. Стогов); их характерная особенность – смешение жанров, использование особенностей летописи, журнала, компьютерной игры, анекдота.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Романы

Романы - русские князья. Роман Васильевич, князь ярославский, участник Куликовской битвы, основатель г. Романова. Р. Владимирович - св. князь угличский (1261 - 1285); соорудил до 15 храмов, устроил богадельни и странноприимные дома; часто беседовал с опытными иноками и любил читать душеспасительные книги. Осиротелый, вдовый и бездетный, Р. посвятил последние дни жизни молитве, посту и благотворительности. Р. мирно почил 3 февраля 1285 года и погребен в соборном храме города Углича. В 1486 году при копании рвов для основания новой соборной церкви, обретены нетленные мощи Р. По распоряжению патриарха Иова , они были вновь освидетельствованы в 1595 году казанским митрополитом Гермогеном. В 1609 году поляки предали огню соборный храм и мощи Р.; останки их хранятся в соборе. Р. Георгиевич - князь новгородский (из кн. литовских). В 1386 году, во время войны великого князя Дмитрия Иоанновича с новгородцами, выступил против великого князя, но, не дойдя до московской рати, возвратился; через семь лет снова пошел "с охочими людьми" на волости великого князя и взял несколько городов; в 1394 году ходил с новгородцами "ратью" ко Пскову; в 1398 году был убит "на Шолоне". Р. Глебович, князь рязанский. В 1177 году, вместе с отцом Глебом Ростиславичем , потерпел поражение от великого князя Всеволода Юрьевича при р. Колокше и был взят в плен, в котором находился два года. Возвратившись в Рязань, Р. стал "уимать волости" у своих братьев, но великий князь Всеволод Юрьевич, разбив его сторожевой отряд, заставил его заключить мир "по всей своей воле" (1180). В 1183 году он ходил с великим князем на болгар. Через три года, в союзе с братьями, взял Пронск, но вскоре был выгнан оттуда великим князем, с которым в 1196 году ходил против Ольговичей к Чернигову и в 1205 году против половцев. В 1207 году, за измену (сношения с Ольговичами), великий князь заключил его в тюрьму во Владимире, где он и умер. Р. Глебович, князь смоленский, известный по походу 1293 года с новгородской ратью в шведскую землю и по осаде Дорогобужа, где он был ранен (1300). Р. Данилович, князь галицкий; в 1253 году, во время похода на Литву, взял Городен; через два года пленил великого князя Изяслава Владимировича . В 1256 году ходил с отцом против ятвягов. В 1257 году, женившись на Гертруде, сестре герцога австрийского Фридриха, поселился в Неперьце (Нейбург, близ Вены), но, теснимый Оттокаром богемским, вскоре должен был вернуться в Новгородок. В 1260 году Войшелк "учинил над ним велику лесть" и захватил в плен, но его выручили кн. Даниил и Василько Романовичи . Умер в 1288 году. Р. Игоревич, князь северский. В 1183 году участвовал в походе своего отца Игоря Святославича против половцев; в 1202 году, после участия на съезде Ольговичей в Чернигове, ходил вместе с другими князьями на Галич и тогда же был призван галичанами на княжество, но пробыл там недолго: вследствие распри с братом Владимиром, бежал в Венгрию. Вернувшись оттуда в 1203 году с отрядом венгров, он победил брата и занял галицкий стол. Через два года на него напал венгерский воевода Бенедикт, взял в плен и отправил в Венгрию, откуда в следующем году ему удалось бежать и в союзе с братом Владимиром наказать Бенедикта. Заняв звенигородский стол, Р. в 1208 году казнил около 500 галицких бояр. Осажденный в Звенигороде венгерским королем, он был взят в плен и, по настоянию галичан, повешен. Р. Игоревич, князь рязанский. В 1207 году участвовал в походе на Пронских князей, потерпел поражение от Олега Владимировича и был отвезен во Владимир, откуда его выпустил Юрий Владимирович в 1212 году. Во время съезда князей в Исадах (1216) был изменнически убит, вместе с другими рязанскими князьями, Глебом Владимировичем . Р. Ингваревич, князь рязанский; был убит в сражении с татарами под Коломной в 1237 году, на двадцатом году княжения. Р. Михайлович, сын св. Михаила Черниговского , князь брянский. В 1263 году одержал блестящую победу над литовцами; в 1274 году снова ходил против литовцев; в 1285 году напал на Смоленск и сжег его пригород; в 1305 году потерпел поражение от Гедимина, отнявшего у него Брянск. Р. Михайлович, князь брянский. В 1375 году участвовал в походе великого князя Дмитрия Иоанновича против тверского князя; в 1401 году Витовт сделал его смоленским наместником, но смольняне убили его и призвали своего прежнего князя Георгия Святославича . Р. Мстиславович, князь галицкий. В 1168 году он сел на новгородское княжение; в том же году совершил удачный поход под Торопец, а в следующем отразил союзных князей, явившихся под Новгород с Андреем Боголюбским во главе. В 1173 году, по смерти своего отца, перешел во Владимир Волынский и в течение 15 лет занимался "устроением" и защитой своего княжества от ятвягов и литовцев. В 1188 году, пользуясь беспорядками в Галицкой земле и недовольством народа своими князьями, Р. занял Галич, оставив во Владимире своего брата Всеволода . Вскоре, однако, прежний галицкий князь Владимир, с помощью венгров, прогнал его из Галича. Он пошел к брату, но, не принятый им, тщетно пытался овладеть Галичем с помощью своего тестя, великого князя Рюрика Ростиславича, потом Владимиром, с помощью