РОСЦИЙ
РОСЦИЙ
Квинт (ок. 130 до н.э. — ок. 62 до н.э.) — выдающ. рим. комич. актер. Был сыном вольноотпущ.; носил прозвище Галл, что указывает на его происхожд. из Галлии. Пользовался большой популяр. у рим. публики. С именем Р. связывают введение в рим. театре маски (ок. 110 до н.э.). По имеющ. сведениям, был автором несохранивш. книги о театрал. иск-ве. Р. высоко ценил Цицерон (речь «За Кв. Росция — актера»).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
РОСЦИИ
• Rosc?i,
1. L. Roscius, посланный в качестве посла в город Фидены, был убит жителями этого города. Liv. 4, 17;
2. Sext Roscius из Америи в Умбрии, после умерщвления его отца Секста, конфискации имения во времена Сулловых проскрипций, покупки его вольноотпущенником Суллы, Хрисогоном, и разделения добычи с двумя Р., был изгнан из отцовских поместий и даже обвинен впоследствии К. Еруцием в отцеубийстве; однако Цицерон с большим умением и успехом защитил его речью в 80 г. до Р. X. Plut. Cic. 3. Cic. off. 2, 14, 51. Gell. 15, 28;
3. один из знаменитейших и любимых публикой римских актеров. Рожденный в рабстве, он происходил из деревушки Селония при Ланувье, впоследствии выкупил себя на волю и стал носить имя Квинта Росция Галла. Одаренный от природы стройным, гибким станом, он сумел посредством тщательного изучения мимики, а в особенности тем, что наблюдал за мимикой самых значительных ораторов на форуме, придать этому дару природы столько стройности и привлекательности, что его venustas была всеми признана и восхваляема. Будучи уже актером, он все-таки не оставлял занятия мимикой, так что о нем рассказывают, будто он не сделал на сцене ни одного жеста, о котором дома не подумал и которого не изучил. Cic. de or. 1, 59. Cic. Arch. 8. Он занимался своим искусством также теоретически и написал сравнение между ораторским и сценическим искусством, почему и был назван Горацием (ер. 2, 1, 82) doctus Roscius (ср. также Aesopus, Эзоп). Он был наиболее уважаемый любимец римской публики, и величайшие государственные мужи, как, напр., Сулла и Цицерон, вели с ним дружбу, тем более что он был велик также как человек. Он содержал также театральную школу, пребывание в которой, служило рекомендацией каждого воспитанного в ней молодого актера. Cic. Rosc. cоm. 10. 11. Р. играл более всего в комедиях, а именно, против обычая тогдашних актеров, чаще всего без маски и был неподражаем в представлении страстей и таких ролей, которые требовали живой жестикуляции. Cic. de or. 2, 57. 3, 26. За свои труды он получал довольно значительное вознаграждение. Plin. 7, 40. Как кажется, он покинул сцену только незадолго до смерти. Умер он в 62 г. до Р. X. Цицерон защищал его против обвинения К. Фанния Хереи из-за преданного ему раба (по имени Панурга), которого он должен был обучить сценическому искусству. Между тем раб был убит неким Флавием. В процессе дело шло о том, как разделить вознаграждение, данное Флавием сперва Росцию, а потом Фаннию;
4. Луций Росций Оттон, народный трибун в 67 г. до Р. X., издал закон о театральных представлениях;
5. Л. Росций Фабат, приверженец Цецаря, пал в 43 г. до Р. X. в битве при Мутине. Cic. ad. fam. 10, 33.
1. L. Roscius, посланный в качестве посла в город Фидены, был убит жителями этого города. Liv. 4, 17;
2. Sext Roscius из Америи в Умбрии, после умерщвления его отца Секста, конфискации имения во времена Сулловых проскрипций, покупки его вольноотпущенником Суллы, Хрисогоном, и разделения добычи с двумя Р., был изгнан из отцовских поместий и даже обвинен впоследствии К. Еруцием в отцеубийстве; однако Цицерон с большим умением и успехом защитил его речью в 80 г. до Р. X. Plut. Cic. 3. Cic. off. 2, 14, 51. Gell. 15, 28;
3. один из знаменитейших и любимых публикой римских актеров. Рожденный в рабстве, он происходил из деревушки Селония при Ланувье, впоследствии выкупил себя на волю и стал носить имя Квинта Росция Галла. Одаренный от природы стройным, гибким станом, он сумел посредством тщательного изучения мимики, а в особенности тем, что наблюдал за мимикой самых значительных ораторов на форуме, придать этому дару природы столько стройности и привлекательности, что его venustas была всеми признана и восхваляема. Будучи уже актером, он все-таки не оставлял занятия мимикой, так что о нем рассказывают, будто он не сделал на сцене ни одного жеста, о котором дома не подумал и которого не изучил. Cic. de or. 1, 59. Cic. Arch. 8. Он занимался своим искусством также теоретически и написал сравнение между ораторским и сценическим искусством, почему и был назван Горацием (ер. 2, 1, 82) doctus Roscius (ср. также Aesopus, Эзоп). Он был наиболее уважаемый любимец римской публики, и величайшие государственные мужи, как, напр., Сулла и Цицерон, вели с ним дружбу, тем более что он был велик также как человек. Он содержал также театральную школу, пребывание в которой, служило рекомендацией каждого воспитанного в ней молодого актера. Cic. Rosc. cоm. 10. 11. Р. играл более всего в комедиях, а именно, против обычая тогдашних актеров, чаще всего без маски и был неподражаем в представлении страстей и таких ролей, которые требовали живой жестикуляции. Cic. de or. 2, 57. 3, 26. За свои труды он получал довольно значительное вознаграждение. Plin. 7, 40. Как кажется, он покинул сцену только незадолго до смерти. Умер он в 62 г. до Р. X. Цицерон защищал его против обвинения К. Фанния Хереи из-за преданного ему раба (по имени Панурга), которого он должен был обучить сценическому искусству. Между тем раб был убит неким Флавием. В процессе дело шло о том, как разделить вознаграждение, данное Флавием сперва Росцию, а потом Фаннию;
4. Луций Росций Оттон, народный трибун в 67 г. до Р. X., издал закон о театральных представлениях;
5. Л. Росций Фабат, приверженец Цецаря, пал в 43 г. до Р. X. в битве при Мутине. Cic. ad. fam. 10, 33.