Ромни

Найдено 1 определение
Ромни
, Джордж (Romney, George) 1734, Долтон-ин-Фернесс, Ланкашир — 1802, Кендал. Английский живописец и график. Работал главным образом в жанре портрета. Учился у странствующих провинциальных мастеров Кендала и Йорка, в том числе у К. Стила (1755—1757). Наряду с портретом готовил себя к работе в историческом жанре. В 1762 переехал в Лондон и уже в следующем году был награжден премией "Общества искусств". В 1764 посетил Париж. Но наиболее важным стало путешествие по Италии (1773—1775), где он окунулся в атмосферу набирающего силу неоклассицизма, копировал Рафаэля и Микеланджело, познакомился с Фюсли. Менее разнообразный и тонкий мастер, нежели его великие современники Рейнолдс и Гейнсборо, он лучше других чувствовал чистоту классического рисунка, величавость ниспадающих тяжелыми складками драпировок, уподобляющих фигуру колонне, красоту холодного колорита, где он часто отдает предпочтение торжественному и сияющему сочетанию красного и белого. Эти качества роднят его с мастерами неоклассицизма, которому он был наиболее близок среди английских художников. Групповые портретные композиции выдают в Ромни несостоявшегося исторического живописца. В его полотнах предстает идеализированный облик английского общества. Вместе с тем лучшие холсты Ромни написаны с большой легкостью (brio), особой живописной элегантностью. Имя художника неразрывно связано с образом леди Гамильтон. Он написал более 20 ее портретов, изображая в аллегорических композициях в облике античной богини, пастушки, весны и т. д. Среди друзей Ромни было много интеллектуалов, которые вдохновили его на сюжеты из английской литературы. На эти темы он писал картины для Шекспировской галереи Бойделла. Художник уделял большое внимание также рисунку, работая сепией в неоклассическом стиле. Его графические работы были высоко оценены, но уже после смерти мастера (большое их собрание — Кембридж, Музей Фицуильям). В целом же мечтам Ромни о "большом стиле" (Grand Manner) не было суждено осуществиться. В 1798 его здоровье резко ухудшилось, и он возвратился в Кендал. Основные произведения: Дама в коричневом платье (1775, Лондон, галерея Тейт), Ричард Камберленд (ок. 1776, Лондон, Нац. портретная галерея), Семья Бомонт (ок. 1778, Лондон, галерея Тейт), Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Граф Грей (1784, Итон, колледж), Портрет Эммы, леди Гамильтон (ок. 1785, Лондон, Нац. портретная галерея), Весна (1782—1786, Лондон, галерея Кенвуд-Хаус, собрание Айви), Вечерняя прогулка (Портрет сэра Кристофера и леди Сайкс; 1786, Следмер, собрание Р. Сайкс).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Chamberlain A. B. George Romney. London, 1910.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006