поляков, после чего получил от Рюрика в удел Торческ, Треполь, Корсунь, Богуслав и Канев, а от брата Всеволода, испуганного угрозами Рюрика, - Владимир. Через семь лет Р. должен был уступить свои уделы Всеволоду Юрьевичу и бежал в Польшу за помощью, но не достиг цели. По возвращении получил от великого князя небольшой удел, но, недовольный этим, стал сноситься с Ольговичами, в союзе с ними опустошил в 1196 году Киевскую землю и в том же году напал на ятвягов, мстя им за набег на его владения. В 1199 году, несмотря на упорное сопротивление бояр-галичан, Р. захватил, по смерти Владимира, галицкое княжение, пользуясь помощью польского короля Лешка , и, таким образом, стал сильнейшим князем в Южной Руси. В следующем году он "много сотворил зла" своему тестю и другим князьям, мстя за прежние "обиды"; в 1201 году принял к себе бежавшего из Византии Алексея Ангела; в 1202 году захватил Киев и посадил в нем Ингваря Ярославича ; в 1203 году захватил Рюрика и постриг его в монахи, присоединив к своим владениям и Киевское княжество. В 1205 году ходил на защиту Лешка против Владислава и взял уже два города, но враги помирились, и Р. должен был вернуться домой. На пути на него напали, около г. Завихвоста, поляки и убили его. Смерть Р. произвела большое впечатление и имела важные последствия. Тотчас же в Галицкой земле начались продолжительные усобицы; особенно тяжела была потеря его для Волыни, лишившейся в нем лучшего охранителя и защитника от ятвягов и литовцев. Последних, по преданию, он запрягал в плуги вместо волов, откуда и поговорка: "Романе, Романе, худым живеши, Литвой ореши". К нему обращался за помощью против половцев византийский император Алексей Ангел, и он помог ему; папа Иннокентий III предлагал ему корону, но Р. отказался от нее. Получив первоначальное воспитание при дворе польского короля Казимира, он был образованнее многих русских князей. Ср. А.М. Андрияшев "Очерк истории волынской земли до конца XIV столетия" (Киев, 1887 год). Р. Олегович, св. - князь рязанский (1258 - 1270), сын Олега Ингваревича , скончавшегося в 1258 году иноком. Р. старался, сколько мог, облегчать участь разоренных и угнетаемых татарами подданных своих. Один из баскаков, которого Роман удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, донес хану Менгу-Темиру , что князь рязанский поносит великого царя и его веру. Хан вызвал Р. в Орду и велел объявить ему, что он должен выбрать одно из двух: или смерть мучительную, или веру татар. Князь отвечал, что он, покорный воле Божией, повинуется власти хана, но никто не заставит его изменить своей вере. Татары стали бить князя, а затем в оковах бросили его в темницу. На месте казни Р. стал говорить собравшемуся народу о святости веры Христовой; ему отрезали язык. Затем ему вырезали глаза, обрубили персты рук и ног, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги. Когда осталось одно туловище, но еще с искрами жизни, мучители содрали с головы кожу, отрубили голову и воткнули ее на копье. Мученический подвиг Р. совершился 19 июля 1270 года. Память Р. как мученика постоянно чтится в русской церкви. Р. Ростиславич, сын Ростислава Мстиславича - князь смоленский и великий князь киевский. В 1151 году помогал Изяславу Мстиславичу отстаивать Киев от Юрия Долгорукого , много содействовал поражению последнего при р. Руте и защищал против него Чернигов. В следующем году помогал Изяславу против Святослава Ольговича II ; в 1154 году занял новгородский стол, но в том же году был изгнан. В 1158 году участвовал в походе Рогволода полоцкого против других полоцких князей, в 1159 году - в походе Святослава Ольговича против Святослава Владимировича, в 1169 году - во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и затем в походе последнего на Новгород. Андрей, в 1172 году, посадил его на великое княжение киевское, но через два года, разгневанный отказом Р. выдать киевских бояр, заподозренных в убиении кн. Глеба Юрьевича , заставил его удалиться из Киева в Смоленск. После убиения Андрея Боголюбского Р. сел в Киеве, но в 1177 году Святослав Всеволодович вновь заставил его удалиться в Смоленск, где он и скончался в 1180 году, пробыв один год (1179) в Новгороде. Летописец воздает большие похвалы его христианскому смирению, братолюбию и заботам о нищих и о делах церковных. За 15-летнее управление Смоленском Р., подобно своему отцу, заботился о добрых отношениях к вечу. По словам летописи, он "был весьма учен во всяких науках и к учению многих людей понуждал, устрояя на то училища, и учителей греческих и латинских содержал своей казной..." Очень естественно, что он "не хотел иметь священников неученых". "Вельми силен был, но войны ненавидел, разве принужден был". Истратив все свои средства на просвещение смоленского народа, Р. умер в совершенной бедности, так что смольняне на погребение его должны были собирать деньги и хоронить на общественный счет. См. С.П. Писарев "Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк" (Смоленск, 1898). Р. Святославич - князь тмутараканский. Впервые упоминается под 1077 год, когда к нему бежал в Тмутаракань Борис Вячеславич ; затем под 1079 год, когда он приходил с половцами в киевскую землю и был убит ими.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Романы Гончарова в зеркале дискурсивной поэтики. Рец. На кн. : Молнар А. Поэтика романов И. А. Гонча

