музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы — рефрена и различных эпизодов. В стихосложении — твердая форма, стихотворение в 15 строк с особой рифмовкой.
РОНДО
РОНДО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РОНДО
франц. rondeau, от франц. rond – круг), в стихосложении – твердая форма; 15-строчное стихотворение на две рифмы, со схемой рифмовки aabba – abbx – abbax (здесь x – короткий холостой стих, состоящий из начальных слов 1-го стиха). Форма была популярна во французской лирике 15–17 вв. (Клеман Маро, Венсан Вуатюр и др.). Она развилась из ронделя (франц. rondel), родственной твердой формы, существовавшей в поэзии 14–15 вв. в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Рондель, представлявший собой 13-строчное стихотворение также на две рифмы, в свою очередь, развился из триолета (обе эти формы – каждая в свое время – назывались рондо), на что указывает его схема рифмовки: a b ba – aba b – abbaa (знаком астериска отмечены повторяющиеся строки). Исторические истоки триолета, ронделя и рондо – танцевальные песни древних народов Европы. В Новое время они использовались в стилизациях «под старину». В России к ним обращались стихотворцы «серебряного века» (В. Я. Брюсов, И. Северянин и др.).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006