Федунина Ольга Владимировна
Читать PDF

Исторические романы Вальтера Скотта - субстанциальный фактор формирования шотландской национальной и

Федорова Татьяна Александровна
В данной статье рассматривается влияние исторических романов Вальтера Скотта на формирование национальной идентичности Шотландии на рубеже XVIII начала XIX века.
Читать PDF

Новое прочтение старых мифов (романы З. Толгурова рубежа ХХ-ХХI вв. )

Жангуразова Нажабат Абударахмановна
Читать PDF

Романы о революции сквозь призму историософии («Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Тихий Дон» М. Шолохо

Максимов Максим Александрович
Б. Пастернак и М. Шолохов считаются в истории русской литературы антиподами. Но при всех различиях стиля и жанра они близки на философско-историческом уровне. Это прослеживается на примере их главных произведений.
Читать PDF

Романы конца 1990-х 2000-х гг. Об изменении поколенческих связей и передачи опыта

Рытова Татьяна Анатольевна
Русская литература 1990-2000-х гг. акцентирует кризис связей «дедов», «отцов» и «детей». Однако авторы пытаются осмыслить передачу поколенческого опыта в условиях разрыва опыта цивилизационного. В романах 1990-х гг.
Читать PDF

«Наследственное сродство» И. А. Гончарова и В. Скотта (романы «Обрыв» и «Пират»)

Жилякова Эмма Михайловна
В статье рассматривается вопрос о значении романтических традиций в творчестве И.А. Гончарова. В круг художественных исканий писателя, связанных с созданием «Обрыва», вводится роман В. Скотта «Пират».
Читать PDF

Историческая тема в русской литературе 1830-годов и романы Ф. В. Булгарина

Хаткова Ирина Нальбиевна
В статье рассматривается творчество Ф.В.Булгарина одной из ключевых фигур русской литературной жизни и журналистики второй четверти XIX века.
Читать PDF

2004. 04. 034. Аверин Б. В. Дар Мнемозины: романы Набокова в русской автобиографической традиции. -

Колядич Т. М.
Читать PDF

Семантика любви как культурно-исторического феномена: романы Жорж Санд

Литвиненко Н. А.
Любовь рассматривается в контексте историко-культурных исканий XVIII-XIX вв. В центре внимания литературоведческий, романный и романтический аспекты проблемы, ее воплощение в романах Жорж Санд.
Читать PDF

2003. 02. 010. Красильникова Е. Г. Постмодернистские романы Владимира Казакова. М. : Прометей, 2001.

Жулькова К. А.
Читать PDF

Романы Оэ Кэндзабуро "Личный опыт" и "футбол 1860 года": личность в мифологическом пространстве

Хузиятова Е. Т.
The article by E. Khouziatova presents a study of some works of Oe Kenzaburo written in his "mature" period.
Читать PDF

2002. 03. 034. Хасин г. Театр личной тайны: русские романы В. Набокова. М. ; СПб. : летний САД, 2001

Рыкунина Ю.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • УЖАСОВ ФИЛЬМЫ И РОМАНЫ

    один из популярных жанров массовой литературы и кино. Произведения этого жанра нацелены на то, чтобы испугать зрителя или читателя, но и в то же время очистить его морально с помощью преувеличения,
  • Любимов 1-й, Роман Васильевич

    (1784 — 18.6.1838). — Полковник, командир Тарутинского пехотного полка. Член Союза благоденствия (1817 или 1818). Приказ об аресте — 13.1.1826, доставлен из Юрьева-Польского в Петербург на гл. гауптвахту — 23.1; 25.1 п
  • Роман, 1512 г

    игум. Златовратского Спаского мон., во Владимире на Клязьме. {Половцов}
  • Роман, 1513 г

    игум. Липенского Никол. новгородск. мон. {Половцов}
  • Роман, 1554 г

    игум. Ефремова Перекамского мон. {Половцов}
  • Роман, 1661 г

    строитель уфимской Рождественской пустыни. {Половцов}
  • Роман, 1680 г

    строитель Анзерского скита при Соловецком мон. {Половцов}
  • Роман, 1685 г

    строитель Печенгского мон. в г. Коле. {Половцов}
  • Роман, 1520—34 г

    игум. Терехова Рязанск. мон. {Половцов}
  • Роман, 1657—61 г

    строитель Никол. мон. в Переяславле-Залесском. {Половцов}
  • Роман, 1671—72 г

    игумен Молченской Путивльской пустыни. {Половцов}
  • Роман, 1663—85 г

    игумен Никитского Переяславск мон. {Половцов}
  • Абрамович, Роман Аркадьевич

    Губернатор — председатель правительства Чукотского автономного округа; родился 24 октября 1966 г. в г. Саратове; рано лишился родителей, был усыновлен братом отца, до окончания средней школы жил в ег
  • Армстронг, Роман Адамов

    генер.-лейт. корп. горн. инжен.; р. 1792, † 1865 г. 12 апр. {Половцов}
  • Армстронг, Роман Адамович

    — горный инженер, генерал лейтенант, сын Армстронга Адама Васильевича, род. в 1791 г., ум. в 1864 г. Образование получил в Шотландии, причем был товарищем Вальтер Скотта по Эдинбургскому университету. Ве
  • Бочин, Роман Афанасьевич

    дьяк 1676—92 г. {Половцов}
  • Тюменский, князь Роман Агишев

    воевода в разных полках и городах и на службе во дворце; участвует в свадьбах: Ивана Грозного (в 7-й) и Федора Ивановича 1578 г. {Половцов}
  • Лурия, Роман Альб

    д-р мед., р. 1874. {Венгеров}
  • Роман об Александре

    см. "Деяния Александра".
  • Тушин, Роман Андреевич

    пристав при сосланном в 1601 г. Михаиле Романове, потом воевода в Туринске, 1608 г. {Половцов}